Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное развитие в младенчестве




Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуа­циях. Общественное мнение выражает отношение общества к со­блюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и само­стоятельно строит его в соответствии с этическими эталонами, превратившимися во внутренние мотивы поведения и деятель­ности.

Нравственное развитие предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

- нравственного сознания (нравственных представлений и по­нятий, знаний норм и правил поведения);

- нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

- нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удов­летворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малы­шом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания — пеленки, для кормления — бутылочка с соской или ложка, для купания — ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хва­тания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняет­ся лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми. Выполнение действий по правилам придает жизни малыша извест­ную организованность.

Напомним, что в первом полугодии жизни у ребенка форми­руется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное само­ощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознатель-


ность. Указанные особенности выступают как предпосылки нрав­ственного развития.

На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экс­прессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интона­ции речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и таким образом выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысла этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отно­шение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый одобри­тельно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит ласково: «Молодец».

Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования, — «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрос­лый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» с радостной улыбкой и «Нельзя» хмурясь.

Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хо­чет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соот­ветствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него от­каз от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, обща­ясь с ребенком, выделяет из его спонтанных реакций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании мла­денца.

Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и дей­ствием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребенком социальных форм поведения. «Скажи тете "до свида­ния"», — говорит мама малышу, и он машет рукой. «Скажи "спа­сибо"» — и он наклоняет голову.

Особенности нравственного развития в младенческом воз­расте:

— предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совмес­тным действиям, доброжелательность, потребность во внима­нии;

— выделение положительных способов поведения у малыша про­исходит при положительном подкреплении этого поведения взрос­лым;

— вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции;

— на основе установления связи между словом и действием появ­ляются первые формы нравственного поведения.


§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве

В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сфе­ру взаимодействия малыша с окружающим миром. Усложняются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступных малышу предметов. Он все больше включается в совместную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, проявлять умение подождать, если воспитатель занят с другим ребенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на место, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топтать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназначенные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регулятор поведения малыша — слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок мо­жет противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчине­ние правилам имеют для малыша не самостоятельное значение, а служат средством поддержания положительных контактов со взрос­лым. Стремление заслужить положительную оценку, быть «хоро­шим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют пе­дагоги и родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от одного года до двух лет), должны быть обязательно посильны и положительно окра­шены. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятельно­сти. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и запреты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него про­тест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те дей­ствия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять ак­тивность.

Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то сле­дование таким правилам становится привычным для малыша.

Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, органи­зованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появле­ние этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усво­ения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их


на место. А в возрасте двух-трех лет ребенок должен замечать по­ломанную игрушку и просить взрослого ее починить.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве про­исходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выпол­нения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в само­стоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее долж­но быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В. Г. Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком пра­вила «после игры игрушки нужно расставлять по местам».

В раннем детстве ребенок уже может понять определенные прави­ла, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел — и разбудил бабушку. Не убрал игруш­ки — они потерялись. Разорвал книжку — ее нельзя читать. Разбил чашку — из нее нельзя пить молоко.

Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные послед­ствия при нарушении правил и позитивные — при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и дея­тельности, его высокая подражательность делают особенно важ­ным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в дан­ный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Мальчик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отри­цательное отношение к себе и поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по

Ч Урунтаева 305


побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до трех лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш дей­ствует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запре­ты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов, целесооб­разно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в недоступное место; исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать условия для положительных проявлений активности и са­мостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмо­циональным отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем сверст­ником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создают предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные тре­бования к малышу и следит за их выполнением, помогает дово­дить начатое дело до конца, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требования, можно воспитать у ребенка такие нравственные качества, как стремле­ние помочь, умение считаться с интересами других, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзыв­чивость.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

— нравственное развитие малыша происходит на фоне положи­тельного отношения к взрослому;

— выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрос­лым;

— выдвижение взрослым системы требований и приучение ребен­ка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

— требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности;

— нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональ­ным отношением к объекту, на который они направлены;

— у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «пло­хой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как вы­ражение отношения ребенка к себе и другим;


 

— нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

— формируются первые нравственные привычки и качества, преж­де всего в бытовой и предметной деятельности;

— создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осо­знанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...