Общие черты нового этапа развития историографии народов
СССР. С начала 60-х годов в новый этап своего развития вступила историческая наука в советских республиках. Определяющую роль сыграло построение в СССР развитого социалистического общества, складывание в результате ленинской национальной политики новой исторической общности — советского народа, расцвет культуры и науки народов СССР. Современная историография национальных республик и областей характеризуется следующими основными чертами: усилением разработки методологических проблем, широким освоением ленинской методологии и методики исследования, теоретических положений, содержащихся в документах КПСС; углублением изучения советского общества, проблем интернационализма в истории советских народов, роли их дружбы и сотрудничества в строительстве социализма и коммунизма; расширением масштабов, научной проблематики и повышением научно-теоретического уровня исследований, вовлечением в оборот новых исторических источников; сочетанием обобщающих трудов с монографическим изучением наиболее важных проблем истории народов СССР; укреплением координации и ростом комплексности исследований, объединением специалистов разных республик для изучения крупных научных проблем; повышением наступательности историографии республик против буржуазно-ревизионистской фальсификации истории народов СССР. В 60—70-е годы в 1,5—2 раза выросла численность кадров историков в национальных республиках и областях, увеличился удельный вес специалистов, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук. В институтах истории республиканских академий наук, в институтах истории партии при ЦК компартий республик (филиалах Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) созданы новые секторы и отделы. В ряде республик организовались специализированные научные учреждения (например, институты археологии, этнографии, востоковедения). Завершилось создание университетов во всех автономных республиках. Большую научную деятельность развернули музеи и научные общества. В Академии наук СССР и академиях наук союзных республик образованы проблемные научные советы, занимающиеся координацией исследований по истории народов СССР в масштабе всей страны или отдельных республик.
Ленинская концепция истории СССР как истории всех населяющих нашу страну народов нашла последовательное воплощение в таких капитальных изданиях, как «История Коммуни- 315 стнческой партии Советского Сощза», «История СССР с древ-' нейших времен до наших дней», «История Великой Отечественной войны Советского Союза» и др. В этих трудах идеи пролетарского, социалистического интернационализма выступают в качестве мощного фактора исторического процесса, творческой революционной силы, важнейшего рычага созидания и развития социализма, защиты его завоеваний. Продолжалось издание СВОДНЫХ ТруДОВ ПО ИСТОРИИ СОЮЗНЫХ республик1. КРУПНЫМ ДО'2 стижением стало создание сводных трудов по истории почти1 всех автономных республик и областей, а также по истории партийных организаций национальных республик. Методологическое значение трудов, охватывающих большие периоды в жизни народов, состоит в том, что они позволяют выявить преемственность их исторического опыта, объективный характер развития народов СССР, решающую роль трудящихся масс в истории, соотношение экономики, политики и идеологии в различных конкретных условиях, влияние общественных отношений на творческую активность народа и т. д. Невиданные ранее масштабы приняла публикация документов (древние эпиграфические и повествовательные памятники, акты феодальной эпохи, документы об экономических, политических и культурных связях народов, истории демократических и революционных движений, Октябрьской революции и гражданской войны, индустриализации и коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войны и т. д.). Расширились археолого-этнографические исследования. В ряде республик выходят работы типа «Археология Украинской ССР», «Свод археологических памятников» и др. Важным вкладом в историческую науку стали сводные труды типа «Украинцы», «Белорусы», «Казахи»^ «Узбеки», вошедшие в многотомное издание «Народы мира». В этом издании впервые на фактическом материале, проанализированном с позиций марксистско-ленинской науки, была дана панорама жизнедеятельности; современного человечества, проникнутая уважением к историческому опыту всех народов, -больших и малых.
