Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы эмпирического и теоретического исследования




Содержание

 

Введение

. Теоретическая часть

Основные понятия. Уровни и методы научного исследования

Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического и теоретического исследования

Методы теоретического исследования

. Практическая часть

. Аналитическая часть

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Исследование - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности, в частности, в практике управления.

Научное исследование <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения систем управления и их свойств.

Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от разных факторов, в том числе, от методов проведения исследований, а также, от корректности выбора того или иного метода.

Методы исследования - способы, приёмы проведения исследований. Рациональное применение методов исследования, правильный выбор необходимого метода чрезвычайно важен, т.к. способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии, следовательно, способствует наиболее быстрому и наименее дорогостоящему решению проблемы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение различных вариантов методов научного исследования, определения критериев рациональности применения того или иного метода, а также плюсов и минусов различных методов исследований.

 


Теоретическая часть

Основные понятия. Уровни и методы научного исследования

 

Научное исследование - изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности. Научные исследования в системах управления (СУ) определяют обширный перечень работ, направленных на повышение эффективности функционирования действующих организаций. Научное исследование - процесс выработки новых знаний, это один из видов познавательной деятельности. В результате, научные исследования дают возможность лучше понять и оценить происходящее, предвидеть возможные изменения в хозяйственной деятельности. Поэтому исследование СУ может носить как фундаментальный, так и прикладной характер, между ними существует тесная связь.

Совершенствование СУ должно основываться на научных исследованиях, которые проводятся по трём основным направлениям:

)   технико-технологическое направление связано с тем, что любая организация принадлежит к определённому технологическому типу;

)   структурное направление изучает предпринимаемые на предприятии решения и организационные структуры;

)   социальное направление - изучение стимулирования труда и применения систем мотивации, подбор кадров, повышение квалификации.

К числу общих методов научного познания можно отнести такие, которые имеют ограниченную сферу действия:

¨ применяются не во всех областях знания, а лишь в части (наблюдения и эксперимент широко применяются в биологии и медицине и не находят применения в математике, и наоборот: широко используемые в математике метод идеализации и аксиоматический метод не находят применения в медицине и биологии);

¨ используются только на отдельных ступенях процесса познания (идеализация, формализация и другие менее популярные методы находят широкое применение только на теоретическом уровне знания; наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, то эти методы используются главным образом на эмпирическом уровне познания).

Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит:

Ø наблюдения;

Ø сравнения:

Ø измерения;

Ø эксперименты;

Ø первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.п.).

Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории.

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания. Методы исследования - способы, приёмы проведения исследований. Рациональное применение методов исследования, правильный выбор необходимого метода чрезвычайно важен, т.к. способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии, следовательно, способствует наиболее быстрому и наименее дорогостоящему решению проблемы.

Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:

¨ методы эмпирического исследования;

¨ методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;

¨ методы теоретического исследования.

  Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического исследования

наблюдение;

сравнение;

измерение;

эксперимент

Наблюдение

Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования. Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпирических методов.

Сравнение

В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, т.к. это ничего не дает.

. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно - через сравнение их с каким-либо третьим объектом. При таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами. При сравнении объектов с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения (первичная информация). Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Измерение

Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более общим и универсальным познавательным средством.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

объекта измерения;

единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

измерительного прибора (приборов);

метода измерения;

наблюдателя (исследователя).

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения, при косвенном - искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением.

В числе эмпирических методов исследования измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Оно представляет собой сравнительно элементарный метод, одну из составных частей эксперимента - наиболее сложного и значимого метода эмпирического исследования.

Эксперимент

Эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов - наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Преимущество эксперимента по сравнению с наблюдением - в ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

Важнейшее достоинство эксперимента - его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Ситуации, требующие экспериментального исследования

. Ситуация, когда необходимо обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства. Результатом такого эксперимента являются утверждения, не вытекающие из имевшегося знания об объекте.

. Ситуация, когда необходимо проверить правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.

Методы эмпирического и теоретического исследования

Методы эмпирического и теоретического исследования:

абстрагирование;

анализ и синтез;

индукция и дедукция;

моделирование и использование приборов;

исторический и логический методы научного познания.

Абстрагирование

Сущность этого метода - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Под результатом абстрагирования (абстракцией) понимается знание о некоторых сторонах объектов. Основная функция абстракций состоит в том, что они позволяют заменить в познании сравнительно сложное простым

Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер.

Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычисление наиболее важного в интересующих исследователя явлениях.

Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования установленной ранее.

Виды абстракций:

абстракция отождествления - образование понятия путем объединения в их особый класс, отождествления предметов, связанных отношениями типа равенства;

изолирующая абстракция - это выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов. Примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия «надежность», «устойчивость», «управляемость» и т.д.;

абстракция конструктивизации состоит в отвлечении от зыбкости и неопределенности границ реальных объектов, в «огрублении» действительности.

Абстракция потенциальной осуществимости состоит в отвлечении от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и времени.

Анализ и синтез

Анализ - это метод исследования, содержание которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие части. Такими частями могут быть отдельные вещественные элементы объекта или его свойства и отношения.

Синтез представляет собой метод исследования, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез лишь тогда будут плодотворными методами познания, когда они используются в тесном единстве.

Индукция и дедукция

Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом - следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция является основным средством доказательства.

При познании некоторых объектов значительно чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения или эксперимента.

Дедукция выгодно отличается от других методов исследования тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание.

Индукция - это метод познания как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим.

Индукция и дедукция теснейшим образом взаимосвязаны и дополняют друг друга. Индуктивное исследование предполагает использование общих теорий, законов, принципов, т.е. включает в себя момент дедукции, и, напротив, дедукция невозможна без общих положений, получаемых индуктивным путем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...