Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие черты нового этапа развития историографии народов

СССР. С начала 60-х годов в новый этап своего развития всту­пила историческая наука в советских республиках. Определяю­щую роль сыграло построение в СССР развитого социалисти­ческого общества, складывание в результате ленинской нацио­нальной политики новой исторической общности — советского народа, расцвет культуры и науки народов СССР.

Современная историография национальных республик и об­ластей характеризуется следующими основными чертами: уси­лением разработки методологических проблем, широким освое­нием ленинской методологии и методики исследования, теоре­тических положений, содержащихся в документах КПСС; углублением изучения советского общества, проблем интерна­ционализма в истории советских народов, роли их дружбы и сотрудничества в строительстве социализма и коммунизма; рас­ширением масштабов, научной проблематики и повышением научно-теоретического уровня исследований, вовлечением в обо­рот новых исторических источников; сочетанием обобщающих трудов с монографическим изучением наиболее важных про­блем истории народов СССР; укреплением координации и ро­стом комплексности исследований, объединением специалистов разных республик для изучения крупных научных проблем; повышением наступательности историографии республик про­тив буржуазно-ревизионистской фальсификации истории наро­дов СССР.

В 60—70-е годы в 1,5—2 раза выросла численность кадров историков в национальных республиках и областях, увеличился удельный вес специалистов, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук. В институтах истории республиканских ака­демий наук, в институтах истории партии при ЦК компартий республик (филиалах Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) созданы новые секторы и отделы. В ряде республик организовались специализированные научные учреждения (на­пример, институты археологии, этнографии, востоковедения). Завершилось создание университетов во всех автономных рес­публиках. Большую научную деятельность развернули музеи и научные общества. В Академии наук СССР и академиях наук союзных республик образованы проблемные научные советы, занимающиеся координацией исследований по истории народов СССР в масштабе всей страны или отдельных республик.

Ленинская концепция истории СССР как истории всех насе­ляющих нашу страну народов нашла последовательное вопло­щение в таких капитальных изданиях, как «История Коммуни-

315


стнческой партии Советского Сощза», «История СССР с древ-' нейших времен до наших дней», «История Великой Отечествен­ной войны Советского Союза» и др. В этих трудах идеи проле­тарского, социалистического интернационализма выступают в качестве мощного фактора исторического процесса, творческой революционной силы, важнейшего рычага созидания и развития социализма, защиты его завоеваний. Продолжалось издание

СВОДНЫХ ТруДОВ ПО ИСТОРИИ СОЮЗНЫХ республик1. КРУПНЫМ ДО'2

стижением стало создание сводных трудов по истории почти1 всех автономных республик и областей, а также по истории партийных организаций национальных республик.

Методологическое значение трудов, охватывающих большие периоды в жизни народов, состоит в том, что они позволяют выявить преемственность их исторического опыта, объективный характер развития народов СССР, решающую роль трудящих­ся масс в истории, соотношение экономики, политики и идеоло­гии в различных конкретных условиях, влияние общественных отношений на творческую активность народа и т. д.

Невиданные ранее масштабы приняла публикация докумен­тов (древние эпиграфические и повествовательные памятники, акты феодальной эпохи, документы об экономических, полити­ческих и культурных связях народов, истории демократических и революционных движений, Октябрьской революции и граж­данской войны, индустриализации и коллективизации, культур­ной революции, Великой Отечественной войны и т. д.). Расши­рились археолого-этнографические исследования. В ряде рес­публик выходят работы типа «Археология Украинской ССР», «Свод археологических памятников» и др. Важным вкладом в историческую науку стали сводные труды типа «Украинцы», «Белорусы», «Казахи»^ «Узбеки», вошедшие в многотомное из­дание «Народы мира». В этом издании впервые на фактиче­ском материале, проанализированном с позиций марксистско-ленинской науки, была дана панорама жизнедеятельности; современного человечества, проникнутая уважением к истори­ческому опыту всех народов, -больших и малых.