Показателем зрелости исторической науки в национальных республиках является активное участие ее в создании многотомных национальных энциклопедий, серийных трудов по иста- 1 История Украинской ССР в 8 томах. Киев, 1977—1979; История Бело 316 рии городов и сел \ заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Подготовлены учебные пособия для вузов и школ по истории многих советских республик, обобщающие работы по истории комсомола, профессиональных союзов. Изучение дореволюционной истории народов СССР. В условиях развитого социализма широким фронтом развернулось изучение эволюции производительных сил и производственных отношений в различных районах страны, исследование национально-освободительной и революционной борьбы трудящихся, истории рабочего класса и крестьянства.
Археологическое обследование территории национальных республик и областей позволило поднять на новый уровень изучение истории первобытнообщинного строя, генезиса классовых обществ и их развития у различных народов СССР. На Украине опубликованы исследования по важнейшим проблемам феодально-крепостнической эпохи (история крестьянства, социально-экономическое развитие, ремесленно-торговая жизнь феодального города, классовая и национально-освободительная борьба народных масс, история украинской культуры, укрепление всесторонних связей украинцев с другими народами). Вышел ряд монографических исследований, охватывающих историю рабочего класса Украины от его зарождения до Октябрьской революции. Много работ посвящено истории рабочего и крестьянского движения в XIX — начале XX в. Историки Белоруссии подготовили исследования по истории аграрных отношений, сельского хозяйства и городов эпохи феодализма. Они проследили процесс разложения феодально-крепостнического хозяйства, эволюции аграрного строя в пореформенное время, формирования капиталистического уклада. В историографии республик Прибалтики основной упор сделан на изучение истории феодальных государств, политической системы и экономических отношений (кризис феодального хозяйства, рост крестьянского движения в связи с усилением феодального гнета и др.). Опубликованы новые работы, посвященные влиянию крестьянской реформы на экономику, утверждению капиталистических отношений в сельском хозяйстве, дифференциации крестьянства, подъему промышленности, формированию рабочего класса и национальной буржуазии, участию масс в революционной борьбе. Историки Молдавии изучают историю складывания молдавского народа, общее и особенное в развитии феодализма, сдвиги в структуре феодального землевладения, положение разных категорий крестьян. Новейшими исследованиями доказывается, что в экономике Молдавии XVI — начала XIX в. преобладало не земледелие, как принято было считать ранее, а животноводство. Усилилась разработка молдавско-русско-украинских эко-
1 26-томная «История городов и сел Украинской ССР» в 1975 г. удостоена Государственной премии СССР. 317 номических, политических и культурных связей, истории вхождения Молдавии в состав России и его прогрессивных последствий. Отдельные монографии посвящены истории народничества, рабочего и крестьянского движения, роли ленинской «Искры» в подъеме революционной борьбы народных масс. Историография закавказских республик обогатилась исследованиями, охватывающими период от каменного века до позднего средневековья. В них раскрываются вопросы жизни, быта и культуры населения, его связи с соседними странами, мировыми цивилизациями. Изучались особенности рабовладельческих отношений, генезис и развитие феодализма, процесс закрепощения крестьянства, завершившегося здесь в XII—XIII вв., история городов и ремесел, народных движений против феодального гнета и иноземных захватчиков, общественно-политической мысли и культуры. Ряд работ посвящен взаимоотношениям народов Закавказья с Россией, историческому значению вхождения этих народов в состав Российского государства. Много сделали ученые Закавказья в области исследования социально-экономического развития края в эпоху разложения феодальных и формирования капиталистических отношений, зарождения и подъема промышленности, образования национальных отрядов промышленного пролетариата. Написан ряд работ о национально-освободительном движении, народничестве, распространении марксизма, революционной борьбе рабоче-крестьянских масс. Историки Казахстана и Средней Азии наибольшее внимание уделили социальным отношениям племен и государств, становлению и развитию феодального строя среди кочевого и оседлого населения, его хозяйственным занятиям (металлургия, ремесло, ирригация, земледелие и скотоводство), истории культуры. Обсуждался вопрос о характере производственных отношений у кочевых народов