Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)




Обоснования и требования к модернизации действующей СУиК ЯМ

учет контроль ядерный материал

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации об утверждении положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов:

Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для выполнения следующих задач:

· обеспечение контроля за обращением ядерных материалов;

·   обеспечение сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений ядерных материалов;

·   предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную границу Российской Федерации;

·   определение наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения;

·   обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами.

Для обеспечения должного контроля за ЯМ на ядерном объекте реализуется программа применения СКД.

СКД состоит из системы наблюдения за ЯМ и системы АССД.

Система наблюдения за ЯМ включают:

· автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы и т.п.);

· технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

Результаты показаний элементов системы наблюдения оформляются документально и представляются инвентаризационной комиссии для рассмотрения.

Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ, покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при расчете объема выборки для подтверждающих измерений применяются параметры обнаружения, аналогичные применяющимся к УЕ, оснащенным пломбами.[2]


Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-05

 

Документ утверждён постановлением Ростехнадзора от 26.12.2005 N 19, вступил в силу 01.05.2006. [17]

ОПУК является центральным нормативным документом, устанавливающим требования и критерии УиК ЯМ. Эти правила обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность с ЯМ.

Основные Правила устанавливают перечень и количественный порог для ЯМ, подлежащих учету и контролю. В правилах сформулированы основные принципы учета и контроля - непрерывности знаний о ЯМ, категоризации ЯМ, измеряемого материального баланса ЯМ.

Учет и контроль ядерных материалов осуществляется в соответствии со следующими принципами, определенными в Основных правилах учета и контроля ядерных материалов:

· ядерные материалы подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физической формы;

·   ядерные материалы подлежат учету и контролю начиная с установленных минимальных количеств;

·   ядерные материалы должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур, методов учета и контроля;

·   эксплуатирующие организации должны устанавливать зоны баланса материала (ЗБМ) в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов;

·   в каждой ЗБМ должны быть определены ключевые точки измерений (КТИ) ядерных материалов

При разработке нормативного документа использованы Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов [6], одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996г. №1205; Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов [9], утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998г. №746; Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов [29], утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000г. №962; Гарантии МАГАТЭ.

 


Международное законодательство в области учета и контроля ядерных материалов.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)

 

Договор о нераспространении ядерного оружия [28], далее Договор, вступивший в силу в 1970 году, является и по сей день главной законодательной базой предотвращения распространения ядерного оружия в мире.

Договор о нераспространении ядерного оружия - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Договор одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация - правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

Договор дает определение «ядерного государства». Государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

По Договору, каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, и т.д.

Контроль за нераспространением ядерного оружия возложен Договором на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, IAEA - International Atomic Energy Agency), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение. Разработана модель типового соглашения. Данной моделью является INFCIRC/153 - структура и содержание соглашений между Агентством и государствами, требуемые в связи с договором о нераспространении ядерного оружия.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, … приобретать ядерное оружие» - однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» - например, ввиду предполагаемой угрозы.

Каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Последняя такая конференция состоялась в мае 2005 г.

На этой конференции Генеральный директор МАГАТЭ Эль-Барадей представил предложения по укреплению режима нераспространения:

отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;

перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащенном уране, на использование низкообогащенного урана;

ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;

ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;

ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;

ускорение ядерного разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;

принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...