Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности управления инновационной деятельностью.





 

Для каждого уровня управления в инновационном менеджменте характерны свои задачи, функции и методы управления. Этапы инновационного менеджмента будем рассматривать далее на примере управления в корпорации, как в одном из наиболее перспективных уровней экономики.

Эффективный менеджмент зависит от способности коллектива менеджеров сформировать ключевые факторы успеха компаний, систему конкурентных преимуществ, определить совокупность внутренних и внешних факторов функционирования и развития компании.

Центральным направлением современного менеджмента становится стратегическое планирование и управление деятельностью компании, которое может быть дифференцировано по следующим уровням:

- стратегия корпорации в целом (для компаний и всех сфер ее деятельности);

- деловая стратегия текущего управления (для каждого вида деятельности компании);

- функциональная стратегия (НИОКР, производство, маркетинг, и т.д.) – для каждого функционального направления, определенной сферы деятельности;

- операционная стратегия (регионы, отделы внутри функциональных направлений) - она разрабатывается внутри функциональных направлений.

Для моноотраслевых компаний существуют только нижние уровни стратегии и стратегических действий.

Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы управления, все большее значение получили типы поведения, направленные на достижения. Организация рассматривается как открыта система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении), меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координация в менеджменте также видоизменяется. В процессе управления обязательны современная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция, усилий и вознаграждения, установление долевого участия менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего.



В таком подходе «процесс управления представляется как совокупность циклических действий», который жестко привязан к процессу производства и образует «непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций».

Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное развитие значительно видоизменяет функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:

- нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений;

- стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и их реализаций;

- оперативный менеджмент, связанный с практическим осу-ществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью.

Соотношение между этими видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер.

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функция менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры.

Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния.

Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр.

Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер.

Возмущающие параметры носят непредсказуемый и недетерминированный характер.

 

7.2. Роль функционального управления в инновационной деятельности

 

Функциональная стратегия управления должна быть прежде всего нацелена на процесс непрерывного обновления производства, которое достигается разнообразием нововведений. Монопродуктовые структуры не являются достаточно надежными предприятиями на предмет конкурентоспособности и обеспечения высокого уровня доходности.

Однако необходимо помнить, что модели обновления производства далеко не простые, каждое производство имеет свою модель обновления. Именно поэтому все процессы обновления должны быть основаны на деловой стратегии фирмы.

Деловая стратегия фирмы ориентирована на использование заделов научных подразделений, накопление фирмой опыта рационализации, усовершенствования приемов, ноу-хау. Она направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка на основе создания разнообразных многофункциональных товаров и услуг, и при этом не должны подвергаться дестабилизирующему влиянию краткосрочных колебаний конъюнктуры и спроса. Поэтому в центре внимания фирмы находятся функциональные подразделения НИОКР, производства и маркетинга.

Для внедрения новшеств фирмы широко используют преимущества, связанные с внутренней организацией и управлением.

В инновационном менеджменте фирма предстает как объединение достаточно самостоятельных функциональных подсистем и подразделений, которые могут действовать относительно независимо друг от друга.

С другой стороны, важнейшей целью фирмы является оптимальное функционирование всех звеньев единой целостной системы.С этой точки зрения важнейшим воплощением целей и реализации деловой стратегии служит функциональная стратегия фирмы.

Фактически, в базовой функциональной стратегии сочетаются принципы централизованного и конкурентного рыночного начал, обеспечивающие успешное функционирование компаний в рыночной экономике.

Успешная деловая стратегия нацелена на достижение высокого профессионализма и качества работы в основных сферах деятельности фирмы.

Главная ответственность за реализацию деловой стратегии ложиться на менеджеров, отвечающих за работу этих подразделений.

Фактически, каждой крупной компании необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее направлений деятельности.

Разумеется, функциональная стратегия, будучи более узкой по сравнению с деловой стратегией и являясь ее составляющей, направлена на конкретизацию целей и создание ориентиров.

Функциональная стратегия конкретизирует детали в общем плане развития компании, активно поддерживает общую деловую стратегию и все мероприятия для создания высокого конкурентного статуса компании.

Для успешной реализации общекорпоративной стратегии необходимо координировать функциональные стратегии.

