Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Гносеологически возможности фотографии как метода визуальной социологии




 

О гносеологических возможностях фотографии, как методе визуальной социологии, по сей день идут споры, которые, вероятно, еще долго будут иметь месть в рамках позитивистского дискурса. Это подтверждается тем фактом, что еще с начала момента вхождения фотографии в социологию (начало XX века), у неё появляется армия противников. В частности, редактор «Американского журнала социологии», Альбион Смолл, приверженец бихевиористского подхода, считал, что визуальный язык только подбавляет красок образу дилетантизма социологии[22].

Мнение П. Штомпки не столь категорично: фотография - не есть самостоятельный, автономно применимый метод социологии, скорее – некоторое важное приложение к другим социологическим методам. Фотография используется при методе наблюдения, также возможен контент-анализ фотографии. Фотография может стать весьма полезным атрибутом в классическом социологическом интервью[23]. Социологическая фотография, по его мнению, выполняет ряд важных познавательных функций: информационно-документальную, эвристическую, пояснительную.

Фотография интересна для социологов в трех аспектах: как объект анализа, как материал социокультурного анализа, как инструмент сбора социологической информации[24]. Вот как раз последнее и имеет в виду П. Штомпка, говоря о применимости фотографии в качестве технического подспорья в различных методиках наблюдения: контент-анализе, интервью, наблюдении и т.д. Применение фотографии в качестве самостоятельного или взаимодополняющего метода невозможно без наличия у исследователя визуального воображения. Визуальное воображение – «наиболее утонченное, рефлексивное и критическое понимание мира визуального и нашего места в нем». Визуальное воображение, сопряженное с использованием фотографического материала, позволяет решать основную задачу: мы пытаемся раскрыть некоторые особенности существования общества, его культуры.

Некоторые авторы считают, что метод анализа фотографий (визуальный метод) разновидностью метода анализа документов[25]. Дягилева и Журавлева утверждают, что по форме выражения фотография относится к визуальным документам. Метод анализа документов имеет и качественный, и количественный подход. Качественный подход заключается в интерпретации информации, содержащейся в документе, ее толковании. Качественный анализ охватывает глубинные, скрытые смыслы содержания фотокарточки. Основное ограничение данного метода в рамках качественного подхода – субъективность интерпретации исследователем информации, обусловленная влиянием его ценностей, убеждений, предпочтений. Количественный (формализованный) анализ фотографий происходит посредством выделения визуальных элементов, значимых с точки зрения цели проводимого исследования, затем выполняется анализ количественных результатов.

Поле применения фотографии для фиксации общественно значимых явлений широко. Штомпка перечисляет ряд визуально доступных объектов и явлений, которые позволяют осуществлять социологический анализ: контекст, люди, действия, социальное взаимодействие, социальные группы и коллективные действия, культура, окружение (среда). Так, фиксируя с помощью фотоаппарата того или иного человека, по элементам одежды, орнаменту тела (татуировка, макияж) и некоторым другим вещам можно сделать выводы о благосостоянии, о стиле жизни этого человека. Посредством фотографирования того или иного действия человека/коллектива можно выявить некоторые значимые для людей ценности, лежащие в основе мотивов: будь то ритуальное поведение в момент бракосочетания или девиантное поведение. В сфере культуры метод фотографии также применим: исследователь имеет возможность регистрации материальных атрибутов культуры, некоторых проявлений моды, определенного типа поведения, в котором проявляются заложенные в обществе традиции, ценности. Наконец, фотографии окружающей среды, являющейся отражением человеческой деятельности, человеческой культуры, много могут сказать о качестве жизни населения, проживающего на той или иной территории. Окружающая среда, включающая и природное, и искусственное, созданное человеком, окружение (техническая инфраструктура, атрибуты «автомобильной цивилизации) - это все элементы, составляющие категорию качества жизни, по Дж. Форрестеру. Они поддается фиксации, фотографируются, далее – подвергается социологическому анализу, а значит, возможности метода фотографии, метода визуальной социологии, распространяются и на анализ категорий «качество жизни» и «ценности» населения.

 

Заключение

 

Современный социальный мир буквально изобилует визуальными образами. Этот факт, а именно существование визуально доступных для восприятия аспектов социальности, становится предметом исследования для ряда социально-гуманитарных наук. Наличие массовых визуальных изображений в окружающем мире представляют определенный интерес и для социологии. Применение метода визуальной социологии, фотографии, позволяет расширить границы познания визуального универсума социальной действительности. Эра «вездесущего образа» заставляет социологов мобилизовать все свои когнитивные способности, чтобы открыть дверь для «третьей социологии», как называет её Пётр Штомпка. Быть может, «третья социология» и есть предвестник «Третьей волны», о которой еще 1980-м году писал американский футуролог Э. Тоффлер.


[1] См. об этом: Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник – М.: Логос, 2007. С. 13.

[2] См.: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М.: «Медиум», 1996.

[3] См.: Williams R. Culture and society. 1780-1950. – Garden City, New York: Anchor Books Doubleday & Company, Inc., 1960.

[4] См.: Hall S. The work of representation // Representation: Cultural Representations and Signifying Practices / Ed. by S. Hall. London, 1997.

[5] Барт Р. Camera lucida — М.: Ad Marginem, 1997.

[6] См. об этом: Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 137.

[7] См. подробнее: Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии. // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3-4.

[8] См. об этом: Штомпка П. Введение в социологию. // INTER (интеракция, интервью, интерпретация). 2007. № 4. С. 6-12.

[9] См. подробнее: Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии. // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 4-6.

[10] Богданова Н.М. Анализ социально-философских оснований исследования визуального в истории социологии. / Вестник СамГУ. 2011. № 4 (85). С. 30.

[11] Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 8.

[12] См. об этом: Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник – М.: Логос, 2007. С. 112.

[13] См. там же.

[14] Garfinkel Harold. Studies in Ethnomethodology. Emglewood Cliffs: Prentice Hall. 1967. P. 67.

[15] См. об этом: Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник – М.: Логос, 2007. С. 118.

[16] См. об этом: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле», 2000. С. 54.

[17] См. об этом: Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник – М.: Логос, 2007. С. 128.

[18] Богданова Н.М. Анализ социально-философских оснований исследования визуального в истории социологии. / Вестник СамГУ. 2011. № 4 (85). С. 28.

[19] Cheatwood D., Stasz C. Visual Sosiology // Images of information. Still Photography in the Social Sciences / red. Jon Wagner. Beverly Hills: Sage. 1979. P. 301-308.

[20] См.: Захаров Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа. / Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 148-149.

[21] См. об этом: Штомпка П. Введение в социологию. // INTER (интеракция, интервью, интерпретация). 2007. № 4. С. 10.

[22] См. об этом: Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 138.

[23] См. подробнее: Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии. // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 4-6.

[24] Малес Л.В. Фотография в социологических дисциплинах. // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. научн. ст. / Под ред. Е.В. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина — Саратов: Научная книга, 2007. С. 169.

[25] См. подробнее: Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Методологические основы применения визуального метода в социологических исследованиях /Философия. Социология. Культурология // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Вып. 23. С.75.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...