Показателем зрелости исторической науки в национальных республиках является активное участие ее в создании много­томных национальных энциклопедий, серийных трудов по иста-

1 История Украинской ССР в 8 томах. Киев, 1977—1979; История Бело­
русской ССР. Минск, 1972—1975, т. I—II; История Молдавской ССР. Киши­
нев, 1965—1968, т. I—II; История Латвийской ССР. Рига, 1971; История Ли­
товской ССР. Вильнюс, 1965—1975, т. III—IV; История Эстонской ССР. Тал­
лин, 1961 —1974, т. i—III; История Азербайджана. Баку, 1963, т. III; История
армянского народа в 8 томах. Ереван, 1967—1978, т. I, III—V, VII, VIII; Исто­
рия Грузии. Тбилиси, 1962, т. II; Очерки истории Грузии в 8 томах. Тбилиси,
1970—1980, т. 1—6; История Казахской ССР в 4 томах. Алма-Ата, 1977—1979;
История Киргизии. Фрунзе, 1963, т. I—II; История Киргизской ССР. Фрунзе,
1968, т. I—II (ч. 1—2); История таджикского народа, 1963—1905, т. I—III;
История Советского Туркменистана. Ашхабад, 1970, т. I—II; История Узбек­
ской ССР. Ташкент, 1967—1968, т. I—IV.             ■ •,......

316


рии городов и сел \ заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Подготовлены учебные пособия для вузов и школ по истории многих советских республик, обобщающие работы по истории комсомола, профессиональных союзов.

Изучение дореволюционной истории народов СССР. В усло­виях развитого социализма широким фронтом развернулось изучение эволюции производительных сил и производственных отношений в различных районах страны, исследование нацио­нально-освободительной и революционной борьбы трудящихся, истории рабочего класса и крестьянства.

Археологическое обследование территории национальных республик и областей позволило поднять на новый уровень изу­чение истории первобытнообщинного строя, генезиса классовых обществ и их развития у различных народов СССР.

На Украине опубликованы исследования по важнейшим про­блемам феодально-крепостнической эпохи (история крестьян­ства, социально-экономическое развитие, ремесленно-торговая жизнь феодального города, классовая и национально-освободи­тельная борьба народных масс, история украинской культуры, укрепление всесторонних связей украинцев с другими наро­дами). Вышел ряд монографических исследований, охватываю­щих историю рабочего класса Украины от его зарождения до Октябрьской революции. Много работ посвящено истории ра­бочего и крестьянского движения в XIX — начале XX в.

Историки Белоруссии подготовили исследования по истории аграрных отношений, сельского хозяйства и городов эпохи фео­дализма. Они проследили процесс разложения феодально-кре­постнического хозяйства, эволюции аграрного строя в порефор­менное время, формирования капиталистического уклада.

В историографии республик Прибалтики основной упор сделан на изучение истории феодальных государств, политиче­ской системы и экономических отношений (кризис феодального хозяйства, рост крестьянского движения в связи с усилением феодального гнета и др.). Опубликованы новые работы, посвя­щенные влиянию крестьянской реформы на экономику, утвер­ждению капиталистических отношений в сельском хозяйстве, дифференциации крестьянства, подъему промышленности, фор­мированию рабочего класса и национальной буржуазии, уча­стию масс в революционной борьбе.

Историки Молдавии изучают историю складывания молдав­ского народа, общее и особенное в развитии феодализма, сдви­ги в структуре феодального землевладения, положение разных категорий крестьян. Новейшими исследованиями доказывается, что в экономике Молдавии XVI — начала XIX в. преобладало не земледелие, как принято было считать ранее, а животновод­ство. Усилилась разработка молдавско-русско-украинских эко-

1 26-томная «История городов и сел Украинской ССР» в 1975 г. удостоена Государственной премии СССР.

317


номических, политических и культурных связей, истории вхож­дения Молдавии в состав России и его прогрессивных послед­ствий. Отдельные монографии посвящены истории народниче­ства, рабочего и крестьянского движения, роли ленинской «Искры» в подъеме революционной борьбы народных масс.

