Методы эмпирического и теоретического исследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение . Теоретическая часть Основные понятия. Уровни и методы научного исследования Методы эмпирического исследования Методы эмпирического и теоретического исследования Методы теоретического исследования . Практическая часть . Аналитическая часть Заключение Список использованной литературы
Введение
Исследование - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности, в частности, в практике управления. Научное исследование <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения систем управления и их свойств. Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от разных факторов, в том числе, от методов проведения исследований, а также, от корректности выбора того или иного метода. Методы исследования - способы, приёмы проведения исследований. Рациональное применение методов исследования, правильный выбор необходимого метода чрезвычайно важен, т.к. способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии, следовательно, способствует наиболее быстрому и наименее дорогостоящему решению проблемы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение различных вариантов методов научного исследования, определения критериев рациональности применения того или иного метода, а также плюсов и минусов различных методов исследований.
Теоретическая часть Основные понятия. Уровни и методы научного исследования
Научное исследование - изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности. Научные исследования в системах управления (СУ) определяют обширный перечень работ, направленных на повышение эффективности функционирования действующих организаций. Научное исследование - процесс выработки новых знаний, это один из видов познавательной деятельности. В результате, научные исследования дают возможность лучше понять и оценить происходящее, предвидеть возможные изменения в хозяйственной деятельности. Поэтому исследование СУ может носить как фундаментальный, так и прикладной характер, между ними существует тесная связь. Совершенствование СУ должно основываться на научных исследованиях, которые проводятся по трём основным направлениям: ) технико-технологическое направление связано с тем, что любая организация принадлежит к определённому технологическому типу; ) структурное направление изучает предпринимаемые на предприятии решения и организационные структуры; ) социальное направление - изучение стимулирования труда и применения систем мотивации, подбор кадров, повышение квалификации. К числу общих методов научного познания можно отнести такие, которые имеют ограниченную сферу действия: ¨ применяются не во всех областях знания, а лишь в части (наблюдения и эксперимент широко применяются в биологии и медицине и не находят применения в математике, и наоборот: широко используемые в математике метод идеализации и аксиоматический метод не находят применения в медицине и биологии); ¨ используются только на отдельных ступенях процесса познания (идеализация, формализация и другие менее популярные методы находят широкое применение только на теоретическом уровне знания; наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, то эти методы используются главным образом на эмпирическом уровне познания).
Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит: Ø наблюдения; Ø сравнения: Ø измерения; Ø эксперименты; Ø первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.п.). Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания. Методы исследования - способы, приёмы проведения исследований. Рациональное применение методов исследования, правильный выбор необходимого метода чрезвычайно важен, т.к. способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии, следовательно, способствует наиболее быстрому и наименее дорогостоящему решению проблемы. Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы: ¨ методы эмпирического исследования; ¨ методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; ¨ методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования Методы эмпирического исследования наблюдение; сравнение; измерение; эксперимент Наблюдение Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования. Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпирических методов. Сравнение В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. . Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, т.к. это ничего не дает. . Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. При таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами. При сравнении объектов с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения (первичная информация). Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Измерение Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более общим и универсальным познавательным средством. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: объекта измерения; единицы измерения, т.е. эталонного объекта; измерительного прибора (приборов); метода измерения; наблюдателя (исследователя). При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения, при косвенном - искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. В числе эмпирических методов исследования измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Оно представляет собой сравнительно элементарный метод, одну из составных частей эксперимента - наиболее сложного и значимого метода эмпирического исследования. Эксперимент Эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов - наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов. Преимущество эксперимента по сравнению с наблюдением - в ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении. Важнейшее достоинство эксперимента - его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании. Ситуации, требующие экспериментального исследования . Ситуация, когда необходимо обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства. Результатом такого эксперимента являются утверждения, не вытекающие из имевшегося знания об объекте. . Ситуация, когда необходимо проверить правильность тех или иных утверждений или теоретических построений. Методы эмпирического и теоретического исследования Методы эмпирического и теоретического исследования: абстрагирование; анализ и синтез; индукция и дедукция; моделирование и использование приборов;
исторический и логический методы научного познания. Абстрагирование Сущность этого метода - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Под результатом абстрагирования (абстракцией) понимается знание о некоторых сторонах объектов. Основная функция абстракций состоит в том, что они позволяют заменить в познании сравнительно сложное простым Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер. Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычисление наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования установленной ранее. Виды абстракций: абстракция отождествления - образование понятия путем объединения в их особый класс, отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства; изолирующая абстракция - это выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов. Примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия «надежность», «устойчивость», «управляемость» и т.д.; абстракция конструктивизации состоит в отвлечении от зыбкости и неопределенности границ реальных объектов, в «огрублении» действительности. Абстракция потенциальной осуществимости состоит в отвлечении от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и времени. Анализ и синтез Анализ - это метод исследования, содержание которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие части. Такими частями могут быть отдельные вещественные элементы объекта или его свойства и отношения. Синтез представляет собой метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез лишь тогда будут плодотворными методами познания, когда они используются в тесном единстве. Индукция и дедукция Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом - следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция является основным средством доказательства. При познании некоторых объектов значительно чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения или эксперимента. Дедукция выгодно отличается от других методов исследования тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание. Индукция - это метод познания как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Индукция и дедукция теснейшим образом взаимосвязаны и дополняют друг друга. Индуктивное исследование предполагает использование общих теорий, законов, принципов, т.е. включает в себя момент дедукции, и, напротив, дедукция невозможна без общих положений, получаемых индуктивным путем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|