в эпоху феодализма. Большинство исследователей считают, что основой этих отношений была феодальная собственность на землю (пастбища). Интенсивно изучался процесс образования народностей, а также формирования наций в условиях разложения патриархально-феодальных и развития капиталистических отношений в конце XIX — начале XX в. Крупные исследования опубликованы по истории присоединения Средней Азии и Казахстана к России, которое рассматривается как результат углубления длительных связей русского и местных народов. Исследователи детально характеризуют прогрессивные последствия вхождения народов Средней Азии и Казахстана в состав России, при этом выделяют такие факторы, как внедрение в феодальную экономику капиталистических отношений, рост фабрично-заводской промышленности и формирование национального рабочего класса, вовлечение трудовых масс окраин в революционную борьбу российского пролетариата против социального и нацгонального гнета, влияние русской демократической культуры на подъем;
сознания нерусских народов. Созданы труды о путях и масштабах проникновения капитализма в кочевой аул, об эволюции форм землепользования в пастбищно-кочевой общине, о развитии в ней арендных отношений, труды по истории оседания кочевников, переселенческого движения на окраины и т. д. Вклад историков национальных республик в изучение истории советского общества. В изучении истории народов СССР /советского периода наметились характерные черты: преодолевая локальность и узость проблематики исследований, историки все активнее берутся за разработку тем большого научного и политического значения; откликаясь на запросы времени, они все глубже вникают в проблематику, связанную с современными общественными процессами, с изучением путей становления и совершенствования развитого социализма. Исследование современности теснейшим образом связывается с обобщением исторического опыта масс, с выявлением закономерностей и устойчивых тенденций общественного развития; поэтому в работах историков все чаще можно встретить сочетание анализа новейших явлений с ретроспективным подходом к их рассмотрению. Советскими историками создана серия капитальных трудов по истории Октябрьской революции в крупнейших национальных районах страны>. В союзных и автономных республиках и областях были опубликованы коллективные труды и монографии, посвященные различным проблемам истории Октября. В них показано, что Россия представляла собой единое многонациональное государство, и поэтому социально-экономические и политические предпосылки революции, вызревшие в стране, определили революционную ситуацию как в центре, так и на окраинах. Революционно-демократическое крыло национально-освободительного движения слилось в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции с борьбой рабочего класса за социализм; революционная энергия трудящихся масс национальных районов соединялась с борьбой общероссийского рабочего класса и беднейшего крестьянства за свержение господства эксплуататоров и установление диктатуры пролетариата. Историки советских республик показывают, что борьба за установление Советской власти в национальных районах была органической частью общероссийского революционного процесса, руководимого ленинской партией. В этой связи преодолевались попытки некоторых' историков «искать» «свои» предпосылки социалистической революции в каждом национальном районе. 1 Победа Советской власти на Украине. М., 1967; Победа Советской власти в Белоруссии. Минск, 1967; Борьба за Советскую власть в Прибалтике. М., 1967; Октябрь в Поволжье. Саратов, 1967; Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967; Победа Советской власти в Закавказье. Тбилиси, 1971. 319 Значительное место в литературе занимают проблемы, относящиеся к борьбе большевиков за влияние в Советах и других массовых организациях, за создание и укрепление союза рабочего класса с национальным крестьянством; изучаются происки контрреволюционных сил, их связи с империалистическими государствами Запада. Историки стремятся глубже исследовать классовые противоречия в национальных районах, программы И тактические маневры буржуазных и мелкобуржуазных националистических партий. Изучение этих проблем существенно дополняет картину событий, способствует раскрытию революционного процесса во всей его сложности и многоплановости. Разрабатывается тема содружества трудовых масс различных национальностей России в осуществлении социалистической революции. Показывается военная, политическая и экономическая помощь русских трудящихся народам бывших национальных окраин в период гражданской войны и военной интервенции. Историки Украины и Белоруссии изучают деятельность местных