Историография закавказских республик обогатилась иссле­дованиями, охватывающими период от каменного века до позд­него средневековья. В них раскрываются вопросы жизни, быта и культуры населения, его связи с соседними странами, миро­выми цивилизациями. Изучались особенности рабовладельче­ских отношений, генезис и развитие феодализма, процесс закре­пощения крестьянства, завершившегося здесь в XII—XIII вв., история городов и ремесел, народных движений против фео­дального гнета и иноземных захватчиков, общественно-полити­ческой мысли и культуры. Ряд работ посвящен взаимоотноше­ниям народов Закавказья с Россией, историческому значению вхождения этих народов в состав Российского государства. Много сделали ученые Закавказья в области исследования социально-экономического развития края в эпоху разложения феодальных и формирования капиталистических отношений, зарождения и подъема промышленности, образования нацио­нальных отрядов промышленного пролетариата. Написан ряд работ о национально-освободительном движении, народниче­стве, распространении марксизма, революционной борьбе рабо­че-крестьянских масс.

Историки Казахстана и Средней Азии наибольшее внимание уделили социальным отношениям племен и государств, станов­лению и развитию феодального строя среди кочевого и осед­лого населения, его хозяйственным занятиям (металлургия, ремесло, ирригация, земледелие и скотоводство), истории куль­туры. Обсуждался вопрос о характере производственных отно­шений у кочевых народов в эпоху феодализма. Большинство исследователей считают, что основой этих отношений была фео­дальная собственность на землю (пастбища). Интенсивно изу­чался процесс образования народностей, а также формирова­ния наций в условиях разложения патриархально-феодальных и развития капиталистических отношений в конце XIX — нача­ле XX в. Крупные исследования опубликованы по истории при­соединения Средней Азии и Казахстана к России, которое рассматривается как результат углубления длительных связей русского и местных народов. Исследователи детально характе­ризуют прогрессивные последствия вхождения народов Сред­ней Азии и Казахстана в состав России, при этом выделяют такие факторы, как внедрение в феодальную экономику капи­талистических отношений, рост фабрично-заводской промыш­ленности и формирование национального рабочего класса, вовлечение трудовых масс окраин в революционную борьбу российского пролетариата против социального и нацгонального гнета, влияние русской демократической культуры на подъем;


сознания нерусских народов. Созданы труды о путях и мас­штабах проникновения капитализма в кочевой аул, об эволю­ции форм землепользования в пастбищно-кочевой общине, о развитии в ней арендных отношений, труды по истории оседа­ния кочевников, переселенческого движения на окраины и т. д.

Вклад историков национальных республик в изучение исто­рии советского общества. В изучении истории народов СССР /советского периода наметились характерные черты: преодоле­вая локальность и узость проблематики исследований, историки все активнее берутся за разработку тем большого научного и политического значения; откликаясь на запросы времени, они все глубже вникают в проблематику, связанную с современными общественными процессами, с изучением путей становления и совершенствования развитого социализма. Исследование совре­менности теснейшим образом связывается с обобщением исто­рического опыта масс, с выявлением закономерностей и устой­чивых тенденций общественного развития; поэтому в работах историков все чаще можно встретить сочетание анализа новей­ших явлений с ретроспективным подходом к их рассмотрению.

Советскими историками создана серия капитальных трудов по истории Октябрьской революции в крупнейших националь­ных районах страны>. В союзных и автономных республиках и областях были опубликованы коллективные труды и моногра­фии, посвященные различным проблемам истории Октября. В них показано, что Россия представляла собой единое много­национальное государство, и поэтому социально-экономические и политические предпосылки революции, вызревшие в стране, определили революционную ситуацию как в центре, так и на окраинах. Революционно-демократическое крыло национально-освободительного движения слилось в период подготовки и про­ведения Великой Октябрьской социалистической революции с борьбой рабочего класса за социализм; революционная энергия трудящихся масс национальных районов соединялась с борьбой общероссийского рабочего класса и беднейшего крестьянства за свержение господства эксплуататоров и установление дик­татуры пролетариата. Историки советских республик показы­вают, что борьба за установление Советской власти в нацио­нальных районах была органической частью общероссийского революционного процесса, руководимого ленинской партией. В этой связи преодолевались попытки некоторых' историков «искать» «свои» предпосылки социалистической революции в каждом национальном районе.

