Понятие рынка и рыночного механизма
Классическим считается следующее определение рынка.
Рынок — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.
Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства. В развитых странах в отрасли сельского хозяйства участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.
Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:
- переходом всей экономики страны к рыночным отношениям. В этих условиях прежние межхозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных (а не на административных) отношениях и целиком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия; - неэффективностью ранее действовавшей системы управления сельским хозяйством. В первую очередь неэффективность была обусловлена чрезмерной регламентацией деятельности сельскохозяйственных предприятий, ограничением экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;
- отсутствием у государства возможностей (бюджетных средств) для полноценной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей приобретение продукции по ценам, превышающим издержки на величину плановой рентабельности.
Любой переход к новым формам хозяйствования сопровождается главным образом большими организационными преобразованиями. Возможны два основных направления перехода к рынку (как, впрочем, и к любой другой системе производственно-экономических отношений): эволюционный и революционный. Эволюционный путь предполагает постепенное изменение производственных отношений посредством разработки законодательной базы, отработки схем взаимодействия производительных сил и производственных отношений и организацией системы подготовки и переподготовки кадров. Революционный путь характеризуется декларированием перехода к рынку, комплексом мероприятий, называемым «шоковой терапией» (основным из мероприятий является отпуск цен), и последующим приведением законодательной и нормативной базы к сложившемуся уровню взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Кейнсианская теория (а именно она была взята за основу при разработке схемы перехода к рыночным отношениям в нашей стране) предполагает, что изменение производственных отношений и формирование рынка будут происходить по наиболее эффективному и короткому пути. Так как в любом случае переход к рыночным отношениям означает прежде всего институциональные преобразования (преобразования в области регулирования форм действующих предприятий), то наиболее наглядно процесс перехода к рынку можно проследить на примере изменения организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий.
Традиционно все формы организации сельскохозяйственного производства принято делить на сельскохозяйственные производственные кооперативы и государственные аграрные предприятия. Кроме того, в некоторых странах получили широкое развитие фермерские хозяйства — аналог кооператива, с той лишь разницей, что круг участников совместной собственности ограничивается, как правило, членами одной семьи. Некоторый процент сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах. При анализе распространенности форм организации крестьянских хозяйств обращает на себя внимание тот факт, что степень обобществления средств и предметов труда, а также степень государственного участия в регулировании агроэкономических процессов напрямую связаны с природно-климатическими условиями, в которых расположена страна. Так, в США наибольшее распространение приобрели фермерские хозяйства — минимально возможная степень обобществления труда. Это обусловлено тем, что условия для произрастания практически всех видов сельскохозяйственных культур (связь между уровнем развития растениеводства и животноводства очевидна) в этой стране исключительно благоприятны — сравнительно мягкий климат (северная граница США находится примерно на уровне нашего Ростова-на-Дону, а количество осадков, из-за близости к океанам, в большинстве штатов существенно выше 500 мм на кв. м в год). С другой стороны, в России и Израиле наиболее распространена форма сельскохозяйственных кооперативов (начиная от общин, организованных в рамках сельскохозяйственной реформы конца XIX века, и заканчивая колхозами и кибуцами). Такие приоритеты объясняются достаточно просто — и Россия, и Израиль находятся в зонах рискованного земледелия, причем если в Израиле проблема ограничивается количеством осадков в течение года (и в первую очередь вегетативный период), то в России неблагоприятность природных условий усугубляется резкоконтинентальным климатом, для которого характерны резкие перепады температур (как среднегодовых, так и среднесуточных), а также опасностью ранних и поздних заморозков. В этих условиях экономическая устойчивость фермерских хозяйств на сравнительно небольшом временном промежутке становится весьма проблематичной.
