Найти инвентарный парк отвальных бульдозеров
Nб.о=Кинв ·Wб/Qбо, ед., (3.72) где Кинв – коэффициент, учитывающий ремонтный и резервный парк бульдозеров, Кинв=1,4. Вычертить в масштабе схему бульдозерного отвалообразования (рис. 2.24).
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте классификацию отвалов в зависимости от места их расположения относительно контуров карьера. 2. Укажите, чем отличается приемная емкость от приемной способности отвала. 3. Назовите, от чего зависит высота отвального яруса и шаг переукладки путей на отвале. 4. Перечислите способы механизации отвальных работ при перемещении вскрыши железнодорожным транспортом. 5. Какие факторы влияют на приемную емкость и приемную способность отвального тупика? 6. Поясните, как выбирается тип отвального экскаватора. 7. Опишите технологию работ на бульдозерных отвалах при перевозке вскрыши автосамосвалами. 8. Перечислите факторы, влияющие на общее число отвальных тупиков. 9. Поясните, каким образом можно регулировать количество автосамосвалов, одновременно разгружающихся на отвале. 10. Как определить объем бульдозерных работ на отвале?
Практическая работа 7 Вскрытие РАБОЧИХ ГОРИЗОНТОВ карьерА Цель работы. Выбрать схему вскрытия рабочих горизонтов карьера и форму трассы траншей для конкретных горнотехнических условий разработки месторождения. Получение навыков в установлении (трассировании) пространственного положения и направления продольной оси системы наклонных траншей. Порядок выполнения работы
В соответствии с вариантом индивидуального задания и выбранного горно-транспортного оборудования (см. практическую работу №1) дать описание способа вскрытия рабочих горизонтов карьера по классификации проф. Е.Ф.Шешко (см. п. 2.4, табл. 2.5).
Необходимо установить основные параметры траншеи: глубину заложение (Hт), продольный уклон (iр), углы откоса бортов (α), ширину по нижнему основанию (bт), длину в плане Lт и горно-строительный объем (Vт) (рис.2.25). Глубина заложения траншей равна разности заложения ее устья и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного горизонта, глубина траншеи равна высоте уступа. Продольный уклон капитальных траншей (скользящего съезда) устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта (табл. 3.29). Угол откоса бортов капитальных траншей устанавливается в зависимости от срока ее службы и физико-технических свойств горных пород. В мягких и полускальных породах составляет 34–450. В скальных породах его значение принимается в пределах 60–800. Таблица 3.29. Продольный уклон вскрывающих выработок
Длина наклонной траншеи в плане связано с ее глубиной и продольным уклоном: , (3.73) где iр – руководящий (продольный) уклон, %. Длину разрезной траншеи находят в зависимости от размеров подготовительного горизонта и принятой системы разработки. В соответствии с заданным видом транспорта по табл. 3.30–3.32 следует выбрать ширину траншеи по дну.
Таблица 3.30. Ширина нижнего основания капитальных траншей для железнодорожного транспорта, м
Таблица 3.31. Ширина нижнего основания капитальных траншей при двухполосном движении автотранспорта, м
Таблица 3.32. Ширина нижнего основания разрезных траншей в скальных породах (м)
Затем провести проверку ширины основания траншее по условиям ее проведения (табл. 3.33) Сравнить табличные значения ширины нижнего основания траншеи и принять наибольшее из них. После этого вычислить объем капитальной наклонной траншеи (м3) . (3.74) Рассчитать строительный объем разрезной траншеи (м3) Vрт = h·Lрт·(bрт + h·ctgα), (3.75) где Lрт – длина разрезной траншеи, м; bрт – ширина нижнего основания разрезной траншеи (табл. 3.32), м.
Таблица 3.33. Ширина нижнего основания капитальной траншеи в зависимости от типа экскаватора применяемого для ее проходки, м
Выполнить графическое изображение вскрывающей траншеи и указанием основных ее параметров (рис. 2.25). Построить поперечный разрез карьера по образцу (рис. 3.1) и план карьера в виде горизонталей, показывающих положение нижних бровок соответствующих уступов (рис. 3.4). Минимальные радиусы закругления в торцах принимать равными 120м при железнодорожном транспорте и 20м при автомобильном и конвейерном транспорте. Выбрать вид примыкания капитальных траншей к горизонту (см. п. 2.4, рис. 2.27). Определить длину трассы, необходимой для вскрытия одного горизонта (м) , (3.76) где h – высота уступа, м; lп – длина горизонтальной площадки примыкания (при автомобильном транспорте lп = 40-50м, при железнодорожном транспорте lп = 200-250м),м; lк – увеличение длины трассы за счет криволинейных участков (учитывается при спиральной форме трассы), м; lс – приращение длины трассы за счет смягчения уклона (lс составляет 200-250м, учитывается только в случае примыкания на смягченном уклоне, при этом lп = 0),м. С учетом формы залежи выбрать форму трассы внутренних траншей (см. п. 2.4, рис. 2.28). На построенном плана карьера (рис. 3.4) спроектировать трассу вскрывающих траншей (рис. 3.5). Построение трассы простой формы ведут при фиксированном положении точки А (начала трассы). При трассирование траншей тупиковой или петлевой формы допускается вскрывать несколько горизонтов без изменения направления трассы. Во избежание значительного выполаживания бортов карьера разворотные площадки при петлевых съездах целесообразно размещать в торцах и сдвигать смежные петли по фронту, не допуская расположения их на одной линии.
