Сущностные ступени псих. развития.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Развитие душевной жизни (психогенезис) иссл-ся как психогенетически, так и онтологически- детской психологией, психологией народов, зоопсихологией, исследованием доисторич. и историч. развития души занимается психология развития. Но и философия, как всеобъемлющая наука, стремящаяся объяснить и разъяснить многие вещи, предлагает свои сущностные ступени псих. развития. По Шеллеру:1 ступенью явл-ся чувств. порыв, свойственный любому живому существу, душе.;2 – инстинкт, обеспечивающий смысловое поведение, определённый ритм жизни, реакцию на типично повторяющиеся ситуации, значимые для видовой жизни как таковой. Инстинкты прирождённы и наследственны, явл-ся поведением, независимым от числа проб, кот. делает животное(«изначально готовое» поведение); 3 – привычное поведение(ассоциативная память, «мнеме»), благоприобретённо, форм-ся на основе проб и ошибок, значимо для каждого индивидуума в отдельности, целесообразно, форм-ся но основе механизма условного рефлекса. 4- практический интеллект,как способность заранее предвидеть результаты своей деят-ти, деятельность на опережение, проявляется в способности обобщить жизненный опыт. №53. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл. Идеальный – образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему, а также существующий как идея, вне реальности и действительности. И. Бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Такое бытие является строго неизменным, «застывшим», существующим вечно. И. Бытием обладают ценности, идеи, матер. и логич. понятия. Знак- материально, чувственно воспринимаемый предмет(явление, действие), кот. Выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скудный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени человека, ограниченности его сознания. Значение – важность, значимость, роль предмета, явления, действия в чел. деят-ти. По Сартру-«посредник между присутствующей вещью, кот. Явл-ся носителем значения, и отсутствующим объектом, на кот. указывает значение». Смысл-значение вещи. Смысл, содержание вещи предполагает наличие «акта, передающего смысл», благодаря кот. человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосом. Этот акт придаёт вещи нек. ценность, кот. опр-ся индивидуальными особенностями в данной иерархии ценностей.
№54. Сознание и язык. Проблема понимания. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание и язык образуют единство. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Язык - это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. В языке можно выделить:
-естественную систему знаков /звуковой язык, пластика человеческого тела: позы, жесты, мимика/, -искусственную, специально сделанную людьми/ язык математики, язык живописи, музыки, дорожные знаки; Язык- это явление общественное. Он возник в процессе формирования общества и стал главным моментом его функционирования. Язык выполняет следующие функции: -номинативная /способность языка называть вещи -дом, дерево и т.д. –познавательная /участие в процессе познания. -информативная /передача, хранение информации. -коммуникативная /общение. Сознание и язык неразрывно связаны. Сознание есть всегда отношение к миру, а выразить это отношение человек может только благодаря языку. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скудный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени человека, ограниченности его сознания. ПОНИМАНИЕ — метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках. Исторически перед философией сформировалась новая задача — построение системы познания, предметом к-рой стал бы “целостный человек во всем многообразии его сил” (“философия жизни” как ценностная основа изучения культуры). Познание в “науках о духе” должно было заново соединить теор. и практич. разум, разделенные Кантом; поэтому оно направлено не на выявление каузальных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собств. жизни. Путем самопознания и усвоения истор. знания (понимания творч. актов других, чужой душевной жизни, чужого мировоззрения) достигается автономия человека — его свобода от догматич. скованности существования, раскрытость полноте переживания жизни как предельной ценности. №55. Предпосылки, условия, возможности познания.
Необходимой объективной предпосылкой познания является наличие органов чувств.Когда органы чувств работают исправно, их роль незаметна, однако при повреждениях - значимость становится очевидной. Главным условием познания является наличие разумного сознания, которое наряду с упорядочением чувственного восприятия, рождает нечто новое, что не дано в чувственности. Разумное сознание - это мышление, которое представляет собой активный процесс целенаправленного, абстрагирующего. обобщающего отражения свойств и отношений вещей и явлений, который осуществляется в понятиях, суждениях и теориях. Можно сказать, что мышление- это процесс творческого созидания новых идей. Вопрос о возможности познания далеко непрост. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: познавательный оптимизм. скептицизм, агностицизм. Познавательные оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Многие философы данной линии вполне оптимистично оценивают возможности человеческого познания. В отдельные периоды - обычно в связи с наиболее замечательными научными достижениями, глубокими прорывами в тайны мироздания - возникали философские концепции, в рамках которых человеческий разум представлялся могущественным, способным адекватно отображать объективный мир, неограниченным в своих познавательных способностях. К подобным философским концепциям относятся, например, гегелевская/идеалистическая по своему характеру/, и марксистская/материалистическая/. Агностицизм (гр. слово - недоступный познанию) отражает определенную позицию в философии и науке, отрицающую возможность познания окружающего мира. Скептицизм, вызывающий сомнение - это философское направление, представители которого не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности знания. Самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма заключается в практике, эксперименте. №56. Теоретическая проблема и способы её разрешения.
