Метод проектов в системе физического воспитания дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Из истории возникновения проектного метода После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработки модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюие о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном " делании", приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал "метод проектов", предусматривающий такую систему обучения, когда получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает " энергичную, от всего сердца деятельность". У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя: 1) постановку проблемы; 2) составление плана ее реализации; 3) оценку ее выполнения. Руководство самостоятельной деятельностью при решении этих проблем оставалось за учителем.
У.Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов: 1) созидательный (производительный); 2) потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления); 3) проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения); 4) проект - упражнение. Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрик, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем. Примером обучения ребенка по " методу проектов" может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные " открытия". Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого, вывести его на путь более серьезных интересов. "Метод проектов" нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Е.Г. Кагаров считал, что: 1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; 2) проект должен осуществляться поэтапно; 3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; 4) ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим; 5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой. По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов: 1) постановка задачи; 2) разработка самого проекта принятого задания; 3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; 4) непосредственно трудовая деятельность; 5) учет проделанной работы. Метод проектов по М.В. Крупениной: Педагогические принципы: 1) Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых. 2) Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе: взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой. Этапы проекта: 1) Постановка задачи. 2) Разработка самого проекта принятого задания. 3) Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии. 4) Непосредственно трудовая работа. 5) Учет проделанной работы. Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты: 1) по составу участников – коллективные и индивидуальные; 2) по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные; 3) по срокам реализации – большие и малые. В 30–х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения). Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1) На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2) Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). 3) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4) Составление плана – схемы проекта. 5) Сбор, накопление материала. 6) Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7) Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения. 8) Презентация проекта, открытое занятие. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы: 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: А) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); Б) в каких источниках можно найти информацию; В) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); Г) с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются: А) по составу участников; Б) по целевой установке; В) по тематике; Г) по срокам реализации. В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов: 1) исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы); 3) информационно – практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”). Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используется ролево–игровые и творческие проекты. Значимы и другие виды проектов, в том числе: 1) комплексные: “Мир движений”, “Здравствуй, физкультура”, “Здоровая неделя”; 2) межгрупповые: “Полноценное развитие”, “Мир игр и упражнений”, “Комплексная гимнастика”; 3) творческие: ”Мои друзья”, “У нас в нескучном саду”, ”Любим физкультуру”; 4) групповые: “Сказки о движении”, ”Познай себя”; 5) индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое дерево”; 6) исследовательские: “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”. По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: 1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2) развитие познавательных способностей; 3) развитие творческого мышления; 4) развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Вывод: проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Глава 2. План и методика практической части исследования
1 этап. Изучение и анализ использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников (анализ проектов по физическому воспитанию, наблюдение за работой воспитателя, физкультурного работника, за двигательной деятельностью детей). 2 этап. 2.1.Разработка проекта на тему «Движение – радость, движение – здоровье движение – развитие» 2.2. разработка конспектов, комплексов, подборка оборудования и материала 2.3. работа по реализации проекта (организация и проведение разных видов двигательной деятельности) 2.4. презентация проекта 3 этап. Анализ результатов по реализации проекта, выводы Оформление результатов Литература
1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с – (Библиотека руководителя ДОУ). 2. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1., с. 116 – 119. 3. Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, № 9, c. 177 – 180. 4. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, № 24, c. 1 – 3. 5. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151 – 157. 6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, № 6, с. 36 – 44. 7. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с. 8. Патронова И. Журнал “Профессия - Педагог”. – c. 81 – 85. 9. Журнал “Дошкольное образование. – Приобщение к книге ”. 10. Лекции Фрау дамы. 11. Коваль С.Н. (scoval@sov. admnsk.ru). Информационно методический центр Управления образования администрации Сов. Района г. Новосибирска. (ИМЦ РУО). 12. Статья Купцевич Н.А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|