1 Победа Советской власти на Украине. М., 1967; Победа Советской вла­сти в Белоруссии. Минск, 1967; Борьба за Советскую власть в Прибалтике. М., 1967; Октябрь в Поволжье. Саратов, 1967; Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967; Победа Советской власти в За­кавказье. Тбилиси, 1971.

319


Значительное место в литературе занимают проблемы, отно­сящиеся к борьбе большевиков за влияние в Советах и других массовых организациях, за создание и укрепление союза рабо­чего класса с национальным крестьянством; изучаются происки контрреволюционных сил, их связи с империалистическими го­сударствами Запада. Историки стремятся глубже исследовать классовые противоречия в национальных районах, программы И тактические маневры буржуазных и мелкобуржуазных нацио­налистических партий. Изучение этих проблем существенно дополняет картину событий, способствует раскрытию револю­ционного процесса во всей его сложности и многоплановости.

Разрабатывается тема содружества трудовых масс различ­ных национальностей России в осуществлении социалистической революции. Показывается военная, политическая и экономиче­ская помощь русских трудящихся народам бывших националь­ных окраин в период гражданской войны и военной интервен­ции. Историки Украины и Белоруссии изучают деятельность местных большевиков, развитие партизанского движения про­тив немецких И белопольских захватчиков в 1918—1920 гг:, работу революционных комитетов, историю создания и укрепле­ния Красной Армии. Вышли новые работы о революционных событиях 1917—1919 гг. в Прибалтике, участии латышских стрелков в борьбе за Советскую власть. Изучается история прибалтийских народов периода буржуазной диктатуры 1920— 1940 гг. (внутренняя и внешняя политика буржуазии, борьба трудящихся и местных коммунистов за свержение буржуазного господства). Все больше работ посвящается истории восстанов­ления Советской власти, проведения ею революционных преобра­зований в политической, социально-экономической и культурной жизни Латвии, Литвы и Эстонии. В Молдавии опублико­ваны исследования о массовых организациях трудящихся (Со­веты, крестьянские и воинские комитеты), об участии интерна­ционалистов в гражданской войне.

Историография закавказских республик активно разобла­чает антинародную политику дашнаков, мусаватистов и мень­шевиков, происки международного империализма в отношений Закавказья, показывает помощь Красной Армии в борьбе тру­дящихся за установление и упрочение Советской власти. Исто­рики Средней Азии и Казахстана углубили разработку истории Октября применительно к различным районам края, раскрыли контрреволюционную сущность басмачества, направлявшегося иностранными империалистами, продвинулись в изучении во­просов, связанных с образованием Бухарской и Хорезмской народных республик.

В историографию национальных республик, как и во всю советскую историческую науку, прочно вошла тема В. И. Ле­нина. Раскрывается роль В. И. Ленина, Коммунистической пар­тии в выработке подлинно научной национальной программы и

320


политики, в организации национальных масс на победу социа­листической революции, на построение социализма '.

Активно изучается история Октября и гражданской войны в автономных республиках, областях и округах РСФСР (Се­верный Кавказ, Поволжье, Сибирь). Историки разрабатывают такие проблемы, как размежевание классовых сил, разоблаче­ние большевиками идеологии и политики буржуазно-национа­листических партий, усиление большевистского влияния в рево­люционно-демократических организациях, интернациональное сплочение масс в борьбе за социальное и национальное осво­бождение, воздействие ленинской национальной и аграрной по­литики на укрепление союза русского рабочего класса с нацио­нальным крестьянством.

Публикация в связи с 50-летием образования СССР новых ленинских документов, посвященных борьбе против великодер­жавности и местного национализма, за последовательное осу­ществление большевистской национальной политики стимули­ровала изучение роли интернационального единства советских народов в их социальном и национальном развитии.