Согласование функциональных стратегий является сложным процессом, где особенно важны ответственность менеджера, достижение консенсуса, консолидация усилий всех менеджеров и пр.

Разработка стратегии и мероприятий по ее реализации осуществляется в системе иерархических связей фирмы с учетом взаимного влияния верхних и нижних уровней управления. Место функциональных и операционных стратегий в пирамиде создания корпоративной стратегии имеет следующий вид: (см. рис. 11).

Операционная стратегия является основанием пирамиды корпоративной стратегии и направлена на обеспечение выполнения стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, организация опытных испытаний новшеств, рекламной компании и т.д.)

Инновационная деятельность главных функциональных подсистем сосредоточена на решении следующих задач:

- проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшеств, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;

- подборе новых видов сырья, материалов для изготовления нов-шества;

- подборе новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;

- проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;

- проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала;

- информационном обеспечении инновационной деятельности;

 

 

Корпоративные стратегии
Корпоративные цели и показатели работы
Уровень 1

Ответственность руково-

дителей корпорации

               
   
       
 


 

Стратегия хо- зяйственных - подразделений
Цели хозяйственных подразделений и - показатели работы
Уровень 2

Ответственность руково-

дителей хозяйственных

подразделений

 

       
 
Цели функциональных единиц - (производ- ство, маркетинг, финансы и т.д.)
 
Стратегии функи- ональных единиц (производство, мар- кетинг, финансы и т.д.)


Уровень 3

Ответственность руково-

дителей функциональных

отделов внутри хозяй-

ственных подразделений

 

       
 
  Цели нижестоя- щих отделов  
 
  Операционная стратегия


Уровень 4

Ответственность завод-

ских, региональных,

функциональных менед-

ров низшего уровня

 

Рис. 11. Взаимосвязь целей и стратегий в пирамиде создания стратегий

 

- проведении работ по приобретению необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т.д.;

- организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;

- организации опытного производства и освоении новшеств;

- технологической подготовке производства и внедрении нов-шества;

- производстве и реализации новых продуктов, изделий.

Функциональные подсистемы предприятия, их стратегические и тактические цели по разработке, производству и реализации инноваций представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

 

Функциональные подсистемы инновационной организации

 

Функциональная подсистема Стратегические цели Тактические цели
Маркетинг Освоение рынков, повышение конкурентного статуса фирмы, создание стойкого спроса на продукцию, расширение доли рынка Исследование экономической конъюнктуры емкости рынка, его геометрии, создание полной характеристики рынка, поведения конкурентов и покупателей. Ценовые и неценовые методы воздействия. Мероприятия по рекламе, организации каналов продаж и т.д.
Производство Наращивание деловой актив-ности предприятия. Наивыс-шая производительность, освоение новых видов продукции, техники и технологии Освоение, внедрение и производство новой продукции высокого качества, повышение технико-организацион-ного и технического уровня производ-ства. Оптимальное использование ресурсов, внедрение новой техники и технологии, организация снабжения и создание инфраструктуры.
НИОКР Разработка новшества, патен-тов, изобретений, лицензиро-вание, создание лидирующих позиций по НИОКР Создание разработок и освоение новой продукции, новой техники, новой технологии, новых методов организации производства. Прове-дение всех видов исследований, лабораторных и конструкторских работ. Создание технической документации.
Финансы Финансовая устойчивость предприятия. Лидерство в борьбе с конкурентами, максимизация цены фирмы и рост ее экономического потенциала. Поиски источников финансирования. Контроль показателей рентабельности, ликвидности, плате-жеспособности. Максимизация прибыли, минимизация расходов, приемлемый риск и безопасность фирмы. Эффективность финансовых инструментов.
Персонал Обеспечение внешних и внут-ренних социальных целей (в том числе, политика занятости) эффективного фун-кционирования предприятия Подбор кадров, обучение и перепод-готовка, обеспечение условий труда, регулирование групповых и межличностных отношений, учет трудовой мотивации, управление конфликтами и этическими нормами, разработка системы оплаты труда и форм участия в прибылях и т.д.
Менеджмент Оптимальное организацион-но-функциональное единство предприятия, эффективность деятельности Создание системы управления, разработка ее методов и средств. Организация ресурсных, продуктовых, информационных и транспортных потоков. Регламентация, регулиро-вание, управление и контроль. Выработка и принятие управленческих решений.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.