Функции и противоречия педагогической деятельности
· В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: § ориентационная; § развивающая; § мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); § информационная. · Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: § конструктивная; § организаторская; § коммуникативная; § гностическая.
· Так, конструктивная функция обеспечивает: o а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; o б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; o в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. · Организаторская функция реализуется через организацию: o а) информации в процессе сообщения ее учащимся; o б) различных видов деятельности учащихся; o в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. · Коммуникативная функция предполагает: o а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; o б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. · Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: o а) содержания и способов воздействия на других людей; o б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; o в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
· Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий (рис. 4). Это противоречия между следующими факторами: o динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению; o динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию; o личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения; o растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи; o потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя; o уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; o возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
Уровни продуктивности педагогической деятельности · Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: o целенаправленность; o мотивированность; o предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию) выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Профессиональная Я-концепция учителя · 12.2.1. Понятие Я-концепции · 12.2.2. Профессиональное самосознание учителя · 12.2.3. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя
Понятие Я-концепции Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. · В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: o появление и формирование самосознания, o его развитие на протяжении жизни человека, o появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д. · Во втором случае рассматриваются в большей степени: o форма этого опыта, o его структура и организация, o его функции в жизнедеятельности человека. · В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия: 1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: § "Я" как представитель определенной профессиональной группы; § "Я" как член семьи; § "Я" как член определенных общественных организаций и т.д. 2. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. § Временная точка зрения на себя: § "прошлое Я" - каким я был раньше; § "настоящее Я" - какой я сейчас; § "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем. § С точки зрения различных ценностей:
§ каким я хотел бы быть сам - личные ценности; § каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. § Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д. Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов. · Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена: o многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.); o многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.). Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|