Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования МАГАТЭ к государственной системе учета и контроля ядерных материалов




 

Юридической основой для применения гарантий в РФ является Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических республик (INFCIRC/327) [10].

Соглашение содержит основные положения о гарантиях, права и обязанности сторон, а также описание процедур, которые будут применяться при осуществлении гарантий. Более детальное описание процедур, разработанных и согласованных c Агентством, приводится в Дополнительных положениях [11].

Эти Дополнительные положения разделены на 10 частей, называемых кодами. Код 10 задает формат и содержание отчетов, представляемых государством-членом в МАГАТЭ. Соглашение о гарантиях и Дополнительные положения оговаривают, что учёт ЯМ будет проводиться в Российской Федерации на основе системы учёта и контроля государства и установки, в нашем случае хранилища ОАО «МЦОУ».

Соглашение о гарантиях и Дополнительные положения касаются государства в целом. Детали, которые относятся к отдельной установке, устанавливаются в Приложениях по установке, которые согласовываются между государством и МАГАТЭ. Эти Приложения по установке описывают конкретную установку и способы применения гарантий, они также оговаривают, каким образом Код 10 будет применяться на установке (т. е. какие конкретные коды должны быть использованы при определенных обстоятельствах). Для использования в качестве базы для переговоров Агентством были разработаны Модели Приложений по установке для различных типов установок. Т.о. до постановки хранилища ЯМ ОАО «МЦОУ» под гарантии МАГАТЭ необходимо разработать и согласовать с МАГАТЭ этот документ, используя соответствующую модель.

Основные понятия в области учёта и контроля ЯМ МАГАТЭ

 

Фактически наличное инвентарное количество и список фактически наличного инвентарного количества. Каждая ЗБМ (MBA) содержит некое инвентарное количество ЯМ, которое должно сообщаться Агентству. Интервалы между инвентаризациями обычно устанавливаются в Приложениях по установке. Для хранилища ОАО «МЦОУ», по всей видимости, этот интервал будет равен одному году. Инвентарное количество сообщается в виде Списка фактически наличного инвентарного количества материала PIL (Physical Inventory Listing) с указанием партий. Список обычно включает в себя одну запись для каждой партии ЯМ, находящегося в MBA, на полночь даты проведения физической инвентаризации (Physical Inventory Taking, PIT) или на последнюю дату физической инвентаризации, если она длится несколько дней. Если на день проведения физической инвентаризации материала не имеется, то должен быть представлен список, указывающий, что ЯМ отсутствует (так называемый «пустой» PIL). Если на момент постановки под гарантии в зоне имеется ЯМ, то представляется «первоначальный список» фактически наличного количества материала (IPIL), перечисляющий все партии ЯМ. Если материал на установке отсутствует на момент постановки под гарантии, представлять пустой первоначальный список количества материала не требуется.

Бывают ситуации, когда фактически наличное инвентарное количество материала не полностью совпадает с информацией, содержащейся в PIL. Можно представлять в Агентство округленные цифры по зонам баланса материала. В этих случаях сумма округленных цифр, сообщаемая в PIL, может отличаться от суммы неокругленных цифр. Эту ситуацию следует иметь в ввиду при представлении отчётов в Агентство.

Изменения инвентарного количества и отчёт об изменениях инвентарного количества (ICR). Инвентарное количество материала в MBA изменяется со временем по разным причинам. В случае ОАО «МЦОУ» причинами могут быть отправления и получения материалов, связанные с пересечением границы ЗБМ. Эти изменения инвентарного количества должны сообщаться в МАГАТЭ в Отчётах об изменениях инвентарного количества, (Inventory Change Report, ICR), указывающих соответствующую КТИ. Если на момент постановки ЗБМ под гарантии в ней нет материала, то обычно первым отчётом, полученным МАГАТЭ, бывает ICR о получении материала. Изменения инвентарного количества, происшедшие в день проведения физической инвентаризации, считаются происшедшими до проведения инвентаризации и, таким образом, должны быть отражены в PIL.

