Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, к-рые выступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, “вечными” (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц., являющихся одним из источников мотивации ее поведения. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО (ценностная ориентация) — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Ц.-о. е. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Ц.-о. е. выступает важным источником усиления внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ц.-о. е. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.
№62. №63. №64. См. №76. №65. Определение политики. Природа и сущность властных отношений. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государства- ми, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политические интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общественно-активных объединений и социальных столкновений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.
№ 66. Право как форма регулирования поведения людей в обществе. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.
№ 67. Основные политико-правовые теории 16 – 20 столетий. Три вопроса по морали: №№ 68,69,70. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Ф. Энгельс говорил, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
№71. Общественный идеал и справедливость.
№72. Долг. Ответственность. Совесть. О. – категория этики и права, отражающая основные соц. и морально-правовые отношения личности к обществу(человечеству в целом), которое хар-ся выполнением своего нравств. долга и правовых норм. Д. – выступающее в качестве внутр. переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исх-щими из этич.ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими ценностями. С. —способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, гак и в форме эмоциональных переживаний (например, “угрызений С.”). № 73. Основные принципы и проблемы биоэтики. Последние достижения биологической и медицинской наук, которые привели к развитию новой медицинской технологии, вызвали обеспокоенность общества за негативные последствия ряда биомедицинских воздействий на человека. Все это послужило предпосылкой для возникновения "биоэтики" Термин "биоэтика" был введен американским биологом В.Ф. Поттером в 1969. По его определению биоэтика - это соединение биологических знаний ичеловеческих ценностей. Будучи междисциплинарной областью знаний, биоэтика изучает моральные, философские, религиозные, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины. Многие основные принципы биоэтики претворены в жизнь в законодательствах по здравоохранению ряда стран. Биоэтика - более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения. В настоящее время биоэтика изучает следующие проблемы. 1.Взаимоотношения врача и пациента. 2, Эксперименты на человеке. 3.Самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важный показаниям. 4.Эвтаназия. 5.Аборт. 6.Новые репродуктивные технологии. 7.Трансплантация систем и органов, 8.Генетика, генная инженерия. 9.Психиатрия, права душевнобольных, 10.Анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения. К основным принципам биоэтики относят: -автономия личности; -право пациента на полную и правдивую информацию; -принцип информированного согласия; -принцип конфиденциальности; -принцип не причинения вреда; -принцип социальной справедливости при оказании медицинской помощи. №№ 74, 75. Деонтологическая и утилитаристская теории. Основателем утилитаризма является английский мыслитель И. Бентам, который признавал за основу нравственности пользу. Нравственный идеал по И. Бентаму - "наибольшее счастье наибольшего числа людей". Критерием морали он объявляет - достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра-счастья". Полезность отождествлялась с наслаждением. Другой представитель утилитаристской концепции, английский философ С. Милль (1806-1873гг.) попытался сгладить эгоистические моменты И. Бентама. Он признает не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. Он отмечал, что в общественной жизни люди должны учитывать и взаимные интересы, это дисциплинирует их эгоизм. Типы поведения, которые были основаны на подобного рода этических принципах, И. Кантом отвергались. Он считал, что обоснование нравственности на основе запросов каких-то ситуаций, обстоятельств, интересов групп разрушает фундамент нравственности. Поэтому его учение о долге – ДЕОНТОЛОГИЯ – концентрируется вокруг понятий личности как высшей ценности. Кант, строя свою этическую концепцию, опирался на принцип, позаимствованный им у Руссо, что всякая личность-самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. И. Кант считал, что моральные требования не сводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Он утверждал, что долг содержит в себе измерение личностей независимости. №76. Нравственная культура личности. Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Своя точка зрения на культуру как на объект исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей свое определение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до 250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой литературе их около 500. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. одним из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение известного культуролога Э.С. Маркаряна. Оно гла- сит: «Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности». На протяжении всей истории развития философской мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философское направление "критики культуры". Последователи этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций английского историка А. Тойнби. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно -исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я". Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, занимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. Именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы деятельности. №77.Проблема смысла и назначения истории. № 78. Определение искусства. Основные категории эстетики. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. №79. Природа прекрасного. Понятие эстетического идеала. Приступая к анализу данного вопроса, следует отметить, что искусство- это особый способ духовного освоения мира, который заключается в отражении действительности и самого человека в художественных образах. Искусство-это образное мышление и определенная практическая деятельность, основанная на нем. Искусство есть предметное бытие художественной деятельности. Искусство как сферу художественной деятельности людей изучает эстетика (гр. чувственное восприятие, эстезис – чувство). Главная категория эстетики - "эстетическое" охватывает такие стороны, моменты окружающей действительности и самого человека, которые воспринимаются как прекрасное или безобразное. Возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Прекрасное - это категория эстетики, характеризующая те явления действительности, которые положительно оцениваются как наиболее совершенные, как обладающие высшей эстетической ценностью. Иными словами, прекрасное- это то в жизни и искусстве, что способно возбуждать в человеке наиболее полное и сильное эстетическое переживание (состояние радости, восторга, бескорыстной любви, чувства гармонии, фантазии, вдохновения, свободы и т.д.) Противоположностью прекрасного выступает "безобразное". Эта категория отражает отрицательные объективные эстетические свойства явлений и аналогичные проявления жизнедеятельности человека/низменное, пошлое и т.д. Эта категория выражает негативные эстетические моменты действительности, которым может быть дана только отрицательная оценка. Категория "прекрасное" применительно к человеку характеризует его внутренний мир, духовные и душевные качества и его поступки. Основой прекрасного в человеке является представление о единстве его моральных и физических качеств, благородных целях, духовной силе, душевной красоте, долге. В этом смысле понятие прекрасного всегда внушает нам мысль о возвышенном и героическом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|