большевиков, развитие партизанского движения против немецких И белопольских захватчиков в 1918—1920 гг:, работу революционных комитетов, историю создания и укрепления Красной Армии. Вышли новые работы о революционных событиях 1917—1919 гг. в Прибалтике, участии латышских стрелков в борьбе за Советскую власть. Изучается история прибалтийских народов периода буржуазной диктатуры 1920— 1940 гг. (внутренняя и внешняя политика буржуазии, борьба трудящихся и местных коммунистов за свержение буржуазного господства). Все больше работ посвящается истории восстановления Советской власти, проведения ею революционных преобразований в политической, социально-экономической и культурной жизни Латвии, Литвы и Эстонии. В Молдавии опубликованы исследования о массовых организациях трудящихся (Советы, крестьянские и воинские комитеты), об участии интернационалистов в гражданской войне. Историография закавказских республик активно разоблачает антинародную политику дашнаков, мусаватистов и меньшевиков, происки международного империализма в отношений Закавказья, показывает помощь Красной Армии в борьбе трудящихся за установление и упрочение Советской власти. Историки Средней Азии и Казахстана углубили разработку истории Октября применительно к различным районам края, раскрыли контрреволюционную сущность басмачества, направлявшегося иностранными империалистами, продвинулись в изучении вопросов, связанных с образованием Бухарской и Хорезмской народных республик. В историографию национальных республик, как и во всю советскую историческую науку, прочно вошла тема В. И. Ленина. Раскрывается роль В. И. Ленина, Коммунистической партии в выработке подлинно научной национальной программы и 320 политики, в организации национальных масс на победу социалистической революции, на построение социализма '. Активно изучается история Октября и гражданской войны в автономных республиках, областях и округах РСФСР (Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь). Историки разрабатывают такие проблемы, как размежевание классовых сил, разоблачение большевиками идеологии и политики буржуазно-националистических партий, усиление большевистского влияния в революционно-демократических организациях, интернациональное сплочение масс в борьбе за социальное и национальное освобождение, воздействие ленинской национальной и аграрной политики на укрепление союза русского рабочего класса с национальным крестьянством. Публикация в связи с 50-летием образования СССР новых ленинских документов, посвященных борьбе против великодержавности и местного национализма, за последовательное осуществление большевистской национальной политики стимулировала изучение роли интернационального единства советских народов в их социальном и национальном развитии. Проблемы, связанные с решением национального вопроса и национально-государственным строительством в СССР, занимают одно из центральных мест в историографии советских республик. Активность ученых в разработке этих проблем определяется, во-первых, стремлением научно осмыслить значение социальных завоеваний Октября для исторических судеб советских народов, раскрыть содержание коренных преобразований в экономической, социальной, политической и культурно-идеологической сферах национальной жизни, поставить опыт КПСС и Советского государства по созданию интернационального братства народов СССР на службу мировому освободительному процессу. Во-вторых, необходимо последовательно и систематически разоблачать происки международной реакции, пытающейся оживить националистические пережитки, принизить достижения СССР в решении национального вопроса. В историографли советских республик утверждается многоплановый подход к освещению истории национально-государственного строительства. Мероприятия партии и Советского государства по решению национального вопроса в прежде отсталых районах тесно увязываются с осуществлением на прак- 1 Уразаев Ш. 3. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане. Ташкент, 1967; Бейсембаев С. Б. Ленин и Казахстан 0897— 1924). Алма-Ата, 1968; Дризул А. А. В. И. Ленин и революционная Латвия. Рига, 1970; Баишев С. Б. В. Й. Ленин и Советский Казахстан. Алма-Ата, 1969; Ленин и Литва. Вильнюс, 1969; Алексеев Е. Е. По пути укрепления власти трудящихся. Роль В. И. Ленина в исторических судьбах Якутии. Якутск, 1970; В. И. Ленин и чувашский народ. Сб. статей. Чебоксары, 1970; Ибрагимов 3. И. В. И. Ленин и победа социалистической революции в Азербайджане. Баку' 1970; Покровский С. Н. Ленин и победа Советской власти в Казахстане. Алма-Ата, 1970; В. И. Ленин — вдохновитель дружбы народов СССР. -Киев, 1972; Этснко Л. А. Ленин и горцы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1975, и