Рисунок 3.4. План и поперечный разрез карьера, Рисунок 3.5. Система внутренних траншей с тупиковой формой трассы
Построение системы траншей со спиральной формой трассы производят с учетом увеличения длины трассы за счет криволинейных участков. Контрольные вопросы и задания 1. Сформулируйте цель вскрытия месторождения. 2. Перечислите открытые горные выработки и укажите их основные параметры. 3. Укажите, как подразделяются траншеи по величине продольного уклона. 4. Поясните, из каких соображений устанавливают продольный уклон траншеи. 5. Сформулируйте, в чем различие между вскрывающими и разрезными траншеями. 6. Поясните, из каких соображений устанавливают глубины внутренней траншеи. 7. Перечислите виды примыкания капитальных траншей к рабочим горизонтам. 8. Что называется трассой? 9. Как определить коэффициент удлинения трассы? 10. Дайте классификацию траншей по форме их трасс в плане. 11. Укажите способы вскрытия карьерных полей. 12. Что понимается под схемой вскрытия? 11. Поясните сущность и условия применения способов вскрытия отдельными, групповыми и общими траншеями. 12. Когда применяется способа вскрытия парными траншеями. 13. Поясните сущность и условия применения бестраншейного способа вскрытия. 14. Поясните сущность и условия применения способа вскрытия подземными выработками. 15. Назовите факторы, влияющие на выбор способа вскрытия и места расположения вскрывающих выработок. Практическая работа 8 РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ
Цель работы. Приобретение навыков классифицировать систему разработки для конкретных горнотехнических условий разработки месторождения. Расчет основных параметров принятой системы разработки.
Порядок выполнения работы
В соответствии с вариантом индивидуального задания необходимо дать описание принятой системы разработки на основе классификации акад. В.В.Ржевского (см. п. 2.5, табл. 2.8) и акад. Н.В. Мельникова (см. п. 2.5, табл.2.7) и выполнить расчет ее основных параметров. Параметры рабочего уступа определены в практической работе №2. Ширина рабочей площадки П, м, рассчитывается по следующим формулам (рис. 2.30): при разработке мягких пород (наносов) без БВР (рис. 2.30, а): П = А + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (3.77) при использовании буровзрывных работ (рис 2.30, б): П = В + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (3.78) где А – ширина экскаваторной заходки, м; C1 – расстояние от нижней бровки уступа или развала до транспортной полосы, м, C1=2,5 – 3,5; Ширина транспортной полосы зависит от типа транспортных средств и числа путей (полос движения). При использовании железнодорожного транспорта на однопутных линиях она составляет 6,5 м, при двух смежных путях равна 10,9 м; для автотранспорта при однополосном движении изменяется от 5,5 м (автосамосвалы грузоподъемностью 27 т) до 9 м (автосамосвалы грузоподъемностью 160-180т), а при двухполосном движении – от 10 до 20 м. Ширина резервной полосы запасов, необходимой для бесперебойной работы на смежных уступах, рассчитывается по формуле , (3.79) где μ – норматив обеспеченности запасами полезного ископаемого, мес. (табл. 3.34); Ар – годовая производительность карьера по полезному ископаемому, т; Lр.у – длина добычного фронта на уступе, м (Lр.у = Lр); nо – количество добычных уступов. Количество одновременно разрабатываемых добычных уступов для продольных систем разработки в условиях наклонных и крутопадающих залежей рассчитывается по формуле Э.К. Граудина: , (3.80) где bрт – ширина разрезной траншее (ее учитывают, если подготовка горизонтов ведется по залежи), м; δ – угол падения залежи, град; Пmin – минимальная ширина рабочей площадки (обычно Пmin = 60÷80 м), м.
Таблица 3.34. Норматив обеспеченности готовыми к выемки запасами, мес. (по «Гипроруде»)
Знак «плюс» в знаменателе принимают при развитии работ от лежачего бока к висячему, знак «минус» – при их развитии от висячего бока к лежачему.