В процессе жизни думающий и размышляющий человек ставит пред собой различные проблемы и задачи. Часть из них жизненно важна для человека,практическая, поэтому требует немедленного разрешения. Другая часть, теоретические проблемы формируются у чел-ка в процессе познания мира, это вопросы о смысле жизни, назначении и природе человека, человеческих ценностях, идеале, устройстве мира, т.д. Способы разрешения: с помощью фил-фии, т.е. размышлений, постоянного накопления опыта и выведение из него общих закономерностей жизни данного чел-ка и общества в целом. №57. Проблема истины. Критерии и. Истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности, Истина -это адекватная информация об объекте. Ценность знания определяется мерой его истинности. Иными словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истинные знания дают человеку разумно организовать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Однако человек редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания- это сложный путь, на котором заблуждения представляют собой нежелательный, но зачастую правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения - это содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение обусловлено: относительной свободой выбора пути познания, сложностью решаемых задач, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение отличается от лжи. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Истина может быть объективной. Она независима ни от человека, ни от временных обстоятельств. Субъективная истина зависит от человека особенностей его мышления, нервной системы, состояния психики. Все человеческие знания одновременно и объективны и субъективны. Истина, которая представлена на определенном уровне развития, относительна. Относительная истина есть ограничение знаний о чем-то. Каж- дый шаг относительной истины - путь к абсолютной. Абсолютная истина-это совершенно полное, точное, всестороннее знание о чем-то. Абсолютная истина-это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Относительная и абсолютная истина - это разные уровни объективной истины. Каждая относительная истина содержит долю абсолютной истины. Абсолютная истина- это предел бесконечной последовательности истин относительных. Критерием истинности знания выступает практика во всем ее объеме, сложности, подвижности, противоречивости.
№58. Познание и нравственность. П- усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей. Состояний с целью нахождения истины. П.- всегда процесс, в кот «нечто познаётся как нечто». Например: «я познал его, как лжеца». В П. т.о. сод-ся оценка, кот опирается на опыт и нравственную культуру личности. Нравственность - это практическая мораль/совокупность нравов, обычаев в поведении, в отношениях между людьми. Нравственность чел-ка даёт оценку данных, полученных путем познания. Человек стал задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знаний уже в глубокой древности, когда осознал себя как нечто, противостоящее природе. Со временем постановка этого вопроса приобрела стройную систему и сложилась в знание о познании. Теория познания или гносеология оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, пути постижения истины, а также ее критерии. Самым главным вопросом гносеологии является вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, самом человеке и человеческом обществе. Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий/фундаментальных понятий/ как познание, знание, действительное или реальность, мышление, сознание,объект, субъект, истина и т.д. Знание-это результат процесса познания, зафиксированные в памяти человека и в соответствующих материальных носителях/книги, дискеты и т.д./.Знания человечества образуют сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. За тысячелетия своего развития человечество прошло путь познания от примитивного и ограниченного знания к более глубокому проникновению в сущность вещей. Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со всеми своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, владеть и уметь. Знание- это связывающая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. №59. Ос-ти клинич. мышления. М.- это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические, лингвистические и т. д.), к-рые м. порождает, но к к-рым не сводится. М. как процесс неразрывно связан с деятельностью личности (с мотивацией, способностями и т. д.). Клиническое же мышление - это реализация высшей формы отражательной деятельности мозга, человеческого познания, мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и различение, суждения и умозаключения, абстракции, обобщения и др.) применительно к задачам медицинской диагностики, прогностики и тактики лечения. Исходя из этого общего определения полагаю, что клиническое мышление врача есть способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном, полученные различными путями, при одновременном сравнении с ранее встречавшимися наблюдениями, книжными знаниями и интуицией (опытом) для установления индивидуального диагноза, прогноза и тактики лечения. Клиническое мышление необходимо для выбора тактики лечения и при спорном и бесспорном диагнозе. Необходимо учитывать не только прямые показания к операции, но и просчитывать вероятные изменения качества жизни после нее. Только соразмеряя все параметры диагноза и прогноза с качеством жизни пациента, с его профессией, семейным и социальным положением, личностными и всеми другими факторами, возможно избрать адекватную тактику лечения. В заключение, приведу только афоризм основоположника кибернетики Норберта Винера: "Отдайте человеку человеческое, а вычислительной машине - машинное". Клиническое мышление как раз и есть человеческое, умеющее в полной мере использовать машинное. № 60. Формы и структура общественного сознания. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. -осознание вещей, а также переживания, т.е. определенной отношение к содержанию того, что отражается; -знания, которые имеют различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания; -ощущения, восприятия, представления и понятия мышления, которые состовляют ядро сознания; -акт внимания, благодаря которому объект становится в фокусе внимания; -чувства, эмоции, аффекты, благодаря которым сознание становится более наполненным; -воля. которая позволяет человеку претворить в жизнь свои намерения. Следует отметить, что сознание- это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|