Проблемы, связанные с решением национального вопроса и национально-государственным строительством в СССР, зани­мают одно из центральных мест в историографии советских республик. Активность ученых в разработке этих проблем опре­деляется, во-первых, стремлением научно осмыслить значение социальных завоеваний Октября для исторических судеб совет­ских народов, раскрыть содержание коренных преобразований в экономической, социальной, политической и культурно-идео­логической сферах национальной жизни, поставить опыт КПСС и Советского государства по созданию интернационального братства народов СССР на службу мировому освободительному процессу. Во-вторых, необходимо последовательно и системати­чески разоблачать происки международной реакции, пытаю­щейся оживить националистические пережитки, принизить достижения СССР в решении национального вопроса.

В историографли советских республик утверждается много­плановый подход к освещению истории национально-государ­ственного строительства. Мероприятия партии и Советского государства по решению национального вопроса в прежде от­сталых районах тесно увязываются с осуществлением на прак-

1 Уразаев Ш. 3. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане. Ташкент, 1967; Бейсембаев С. Б. Ленин и Казахстан 0897— 1924). Алма-Ата, 1968; Дризул А. А. В. И. Ленин и революционная Латвия. Рига, 1970; Баишев С. Б. В. Й. Ленин и Советский Казахстан. Алма-Ата, 1969; Ленин и Литва. Вильнюс, 1969; Алексеев Е. Е. По пути укрепления власти трудящихся. Роль В. И. Ленина в исторических судьбах Якутии. Якутск, 1970; В. И. Ленин и чувашский народ. Сб. статей. Чебоксары, 1970; Ибрагимов 3. И. В. И. Ленин и победа социалистической революции в Азербайджане. Баку' 1970; Покровский С. Н. Ленин и победа Советской власти в Казахстане. Алма-Ата, 1970; В. И. Ленин — вдохновитель дружбы народов СССР. -Киев, 1972; Этснко Л. А. Ленин и горцы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1975, и др.

321


тике ленинского учения о переходе от докапиталистически? форм оощественной жизни к социализму, минуя капиталисти­ческую стадию развития'. Раскрывается творческий характер, гибкость национальной политики партии, внимательно учитьь вавшей национальные особенности, характеризуются конкрет­ные формы и методы преобразовательной деятельности Совет­ской власти, показывается международное значение советского опыта решения национального вопроса. Активно исследуется процесс формирования социалистических наций и народностей, возникновения и развития национальных отношений социали­стического типа.

Усилилось изучение организации, функций и компетенции высших органов государственной власти республик, роли кре­стьянских и других общественных организаций в деле повыше­ния политической активности трудящихся, деятельности рабо­че-крестьянской инспекции как одного из средств приобщения масс к государственному управлению. Появились исследования о деятельности местных Советов, расширении их функций, об общественно-политической жизни трудящихся2.

Социалистическая индустриализация национальных респуб­лик расценивается как выражение одной из главных законо­мерностей строительства социализма в многонациональной стране, как проявление стратегической линии КПСС и Совет­ского государства на обеспечение фактического равенства со­ветских народов, их прочного интернационального единства. При этом раскрываются особенности индустриализации в тех или иных республиках, определявшиеся уровнем их промыш­ленного развития в прошлом, состоянием изученности природ­ных ресурсов, экономической выгодностью их эксплуатации.

Промышленно развитые районы (Центр, Украина) внесли весомый вклад в создание фонда социалистической индустриа­лизации, в стремительный индустриальный прогресс всех совет­ских республик. Освещаются такие формы содействия русских, украинских рабочих индустриальному развитию отсталых рай-

1 Минуя капитализм. О переходе к социализму республик Средней Азии
и Казахстана. М., 1981; Закономерности перехода народов ранее отсталых
стран к социализму (на примере Казахстана). Алма-Ата, 1961; От средневе­
ковья к вершинам современного прогресса. М., 1965; Экономические законо­
мерности и преимущества некапиталистического пути развития. По материа­
лам Узбекистана. Ташкент, 1967; Исторический опыт строительства социа­
лизма в республиках Средней Азии. М., 1968; Исмаилов И. 3. Ленинская
теория некапиталистического развития народностей Кавказа. Баку, 1968; Лени­
низм и опыт строительства социализма в республиках Советского Востока.
Фрунзе, 1970; Орозалиев К. Исторический опыт перехода киргизского народа
к социализму, минуя капитализм. Фрунзе, 1974, и др.