Кроме того, немаловажное значение имеют и характеристики почв, которые в первую очередь определяют урожайность сельскохозяйственных культур. В условиях бедных почв возникает необходимость расширения посевных площадей, что, в свою очередь, связано с пропорциональным увеличением издержек производства. Таким образом, оптимальным для российских условий следует считать кооперативную форму организации. В дорыночную эпоху эта форма была представлена колхозами. Они существовали одновременно с государственными предприятиями, а политика государства была ориентирована на увеличение доли именно государственного участия. Несмотря на ряд отличий совхозной организации от колхозной, призванных усилить привлекательность этой формы (например, гарантированный уровень заработной платы вне зависимости от сезона и результатов деятельности хозяйства), высокого (существовавшего) уровня огосударствления сельского хозяйства достичь не удалось. Основной причиной этого стало отчуждение производителя от результатов своего труда и непоследовательность действий государства в области регулирования аграрного сектора. С начала 80-х годов был взят курс на создание межхозяйственных и агропромышленных формирований, а также на ускоренное развитие многообразных форм кооперации, в первую очередь коллективного подряда. Тем самым предполагалось осуществление объединения предприятий различных отраслей (как сельскохозяйственных, так и смежных) с одновременным повышением заинтересованности и ответственности участников процесса производства сельскохозяйственной продукции в результатах своего труда. О правильности этого выбора сейчас судить трудно, так как объявленная программа не только не была выполнена, но и не успела получить сколько-нибудь ощутимого развития. За десять лет, прошедших с начала аграрной реформы, в государственной политике в этой области можно выделить следующие периоды:
- первый этап — 1991—1993 гг. — курс на реорганизацию всех ранее существовавших сельскохозяйственных предприятий посредством разукрупнения, изменения организационно-правовой формы и перевода на рыночные принципы выбора типа производства, организации хозяйственных связей и реализационных цен; - второй этап — 1994—1995 гг. — продолжение реорганизации сельского хозяйства страны за пределами сроков, первоначально определенных как граничные для аграрной реформы. Несмотря на то, что именно в этот период была разработана и частично осуществлена широкомасштабная программа аграрной реформы, именно этот этап характеризуется ослаблением государственного регулирования процесса реформирования аграрного сектора, в результате чего трудовыми коллективами и руководителями на местах в качестве наиболее перспективного пути организации было выбрано использование традиционных методов обобществления труда в виде производственных сельскохозяйственных кооперативов. Этот же этап характеризуется наибольшей активностью процесса организации фермерских хозяйств. Для того чтобы реально оценить эффективность этой, сравнительно новой для российских условий, формы организации производства, необходимы время, оценка результатов работы тех хозяйств, которые объявили себя фермерскими, а также тщательный анализ территориального распределения различных видов предприятий и фермерских хозяйств; - третий этап — с 1996 г. Начиная с этого времени усиливается государственное регулирование не только процесса реформирования аграрного сектора, но и агроэкономики вообще. В частности, предусмотрен и последовательно осуществляется ряд мер по обеспечению государственной поддержки сельских товаропроизводителей, включая регулирование цен на энергоносители, льготное кредитование и ряд налоговых льгот. Это изменение приоритетов не означает возврата к плановой экономике, но некоторая смена курса символизирует собой трезвую оценку возможностей отечественного сельского хозяйства, анализ хода аграрной реформы и проблем, связанных с осуществлением мероприятий по реформированию, а также использование опыта ряда западных стран в области поддержки сельского хозяйства.
В 2001 году Правительством РФ принята программа экономического развития страны на период до 2010 года. В программе имеются и разделы, посвященные развитию агропромышленного комплекса. Основные мероприятия программы направлены на усиление государственного участия в развитии агропромышленного комплекса. Разумеется, речь не идет о свертывании рыночных преобразований - во главу угла поставлена государственная поддержка сельских товаропроизводителей. Таким образом, можно говорить, что мы находимся в начале четвертого периода рыночных преобразований в сельском хозяйстве. Однако до начала осуществления конкретных мероприятий и до появления первой информации о результатах выполнения программы, говорить об этом рано.
Основными элементами рынка являются следующие: товар - продукция, изготовленная или приобретенная, исключительно для перепродажи. Часть продукции, используемая в других целях - например, передаваемая в производство относится не к категории товара, а к категории материально-производственных запасов; товарное производство - производство, в процессе которого производится продукция, выполняются работы или оказываются услуги, предназначенные для обмена (продажи, реализации); спрос - количество товаров определенной номенклатуры, которое может быть приобретено на конкретном рынке по ценам, приемлемым для покупателя; предложение - количество товаров определенной номенклатуры, которое может быть продано на конкретном рынке по ценам, приемлемым для продавца; рыночная конъюнктура - соотношение между спросом и предложением на конкретном рынке. Рыночная конъюнктура определяется количеством товара, ценами на отдельные виды товара, количеством продавцов и покупателей и некоторыми другими факторами, имеющими меньшее влияние; рыночная конкуренция - взаимодействие на конкретном рынке независимых товаропроизводителей, выражающееся в стремлении каждого из них продать максимально возможное количество товаров по максимально возможным ценам; субъекты рыночных отношений -продавец и покупатель; емкость рынка — это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года. При оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают объем ее экспорта; рыночный механизм - процесс формирования рыночного равновесия между спросом и предложением.
Механизм саморегулирования состоит в следующем: - при появлении на рынке нового товара с повышенным качеством или с пониженной ценой спрос на него возрастает; - рост спроса на товар приводит к неудовлетворенности спроса, росту цен на этот товар, увеличению доходности его продаж, увеличению прибыли товаропроизводителя и росту привлекательности сегмента рынка для предпринимателей; - рост привлекательности сектора рынка приводит к привлечению в этот сектор дополнительных инвестиций и увеличению количества производимого товара; - увеличение количества товара приводит к полному удовлетворению покупательского спроса, падению цен на этот товар и снижению привлекательности данного сегмента рынка; - предприниматели, столкнувшись с падением покупательского спроса и снижением привлекательности сегмента рынка, вынуждены искать новые сферы вложения капитала. - начинается отток капиталов из данного сектора, что неизбежно приводит к неудовлетворенному спросу и повышению цен на товар; - и т.д. На каждом из перечисленных этапов достигается рыночное равновесие между спросом и предложением, при котором покупатель по данной цене может приобрести определенное количество товара, а продавец может продать то же количество товара по той же цене.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|