Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночная конкуренция и ее виды




 

В предыдущей главе было приведено определение конкуренции из которого следует, что существование закона стоимости обуславливает и существование конкуренции —покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший снизить удельные издержки производства и обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:

 

- развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;

- развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;

- исключения условий для монополизации запасов и завышения цен посредническими организациями;

- ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);

- проведения протекционистской государственной политики в области продукции отечественных товаропроизводителей — установления таможенных ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции, аналоги которой производятся на территории России.

 

Конкуренция в перерабатывающей промышленности может быть обеспечена путем демонополизации, приватизации предприятий с сохранением контрольного пакета акций за производителями или переработчиками сельскохозяйственной продукции.

 

Различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

В первом случае предполагается наличие на рынке большого количества мелких производителей, которые не могут существенно влиять на уровень рыночных цен. Это является идеальным случаем рыночной конкуренции, который, в современных условиях, наверное, недостижим. Кривая потребительского спроса в этом случае приобретает вид прямой горизонтальной линии - спрос на товары регулируется исключительно уровнем цен на нее, влияние других внешних факторов незначительно, а производители (продавцы) не могут усилить влияние факторов, которые зависят от них.

В этом случае спрос и предложение регулируются так называемой «невидимой рукой рынка», которая открыта еще Адамом Смитом. Напомним, что это понятие предполагает постоянную тенденцию совершенствования и повышения эффективности экономических процессов независимо от участников рыночных сделок. Более того, утверждается, что в том случае, когда покупатель и продавец не будут предпринимать целенаправленных действий, направленных на изменение рыночной ситуации, она сама изменится наилучшим способом. При этом предполагается, что для совершенствования рыночных отношений достаточно, чтобы участники коммерческих сделок вели себя естественно и действовали только в собственных интересах (без учета интересов государства или других участников сделки). Покупатель стремится к собственной выгоде и приобретает товары, потребительские свойства которых позволяют удовлетворить соответствующие потребности по минимально возможной цене. Продавец старается продать товар с соответствующими потребительскими свойствами по максимально возможной цене и одновременно старается снизить уровень удельных издержек с тем, чтобы максимизировать прибыль. Качество продаваемой продукции, с одной стороны, должно удовлетворять покупателя (в идеальном варианте - на минимальном пределе запросов, так как уровень цены прямо пропорционален уровню качества продукции), а с другой, должно достигаться минимальным уровнем издержек. При перечисленных условиях все экономические законы действуют в полном объеме и рыночное равновесие устанавливается на уровне, максимально благоприятном для покупателя, продавца, государства и иных участников сделки.

 

В условиях рыночной экономики конкуренция между сельскохозяйственными предприятиями, осваивающими один и тот же рынок или сегмент рынка, неизбежна. Поэтому прослеживается тенденция к укрупнению предприятий или созданию ими соглашений (пулов, картелей и т.п.), позволяющих устанавливать цену на согласованном уровне. Это является разновидностью монополии и делает конкуренцию несовершенной.

В этом случае цена на товар устанавливается не столько уровнем спроса на него, а соглашением между наиболее крупными товаропроизводителями (если производитель один - это монополия, если два и более - олигополия). Для того, чтобы минимизировать отрицательное влияние несовершенной конкуренции на интересы покупателя государством принимаются меры регулирования рынка, например, установление максимальных или минимальных цен, установление повышенных налогов или, наоборот, введения специальных налоговых режимов и т.п. Тем не менее, в условиях несовершенной конкуренции наибольшие проблемы испытывает не покупатель, а мелкий товаропроизводитель, не входящий в пул крупных товаропроизводителей, не могущий влиять на рыночные цены и имеющий ограниченные возможности для снижения уровня издержек производства и обращения.

 

Кроме классификации конкуренции на совершенную и несовершенную, часто используется подразделение конкуренции на внутриотраслевую и межотраслевую.

В условиях агропромышленного комплекса сфера действия внутриотраслевой конкуренции существенно ограничена. Это обусловлено, во-первых, существованием дифференциальной ренты, что изначально ставит производителей, осуществляющих свою деятельность в разных регионах, в неравные условия. Во-вторых, действие внутриотраслевой конкуренции серьезно сдерживается государственным регулированием сельского хозяйства - система мер по поддержке сельских товаропроизводителей предполагает поддержку менее рентабельных (или вообще убыточных) хозяйств и изъятие сверхдоходов, полученных организациями, работающих в более благоприятных природно-климатических и социально-экономических условиях. Это обусловлено необходимости перераспределения части дифференциальной ренты, а также необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Таким образом, уровень предложения в большой степени формируется под воздействием факторов, не зависящих от продавца.

Тем не менее, при прочих равных условиях, более высокий уровень дохода и прибыли получит тот производитель, который сумеет добиться минимальных издержек. Это возможно при наиболее рациональных схемах организации производства и управления, а также при использовании достижений научно-технического прогресса.

 

Межотраслевая конкуренция состоит в том, что потенциальный инвестор склонен вкладывать капитал в производство тех видов продукции, которые могут принести максимальную прибыль с минимальным риском финансовых потерь. С этой точки зрения сельскохозяйственное производство традиционно является одним из наименее привлекательных направлений вложения средств. Доходность сельскохозяйственной продукции во многом определяется природно-климатическими условиями, предсказать которые заранее с достаточной степенью точности невозможно. А это значит, что риски при осуществлении предпринимательской деятельности в этом сегменте рынка будут одними из самых серьезных. Кроме того, следует считаться с определенным перекосом в привлекательности отдельных сфер предпринимательской деятельности в современных условиях. В общем случае считается, что вложение капиталов в отрасли материального производства (к которым относится и сельское хозяйство) должно быть более выгодным, чем вложение капиталов в торговлю, а вложение в торговлю - более выгодным, чем в финансово-кредитную сферу. Однако, на практике наблюдается обратная картина - пока спекуляции на финансовом рынке являются наиболее выгодными.

Если же ситуация изменится, и от сельских товаропроизводителей будет зависеть их межотраслевая конкурентоспособность, необходима разработка и проведение мероприятий, направленных на удержание имеющихся в отрасли капиталов и привлечение новых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...