Следует обратить внимание на то, что Код 10 оговаривает, что ЯМ, полученный в ЗБМ, должен сообщаться на основе данных отправителя. Если впоследствии в получающей ЗБМ определяется, что веса отправителя не верны, необходимо сообщить об изменении инвентарного количества в виде "Расхождений данных отправителя и получателя", уточнив таким образом величины, предоставленные получателем в Агентство так, чтобы они соответствовали тем, которые получатель поддерживает в своих документах.

Количество неучтённого материала (MUF). Когда инвентарное количество определено в ходе проведения очередной физической инвентаризации (как подготовка к представлению PIL), имеется возможность определить, отличается ли фактически наличное количество материала от зарегистрированного инвентарного количества материала, рассчитанного на основе изменений инвентарного количества. Разницу между зарегистрированным и фактически наличным количеством называют в Агентстве количеством неучтённого материала, MUF (Material Unaccounted For). Эта величина определяется так же как инвентаризационная разница в российской ГСУиК ЯМ.

Для большинства установок с материалом в форме отдельных предметов ожидается нулевой MUF. Сам по себе MUF не является указанием на то, что произошло переключение материала, однако, он представляет собой оценочное количество материала, которое могло быть доступным для переключения. Одним из аспектов учета ЯМ, проводимого МАГАТЭ является оценка значимости MUF.

Межбалансовый период (MBP). МБП (MBP - Material Balance Period) представляет собой период между двумя последовательными инвентаризациями. С точки зрения Агентства MBP обычно начинается на следующий день после представления списка фактически наличного количества материала (PIL), включает в себя серию отчётов об изменении инвентарного количества (ICR) и заканчивается суммарным материально-балансовым отчётом (MBR) с прилагаемым к нему списком фактически наличного количества материала (PIL).

Материально-балансовый отчёт (MBR). МБО (MBR - Material Balance Report), дает итог деятельности ЗБМ с 00:00 часов на дату предыдущей физической инвентаризации и до 24:00 часов на дату физической инвентаризации в конце периода баланса материала (MBP). МБО, который начинается с записи о начальном фактически наличном количестве материала (которое должно быть равно конечному фактически наличному количеству материала для предыдущего периода), указывает итоговое количество материала, участвовавшего в изменениях инвентарного количества за весь период, дает расчёт конечного зарегистрированного количества (исключая поправку на округление и расхождение в данных отправителя и получателя), уточнённое зарегистрированное количество (включая расхождение в данных отправителя и получателя), конечное фактически наличное количество и величину рассчитанного неучтённого инвентарного количества материала (MUF).

Там, где величины весов, сообщённые в PIL и ICR, могут быть округлены до согласованной точности, веса в MBR должны сообщаться в неокруглённых величинах, употребляемых оператором. Итоговые величины или суммы неокруглённых весов могут быть округлены до согласованной точности при сообщении в MBR.

Материально-балансовый отчёт (MBR) рассматривается, как основополагающий документ. PIL и ICR должны быть проверены на соответствие ему, особенно, когда PIL и ICR сообщают веса в округлённых величинах.

Поправка на округление (Rounding Adjustment). Как указывалось выше, весовые данные в регламентных отчётах, представляемых в Агентство, могут быть выражены с уровнями точности, отличными от тех, которые использует оператор. Например, оператор может сообщать веса в Агентство в граммах (или килограммах, в зависимости от материала), но вести свои документы с точностью до миллиграммов. Таким образом, реальное количество, установленное оператором (и сообщённое в MBR), может отличаться от зарегистрированного количества минус MUF. Это будет иметь место, когда сумма округлённых величин (т.е. записи из PIL и ICR) не равны округлённым суммам документов оператора.

Чтобы позволить сравнение весов в MBR (округлённых сумм не округлённых весов) с весами PIL и ICR (сумма округлённых величин), оператор должен сообщать о поправке на округление в MBR. Поправка на округление может иметь место для записи любого инвентарного количества или изменения инвентарного количества в MBR.