др. 321 тике ленинского учения о переходе от докапиталистически? форм оощественной жизни к социализму, минуя капиталистическую стадию развития'. Раскрывается творческий характер, гибкость национальной политики партии, внимательно учитьь вавшей национальные особенности, характеризуются конкретные формы и методы преобразовательной деятельности Советской власти, показывается международное значение советского опыта решения национального вопроса. Активно исследуется процесс формирования социалистических наций и народностей, возникновения и развития национальных отношений социалистического типа. Усилилось изучение организации, функций и компетенции высших органов государственной власти республик, роли крестьянских и других общественных организаций в деле повышения политической активности трудящихся, деятельности рабоче-крестьянской инспекции как одного из средств приобщения масс к государственному управлению. Появились исследования о деятельности местных Советов, расширении их функций, об общественно-политической жизни трудящихся2. Социалистическая индустриализация национальных республик расценивается как выражение одной из главных закономерностей строительства социализма в многонациональной стране, как проявление стратегической линии КПСС и Советского государства на обеспечение фактического равенства советских народов, их прочного интернационального единства. При этом раскрываются особенности индустриализации в тех или иных республиках, определявшиеся уровнем их промышленного развития в прошлом, состоянием изученности природных ресурсов, экономической выгодностью их эксплуатации. Промышленно развитые районы (Центр, Украина) внесли весомый вклад в создание фонда социалистической индустриализации, в стремительный индустриальный прогресс всех советских республик. Освещаются такие формы содействия русских, украинских рабочих индустриальному развитию отсталых рай- 1 Минуя капитализм. О переходе к социализму республик Средней Азии 2 Советы и жизнь. Роль местных Советов Белоруссии в коммунистическом 322 Шов, как непосредственное участие в сооружении промышленных объектов, их оборудовании, посылка квалифицированных кадров на местные промышленные предприятия; обучение представителей коренных народов рабочим профессиям; шефство крупных промышленных центров над национальными республиками и т. д. Союзное государство характеризуется как организатор рационального размещения производительных сил, осуществлявшегося с учетом общенародных и национальных интересов, как проводник линии партии на преимущественное направление общесоюзных накоплений в пользу отсталых районов в целях ликвидации их экономического неравенства. Исследуются проблемы научно-технического прогресса советских республик на современном этапе. Высокий уровень их индустриального развития в условиях зрелого социализма связывается с последовательным проведением курса КПСС на соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Историки показывают формы экономического сотрудничества народов в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, отмечают, что углубляющаяся специализация и кооперирование хозяйства республик являются важным фактором возрастания их экономического потенциала и совокупного вклада в общесоюзную экономику. Активно участвуют историки советских республик в разработке тем, связанных с формированием и развитием рабочего класса — ведущей социальной силы советского общества1. Освещение этого процесса дается в тесной связи с историей индустриального развития республик и областей, определяющего динамику роста рабочего класса, масштабы и конкретные формы его трудовой деятельности. Труды о рабочем классе носят, как правило, комплексный характер: в них содержится анализ количественных и качественных изменений в рабочем классе, источников пополнения его рядов, трудовой и общественно-политической активности, его руководящей роли в жизни общества. Выявляются региональные особенности формирования рабочего класса. В трудах, посвященных Средней Азии, Северному Кавказу, ряду республик Поволжья, народам Сибири, показывается, что здесь впервые за годы Советской власти сформировались местные отряды промышленного рабочего класса. Исследуются формы и методы подготовки квалифицированных 1 История рабочего класса Узбекистана. Ташкент, 1964—1969, т. I______ III; История советского рабочего класса Киргизии. Фрунзе, 1966; История рабочего класса Украинской ССР. Киев, 1968; История рабочего класса Советского Туркменистана (1917—1965). Ашхабад, 1969; История рабочего класса Таджикистана (1917—1970). Душанбе, 1972—1973, т. I—II; Асылбеков М. X. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917— 1970). Алма-Ата, 1973; Барбулат В. К., Рыбалко П. Л. Рабочий класс Советской Молдавии. Кишинев, 1974; Очерки истории рабочего класса Азербайджанской ССР. Баку, 1974—1977, т. I—II; Формирование и развитие рабочего класса Советской Армении в 1920—1940 гг. Ереван, 1980, и др. 323 кадров рабочих в различных отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте, выявляются факторы, влияющие на изменение отраслевой структуры рабочего класса (появление новых производств, широкое использование достижений научно-технического прогресса). Предпринимается сравнительный анализ источников и форм пополнения рабочего класса, а также его состава по полу, возрасту, стажу, уровню квалификации. Что касается районов, где еще до революции имелись значительные кадры рабочего класса (Украина, республики Прибалтики, Азербайджан), то здесь в переходный период происходило не только возрастание численности рабочих, но и качественное совершенствование рабочего класса, рост его образовательного, культурно-технического и профессионального уровня. Освещается вопрос о дальнейшем повышении ведущей роли рабочего класса в развитом социалистическом обществе, характеризуется решающий вклад рабочего класса в создание материально-технической базы коммунизма, его активная деятельность по совершенствованию и неуклонному подъему производетва, развертыванию патриотических начинаний. С использованием нового материала исследуется трудовая и общественно-политическая деятельность рабочего класса — участие в социалистическом соревновании и движении за коммунистический труд, техническом творчестве и рационализации производства, в работе Советов, профсоюзов, органов народного контроля. В трудах, созданных историками национальных республик, показан вклад рабочего класса СССР, всех его республиканских отрядов, в укрепление мировой социалистической системы, в углубление международного рабочего и национально-освободительного движения. Важное направление в историографии советских республик представляет разработка истории социалистического преобразования сельского хозяйства и национального крестьянства. Раскрывается творческий характер аграрной политики КПСС, ее органическая связь с национальной политикой. Освещается роль государства в материально-техническом снабжении национальной деревни, строительство кооперации, организация крестьянской бедноты и батрачества, деятельность Советов в деревне, организационная и идейно-воспитательная работа партии среди крестьянства. Большое внимание уделяется вкладу рабочего класса в социалистическое преобразование и развитие сельского хозяйства (снабжение деревни техникой, руководство проведением земельно-водных реформ и землеустройства, организация машинно-тракторных колонн и станций, электрификация села). Внимание историков привлек вопрос о характере аграрных преобразований 20-х годов в республиках Средней Азии и Казахстана. Одни из них считают, что эти преобразования носили 324 революционно-демократический характер, поскольку непосредственно не утверждали социалистических отношений, а лишь подготовляли условия победы социализма в восточной деревне. Другие же характеризуют указанные преобразования как социалистические, ибо они проводились Советской властью, Коммунистической партией и являлись необходимой ступенью в процессе поворота дехканских масс Советского Востока к социализму. Центральное место в работах, посвященных коллективизации сельского хозяйства, отводится проблеме классовой борьбы в деревне, и в частности региональным особенностям ее проявления, вопросам партийного руководства колхозным движением. В ряде республик созданы сводные труды по истории крестьянства ', Ввиду новизны этой работы коллективно вырабатывалась методика, подход к созданию подобных трудов. Их авторы стремились увязать историю крестьянства как класса с анализом социально-экономических сдвигов в деревне, сочетать вопросы, касающиеся производственной деятельности крестьянства, с сюжетами, связанными со структурными изменениями в его составе, показать общественно-политическую и трудовую деятельность крестьянства, изменения в характере и содержании его труда, в духовном и морально-политическом облике тружеников деревни. Появились исследования об осуществлении аграрной политики КПСС, о развитии сельского хозяйства советских республик на стадии развитого социализма. В них рассматриваются такие актуальные проблемы, как индустриализация сельскохозяйственного труда; интенсификация сельскохозяйственного производства, связанная с повышением уровня его механизации, химизацией, развитием мелиорации и орошения; формирование кадров механизаторов и специалистов сельского хозяйства; повышение культурного уровня и материального