2 Советы и жизнь. Роль местных Советов Белоруссии в коммунистическом
строительстве. Минск, 1971; Нурпеисов К- Крестьянские Советы Казахстана
(История строительства, укрепления и практической деятельности аульных
Советов в 1917—1922 гг.)- Алма-Ата, 1972; Общественно-политическая жизнь
трудящихся Украинской ССР. Киев, 1973—1974, т. 1—2; Уразаев Ш. 3. Тор­
жество социалистической демократии в Узбекистане. Ташкент, 1977, и др..

322


Шов, как непосредственное участие в сооружении промышлен­ных объектов, их оборудовании, посылка квалифицированных кадров на местные промышленные предприятия; обучение пред­ставителей коренных народов рабочим профессиям; шефство крупных промышленных центров над национальными республи­ками и т. д. Союзное государство характеризуется как органи­затор рационального размещения производительных сил, осу­ществлявшегося с учетом общенародных и национальных интересов, как проводник линии партии на преимущественное направление общесоюзных накоплений в пользу отсталых рай­онов в целях ликвидации их экономического неравенства.

Исследуются проблемы научно-технического прогресса со­ветских республик на современном этапе. Высокий уровень их индустриального развития в условиях зрелого социализма связывается с последовательным проведением курса КПСС на соединение достижений научно-технической революции с пре­имуществами социализма. Историки показывают формы эконо­мического сотрудничества народов в рамках единого народно­хозяйственного комплекса СССР, отмечают, что углубляющаяся специализация и кооперирование хозяйства республик являются важным фактором возрастания их экономического потенциала и совокупного вклада в общесоюзную экономику.

Активно участвуют историки советских республик в разра­ботке тем, связанных с формированием и развитием рабочего класса — ведущей социальной силы советского общества1. Освещение этого процесса дается в тесной связи с историей индустриального развития республик и областей, определяю­щего динамику роста рабочего класса, масштабы и конкретные формы его трудовой деятельности. Труды о рабочем классе носят, как правило, комплексный характер: в них содержится анализ количественных и качественных изменений в рабочем классе, источников пополнения его рядов, трудовой и общест­венно-политической активности, его руководящей роли в жизни общества.

Выявляются региональные особенности формирования рабо­чего класса. В трудах, посвященных Средней Азии, Северному Кавказу, ряду республик Поволжья, народам Сибири, показы­вается, что здесь впервые за годы Советской власти сформиро­вались местные отряды промышленного рабочего класса. Ис­следуются формы и методы подготовки квалифицированных

1 История рабочего класса Узбекистана. Ташкент, 1964—1969, т. I______ III;

История советского рабочего класса Киргизии. Фрунзе, 1966; История рабо­чего класса Украинской ССР. Киев, 1968; История рабочего класса Советского Туркменистана (1917—1965). Ашхабад, 1969; История рабочего класса Тад­жикистана (1917—1970). Душанбе, 1972—1973, т. I—II; Асылбеков М. X. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917— 1970). Алма-Ата, 1973; Барбулат В. К., Рыбалко П. Л. Рабочий класс Совет­ской Молдавии. Кишинев, 1974; Очерки истории рабочего класса Азербай­джанской ССР. Баку, 1974—1977, т. I—II; Формирование и развитие рабочего класса Советской Армении в 1920—1940 гг. Ереван, 1980, и др.

323


кадров рабочих в различных отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте, выявляются факторы, влияющие на изменение отраслевой структуры рабочего класса (появле­ние новых производств, широкое использование достижений научно-технического прогресса). Предпринимается сравнитель­ный анализ источников и форм пополнения рабочего класса, а также его состава по полу, возрасту, стажу, уровню квали­фикации.

