Порядок выполнения работы и рабочее задание
4.1. Ознакомиться со схемами для исследования световой и вольтамперной характеристик фотогальванических приемников оптического излучения (рис.3.2 и рис.3.3). Переключателем "тип фотоприемника" установить заданный преподавателем приемник излучения: солнечный элемент или фотодиод. В последнем случае переключатель "режим фотодиода" устанавливается в положение "ФГ". 4.2. Снять характеристики зависимости напряжения холостого хода и тока короткого замыкания прибора от потока излучения В первом случае используется схема, представленная на рис.3.2, при сопротивлении нагрузки, стремящимся к бесконечности Во втором случае реализуется схема, показанная на рис.3.3. Для фотодиода при измерении тока короткого замыкания переключатель “ФГ режим” устанавливается в положение “ При снятии характеристик значения потока излучения изменяются путем изменения тока, протекающего через излучающий диод (рис.2.5) 4.3. Снять семейство вольтамперных характеристик исследуемого прибора при пяти заданных преподавателем значениях потока излучающего диода Для фотодиода характеристика в фотогальваническом режиме снимается при установке переключателя “ФГ режим” в положение “ Процесс снятия вольтамперной характеристик состоит в измерении тока во внешней цепи и напряжения на исследуемом фотогальваническом приемнике излучения при различных сопротивлениях нагрузки.
Обработка полученных данных 5.1. С помощью спектральных характеристик исследуемого фотогальванического приемника оптического излучения
5.2. Используя любую из снятых вольтамперных характеристик солнечного элемента, построить зависимость мощности, отдаваемой в нагрузку солнечным элементом, от величины сопротивления нагрузки. 5.3. Используя световые характеристики солнечного элемента, построить зависимость сопротивления запорного слоя от потока излучения диода. 5.4.Определить коэффициент мощности и максимальный КПД солнечного элемента или фотодиода в фотогальваническом режиме по вольтамперной характеристике, снятой при наибольшем потоке излучения. Содержание отчета по лабораторной работе Кроме материалов, предусмотренных “Общими методическими указаниями по проведению лабораторных работ”, отчет должен содержать расчетные и графические материалы по разделу 5 – Обработка полученных данных.
7. Контрольные вопросы 1. В каких случаях действие излучения на полупроводник приводит к возникновению фото-ЭДС? 2. Опишите механизм возникновения напряжения и тока в приемниках оптического излучения, использующих фотогальванический эффект. 3. Изобразите вольтамперную характеристику приборов с освещенным электронно-дырочным переходом. 4. Какими основными параметрами характеризуется солнечный элемент? 5. Объясните ход характеристик зависимости тока короткого замыкания и напряжения холостого хода фотогальванических приемников излучения от потока. 6. Как по вольтамперной характеристике солнечного элемента определить максимальный КПД? 7. От каких величин и параметров зависит КПД солнечных элементов? Чем объясняется его сравнительно невысокое значение? 8. Сравните характеристики фотогальванического и фотодиодного режима работы приборов с электронно-дырочным переходом
Библиографический список
1.Пасынков В.В., ЧиркинЛ.К. Полупроводниковые приборы.- М.:, Лань, 2009.- 480с 2. Соболева Н.А., Меламид А.Е. Фотоэлектронные приборы. – М.:, Высшая школа, 1976. – 376с. 3. Жигарев А.А., Шамаева Г.Г. Электронно-лучевые и фотоэлектронные приборы. - М.: Высшая школа, 1982. – 464с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Обработка результатов лабораторных работ проводится с использованием приложения Excel Microsoft Office, либо аналогичным, позволяющим вводить массивы данных и строить на их основе графики. Запустив приложение, на первый лист заносим полученные экспериментальные графики, озаглавив столбцы с данными (Рис. П.1):
Рис. П.1
Занеся полученные данные переходим к построению графиков. Для этого в меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма» (в версии 2007 и старше – подменю «Диаграмма»). Из открывшегося списка возможных видов диаграмм выбираем любую из точечных диаграмм (данная необходимость обусловлена тем, что другие виды диаграмм не позволяют задавать и функцию, и аргумент в явном виде (рис П.2) По появившейся пустой диаграмме щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт «Выбрать данные». После этого, установив курсор в пункте «Диапазон данных для диаграммы», выделяем данные, по которым будет строиться график (Рис. П.3).
Рис. П.2. По появившейся пустой диаграмме щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт «Выбрать данные». После этого, установив курсор в пункте «Диапазон данных для диаграммы», выделяем данные, по которым будет строиться график (Рис. П.3). Рис. П.3 Нажимаем ОК. Следующим шагом находим угол наклона графика для каждой точки. Угол наклона в общем случае показывает скорость прироста функции и равен производной в данной точке. Углы наклона находятся в 3й графе, рассчитываются по форумле «=y2-y1/x2-x1», где x2,y2 – значения аргумента и функции в данной строке; x1,y1 – значения аргумента и функции в предыдущей строке. Т.к. измерений у нас n, то количество посчитанных углов наклона составляет n-1:
Рис. П.4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|