благосостояния сельских тружеников. Стали публиковаться исследования о союзе рабочего класса и крестьянства, в которых показывается обогащение его качественного содержания. Характеризуются формы и методы воздействия рабочего класса на социально-экономическое развитие деревни в период социалистического строительства, развитие союза рабочего класса и крестьянства в условиях зрелого социализма. Продвинулось изучение различных аспектов культурного строительства в национальных республиках. Исходя из марксистско-ленинского понимания культурной революции как закономерности общественного развития в эпоху строительства 1 История крестьянства Украинской ССР. Киев, 1967, т. 1—2; История советского крестьянства Киргизстана. Фрунзе 1972; История сельского хозяйства и дайханства Советского Туркменистана (1917-1970 гг.). Ашхабад, 1974; Тулепбаев Б. А. Осуществление ленинской аграрной политики партии в республиках Средней Азии. М., 1967, и др. 325 социализма и коммунизма, историки раскрывают специфичвт ские проявления этой закономерности в различных национальных районах. Одно из центральных мест занимает проблема идейного становления социалистической культуры (борьба с буржуазно-националистическими и феодально-клерикальными идейными концепциями, теорией «единого потока», реакционными традициями и обычаями). В трудах по истории культурной революции исследуются е§ этапы и формы, методы ликвидации неграмотности, организат ции народного образования, культурно-просветительной работы, издательского дела, подготовки национальных кадров; уделяется внимание процессу создания письменности у ряда народов, развития литературы и искусства. В связи с изучением борьбы советского народа за построение коммунистического общества освещается процесс формирования нового человека, совершенствование его духовного и морально-политического облика. Историки выявляют тесную связь интернационального воспитания масс с дальнейшим совершенствованием национальных отношений, усиливающимся взаимообщением народов СССР во всех областях жизни, закреплением общих черт их духовного облика, ростом внутреннего единства советского народа как интернациональной общности людей. Подробно раскрывается проблема взаимообщения национальных культур, формы взаимообмена советских народов духовными ценностями. В ряде работ характеризуется социальная функция интеллигенции в социалистическом обществе. Освещаются социальные и политические условия создания кадров национальной интеллигенции и методы их подготовки. Уделяется внимание опыту идеологического воспитания интеллигенции, показу ее вклада в победу социализма, в создание материальных и духовных предпосылок коммунизма. Во многих республиках изданы обобщающие труды о Великой Отечественной войне1. В них поднялось на новый уровень освещение проблем патриотизма и интернационализма народов СССР. О высоком боевом духе советских воинов разных национальностей, их несгибаемой воле к победе, самоотверженности и героизме повествуется в работах, посвященных истории бое- 1 Украинская ССР в Великой Отечественной войне Свветского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1967—1969, т. I—III (изд. на русск. яз. 1975); Эстонский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Таллин, 1971, т. I; Борьба латышского народа в годы Великой Отечественной войны. Рига, 1970; Борьба литовского народа за свободу Родины в Великой Отечественной войне. Вильнюс, 1968; Вклад трудящихся Узбекистана в победу в Великой Отечественной войне. Ташкент, 1975; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Кишинев, 1975—1976, т I—II; Советская Армения в годы Великой Отечественной войны. Ереван, 1975; Советский Таджикистан в Отечественной войне, 1941 — 1945 гг. Сб. статей. Душанбе, 1975; Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Баку, 1976—1977, т. I—II, и др. 326 вых операций, отдельных национальных формирований, соединений, родов войск, военных округов. Большой материал о боевом содружестве советских народов содержится в публикациях, посвященных партизанскому движению. Возросло внимание историков к характеристике конкретного вклада той или иной республики в общую победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дружба, взаимопомощь народов СССР, глубокое понимание ими общего долга раскрывается не только в военно-исторических работах, но и в трудах об эвакуации и размещении промышленности на новых местах, перестройке промышленного производства на военный лад. Интернационализм советских народов проявился в устройстве миллионов эвакуированных, обеспечении их жильем, продовольствием, работой, в организации нормальной деятель<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|