Что касается районов, где еще до революции имелись зна­чительные кадры рабочего класса (Украина, республики При­балтики, Азербайджан), то здесь в переходный период происхо­дило не только возрастание численности рабочих, но и качест­венное совершенствование рабочего класса, рост его обра­зовательного, культурно-технического и профессионального уровня.

Освещается вопрос о дальнейшем повышении ведущей роли рабочего класса в развитом социалистическом обществе, характе­ризуется решающий вклад рабочего класса в создание матери­ально-технической базы коммунизма, его активная деятельность по совершенствованию и неуклонному подъему производетва, развертыванию патриотических начинаний. С использованием нового материала исследуется трудовая и общественно-полити­ческая деятельность рабочего класса — участие в социалистиче­ском соревновании и движении за коммунистический труд, тех­ническом творчестве и рационализации производства, в работе Советов, профсоюзов, органов народного контроля.

В трудах, созданных историками национальных республик, показан вклад рабочего класса СССР, всех его республикан­ских отрядов, в укрепление мировой социалистической системы, в углубление международного рабочего и национально-освобо­дительного движения.

Важное направление в историографии советских республик представляет разработка истории социалистического преобра­зования сельского хозяйства и национального крестьянства. Раскрывается творческий характер аграрной политики КПСС, ее органическая связь с национальной политикой. Освещается роль государства в материально-техническом снабжении нацио­нальной деревни, строительство кооперации, организация кре­стьянской бедноты и батрачества, деятельность Советов в деревне, организационная и идейно-воспитательная работа пар­тии среди крестьянства. Большое внимание уделяется вкладу рабочего класса в социалистическое преобразование и развитие сельского хозяйства (снабжение деревни техникой, руко­водство проведением земельно-водных реформ и землеустрой­ства, организация машинно-тракторных колонн и станций, элек­трификация села).

Внимание историков привлек вопрос о характере аграрных преобразований 20-х годов в республиках Средней Азии и Ка­захстана. Одни из них считают, что эти преобразования носили

324


революционно-демократический характер, поскольку непосред­ственно не утверждали социалистических отношений, а лишь подготовляли условия победы социализма в восточной деревне. Другие же характеризуют указанные преобразования как со­циалистические, ибо они проводились Советской властью, Ком­мунистической партией и являлись необходимой ступенью в процессе поворота дехканских масс Советского Востока к социа­лизму.

Центральное место в работах, посвященных коллективиза­ции сельского хозяйства, отводится проблеме классовой борьбы в деревне, и в частности региональным особенностям ее прояв­ления, вопросам партийного руководства колхозным движением.

В ряде республик созданы сводные труды по истории кре­стьянства ', Ввиду новизны этой работы коллективно выраба­тывалась методика, подход к созданию подобных трудов. Их авторы стремились увязать историю крестьянства как класса с анализом социально-экономических сдвигов в деревне, соче­тать вопросы, касающиеся производственной деятельности крестьянства, с сюжетами, связанными со структурными изме­нениями в его составе, показать общественно-политическую и трудовую деятельность крестьянства, изменения в характере и содержании его труда, в духовном и морально-политическом облике тружеников деревни.

Появились исследования об осуществлении аграрной поли­тики КПСС, о развитии сельского хозяйства советских респуб­лик на стадии развитого социализма. В них рассматриваются такие актуальные проблемы, как индустриализация сельскохо­зяйственного труда; интенсификация сельскохозяйственного производства, связанная с повышением уровня его механиза­ции, химизацией, развитием мелиорации и орошения; формиро­вание кадров механизаторов и специалистов сельского хозяй­ства; повышение культурного уровня и материального благо­состояния сельских тружеников.

Стали публиковаться исследования о союзе рабочего клас­са и крестьянства, в которых показывается обогащение его качественного содержания. Характеризуются формы и методы воздействия рабочего класса на социально-экономическое раз­витие деревни в период социалистического строительства, раз­витие союза рабочего класса и крестьянства в условиях зре­лого социализма.