Для поперечных систем разработок количество добычных уступов , (3.81) где bрк – ширина разрезного котлована (bрк = 40÷100м.) в скальных породах; Пп – ширина рабочей площадки по простиранию, м, Пп = Пmin + μ·Qэ.г·nб/12·mг·h, (3.82) где Qэ.г – годовая производительность экскаватора, м3; nб – количество добычных экскаваторов работающих на одном уступе, ед. Количество добычных экскаваторов, работающих на одном уступе, определяется с учетом рекомендуемой длины фронта работ на экскаватор при использовании железнодорожного транспорта или исходя минимальной длины активного фронта работ на один экскаватор (табл. 3.35, 3.36). Таблица 3.35. Рекомендуемая длина, м, фронта работ
Таблица 3.36. Минимальная длина, м, активного фронта работ
Угол откоса бортов карьера представляет собой линию, соединяющую верхнюю бровку карьера с нижней. Угол откоса рабочего борта карьера φ отстраивается внутри рабочей зоны и рассчитывается по формуле: . (3.83) Длину добычного фронта работ находят, умножив длину фронта работ уступа Lр.у на величину nо. Выполнить в масштабе схему забоя экскаватора (рис. 3.6). Рисунок 3.6. Схема забоя экскаватора Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение термина «система открытой разработки» 2. Поясните, какие системы разработки называют сплошными, а какие – углубочными. 3. Опишите способы перемещения фронта работ уступов. 4. Укажите, что положено в основу классификаций систем разработки акад. В.В. Ржевского и акад. Н.В. Мельникова. 5. Назовите условия применения бестранспортной системы разработки? 6. Поясните, в каких условиях можно применять систему разработки «экскаватор-карьер». 7. Какая из систем разработки по классификации акад.Н.В. Мельникова является наиболее универсальной? 8. Сформулируйте чем отличается транспортная система разработки от транспортно-отвальной. 9. Сформулируйте, чем отличается бестранспортная система разработки от системы разработки экскаватор-карьер. 10. Перечислите основные элементы и параметры системы разработки. 11. От чего зависит ширина рабочей площадки? 12. Назовите, чем отличается конструкция рабочей площадки в мягких и скальных породах. 13. От чего зависит угол откоса рабочего борта карьера? 14. Поясните, как взаимосвязаны между собой угол откоса рабочего борта карьера и эксплуатационный коэффициент вскрыши. 15. Что понимается под технологическими комплексами вскрышных и добычных работ. 16. Сформулируйте основные принципы формирования комплексов оборудования при открытой разработке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безопасность при взрывных работах: Сборник документов. Серия 13. Выпуск 1 / Колл. авт. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2002. – 252 с. 2. Городниченко В.И. Основы горного дела: учеб. для вузов/ В.И. Городниченко. – М.: Издательство «Горная книга», 2008 – 464 с. 3. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (ПБ 03-498-02). Серия 03. Выпуск 22 / Колл. авт. – М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003. – 152 с. 4. Перечень взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к применению в российской Федерации. [Текст] Серия 13. Выпуск 2 / Колл. авт. – М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2002. – 80 с. 5. Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03). [Текст] Серия 05. Выпуск 3 / Колл. авт. – М.: Государственное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003. – 144 с. 6. Открытые горные работы: Справочник / К.Н.Трубецкой, М.Г.Потапов, К.Е.Виницкий, Н.Н.Мельников и др. – М.: Горное бюро, 1994. – 590 с. 7. Перечень взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к применению в Российской Федерации: / Колл. авт. Сер. 13. Вып. 2 – М.: ГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2002. – 80 с. 8. Ржевский В.В. Открытые горные работы: Производственные процессы: учебник / В.В. Ржевский. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 512 с. 9. Ржевский В.В. Открытые горные работы: Технология и комплексная механизация: учебник / В.В. Ржевский. – изд. 5-е.– М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 552 с. 10. Синьчковский В.Н. Открытые горные работы: практикум/В.Н. Синьчковский, В.Н. Вокин, И.В. Черникова. – Красноярск: СФУ, 2010. – 172 с. 11. Синьчковский В.Н. Процессы открытые горные работы: Практикум/ В.Н. Синьчковский, Ю.В. Ромашкин. – Красноярск: ГОУ ВПО «ГУЦМиЗ», 2006. – 156 с. 12. Синьчковский В.Н. Технология открытые горные работы: учеб. пособие/ В.Н. Синьчковский, В.Н. Вокин, Е.В. Синьчковская. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – 508 с. 13. Томаков П.И. Открытая разработка угольных и рудных месторождений: учеб. пособие / П.И. Томаков, В.В. Манкевич. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГГУ, 2000. – 611 с. 14. Шешко Е.Е. Горно-транспортные машины и оборудование для открытых работ: учеб. пособие для вузов./ Е.Е. Шешко – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГГУ, 2003. – 260 с. 15. Подэрни Р.Ю. Механическое оборудование карьеров: учебник для вузов/ Р.Ю. Подерни – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГГУ, 2003. – 606 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Техническая характеристика карьерных экскаваторов
Приложение 2. Техническая характеристика автосамосвалов БелАЗ
Приложение 3. Техническая характеристика саморазгружающихся вагонов (думпкаров)
Приложение 4. Техническая характеристика несаморазгружающихся полувагонов
Приложение 5. Техническая характеристика станков вращательного
Приложение 6. Техническая характеристика станков вращательного бурения шарошечными долотами
Приложение 7. Техническая характеристика станков ударно-вращательного бурения
Приложение 8. Сцепной вес локомотивов
Учебное издание
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ
Подписано в печать 2012г. Формат 60х84/16 Бумага офсетная. Печать плоская Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 1000 экз. Заказ (дает РИО)
Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru
Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а Тел. 206-26-58, 206-26-49
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|