Заключение

 

Энергия атомного ядра является в настоящее время единственным известным источником энергии, способным обеспечить человечество тепловой и электрической энергией на ближайшие тысячелетия. Если не будет найден источник энергии, основанный на каких-либо новых физических принципах, то не более чем через 100 - 150 лет широкое использование атомной энергии станет неизбежным вследствие исчерпания запасов традиционных энергоресурсов, при постоянно возрастающем потреблении энергии. Известные в настоящее время возобновляемые источники энергии, такие как энергия Солнца, ветра, морских приливов, земного ядра, биомассы, а также более широкое внедрение энергосберегающих технологий должны внести существенный вклад в энергообеспечение населения Земли, но они не способны полностью заменить используемые сейчас газ, нефть и уголь. Наблюдаемый в последние годы значительный рост мировых цен на нефть и газ уже привел к так называемому «ядерному ренессансу», к возрождению во многих странах интереса к атомной энергетике и пересмотру стратегических планов и программ ее развития.


Список литературы

 

.  Указ Президента Российской Федерации «О реструктуризации атомного энергетического комплекса Российской Федерации» от 27.04.2007 № 556;

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.

.   Федеральный закон Российской Федерации «Об экспортном контроле» от 18.07.99 № 183-ФЗ.

.   Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.96 № 1205.

.   Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного учёта и контроля ядерных материалов» от 15.12.2000 № 962 и Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000г. № 962» от 06.02.2004 № 59.

.   Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.98 № 746.

.   Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании Международного центра по обогащению урана от 10.05.07.

.   Устав Открытого акционерного общества «Международный центр по обогащению урана», 2007 г.

.   «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации». Рабочий документ Гостехкомиссии России.

.   Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-05. Утверждены постановлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.05 № 19.

.   Положение по учету и контролю ядерных материалов, находящихся в пользовании ОАО «Техснабэкспорт». Система стандартов ОАО «Техснабэкспорт», СТ № 09/ПК-55.067, утверждено Приказом генерального директора ОАО «Техснабэкспорт».

.   Техническое задание «Разработка автоматизированной информационной системы учета и контроля ядерных материалов, находящихся в пользовании Общества (ОАО «Техснабэкспорт»)» № ТЗ-072-10-091/2005-0 от 10.06.05.

.   Кушнарёв М.С., Касумова Л.А. ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ». «Развитие информационного обеспечения задач по управлению ядерными материалами, их учету и контролю».

.   Питель В.А., Росатом. «Вопросы передачи ядерных материалов в собственность юридических лиц и особенности учёта и контроля в условиях реструктуризации АЭК».

.   Хрокало И.О. «Надзорная деятельность Ростехнадзора в области учёта и контроля ядерных материалов в условиях реструктуризации атомного энергетического комплекса».

.   Презентация ФГУП «ФГУП «АЭХК»» «Автоматизированная система учета и контроля ядерных материалов ФГУП «АЭХК»».

.   Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 мая 1995 г.

.   Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000г. №962

.   Устав МАГАТЭ. 1956 г.

 


Принятые сокращения

 

АИС Автоматизированная информационная система
ФГУП «ФГУП «АЭХК»» Федеральное государственное унитарное предприятие «Ангарский электролизный химический комбинат», г. Ангарск.
ЗБМ Зона баланса материалов
ИР Инвентаризационная разница
КТИ Ключевая точка измерений
МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии
МБО Материально-балансовый отчет
МБП Межбалансовый период
ОАО «МЦОУ» (Центр) Открытое акционерное общество «Международный центр по обогащению урана»
НОУ Низкообогащенный уран
ОИКс Отчет об изменении инвентарного количества ядерного материала
СУиК ЯМ Система учета и контроля ядерных материалов
СО Специальный отчет
СНКс Список наличного количества ядерных материалов
СФНК Список фактически наличного количества ядерных материалов
СКД Средства контроля доступа
УИВ Устройство индикации вмешательства
ФИС УКЯМ ЦНИИАтоминформ Федеральная автоматизированная информационная система государственного учета и контроля ядерных материалов, развернутая в ФГУП ЦНИИАтоминформ.
ЯМ Ядерные материалы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...