Продвинулось изучение различных аспектов культурного строительства в национальных республиках. Исходя из марк­систско-ленинского понимания культурной революции как зако­номерности общественного развития в эпоху строительства

1 История крестьянства Украинской ССР. Киев, 1967, т. 1—2; История советского крестьянства Киргизстана. Фрунзе 1972; История сельского хозяй­ства и дайханства Советского Туркменистана (1917-1970 гг.). Ашхабад, 1974; Тулепбаев Б. А. Осуществление ленинской аграрной политики партии в рес­публиках Средней Азии. М., 1967, и др.

325


социализма и коммунизма, историки раскрывают специфичвт ские проявления этой закономерности в различных националь­ных районах. Одно из центральных мест занимает проблема идейного становления социалистической культуры (борьба с буржуазно-националистическими и феодально-клерикальными идейными концепциями, теорией «единого потока», реакцион­ными традициями и обычаями).

В трудах по истории культурной революции исследуются е§ этапы и формы, методы ликвидации неграмотности, организат ции народного образования, культурно-просветительной работы, издательского дела, подготовки национальных кадров; уделя­ется внимание процессу создания письменности у ряда наро­дов, развития литературы и искусства.

В связи с изучением борьбы советского народа за построе­ние коммунистического общества освещается процесс форми­рования нового человека, совершенствование его духовного и морально-политического облика. Историки выявляют тесную связь интернационального воспитания масс с дальнейшим со­вершенствованием национальных отношений, усиливающимся взаимообщением народов СССР во всех областях жизни, за­креплением общих черт их духовного облика, ростом внутрен­него единства советского народа как интернациональной общ­ности людей. Подробно раскрывается проблема взаимообщения национальных культур, формы взаимообмена советских народов духовными ценностями.

В ряде работ характеризуется социальная функция интел­лигенции в социалистическом обществе. Освещаются социаль­ные и политические условия создания кадров национальной интеллигенции и методы их подготовки. Уделяется внимание опыту идеологического воспитания интеллигенции, показу ее вклада в победу социализма, в создание материальных и ду­ховных предпосылок коммунизма.

Во многих республиках изданы обобщающие труды о Вели­кой Отечественной войне1. В них поднялось на новый уровень освещение проблем патриотизма и интернационализма народов СССР. О высоком боевом духе советских воинов разных нацио­нальностей, их несгибаемой воле к победе, самоотверженности и героизме повествуется в работах, посвященных истории бое-

1 Украинская ССР в Великой Отечественной войне Свветского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1967—1969, т. I—III (изд. на русск. яз. 1975); Эстонский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Тал­лин, 1971, т. I; Борьба латышского народа в годы Великой Отечественной вой­ны. Рига, 1970; Борьба литовского народа за свободу Родины в Великой Отечественной войне. Вильнюс, 1968; Вклад трудящихся Узбекистана в победу в Великой Отечественной войне. Ташкент, 1975; Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Кишинев, 1975—1976, т I—II; Советская Армения в годы Великой Отечественной войны. Ереван, 1975; Советский Таджикистан в Отечественной войне, 1941 — 1945 гг. Сб. статей. Ду­шанбе, 1975; Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Баку, 1976—1977, т. I—II, и др.

326


вых операций, отдельных национальных формирований, соеди­нений, родов войск, военных округов. Большой материал о бое­вом содружестве советских народов содержится в публикациях, посвященных партизанскому движению.

Возросло внимание историков к характеристике конкретного вклада той или иной республики в общую победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дружба, взаимопомощь народов СССР, глубокое понимание ими общего долга рас­крывается не только в военно-исторических работах, но и в трудах об эвакуации и размещении промышленности на новых местах, перестройке промышленного производства на военный лад. Интернационализм советских народов проявился в устрой­стве миллионов эвакуированных, обеспечении их жильем, про­довольствием, работой, в организации нормальной деятель<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...