Совокупность всех видов преобразоват деятельности Ч и О, а также результатов этой деятельности, воплот в МАТ и ДУХ ценностях.
ЛЕКЦИЯ №1. Константы истории культуры. 1. Структура, ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА
2. Культура как явление, структура, функции, задачи
3. Типология культур, проблема законов развития духовной культуры.
1. История культуры – + политика, экономика. Плюс исторический источник (результаты эволюции культуры: архит, лит, живопись) Культурология Искусствоведение Цель курса: выявление и осознание предпосылок возникновения и закономерностей поэтапного развития культуры человечества; Задачи: · изучение событий, достижений, динамики конкретных исторических типов культур в рамках принятой научной мыслью исторической хронологии; · как к-ры РЕГИОНОВ взаимодействуют · как сливаются в к-ру одной эпохи. Предметом нашего курса выступают: ∙история культуры регионов, начиная с заката АНТИЧНОСТИ и заканчивая ХХІ в.; ∙конкретно-историческое проявление культуры в различные эпохи как единство и многообразие социокультурного процесса; ∙культура как сфера социальной жизни и проявления духовности различных народов; ∙культура как общественно-историческая практика в широком смысле слова.
Хронологические рамки. (СВ ----Новое время). Основные тенденции. Региональные рамки Методы: · диахронический · Синхронистический · Сравнительный · Биографический (Сент-Бев)
Эволюция понятия культура. Античность. Катон. Де агри культура Цицерон. (106-43) Тускуланские беседы. COLERE. Обработка, уход. Выпалывание. Пороки. Философия+коасноречие. CULTUS X VULGUS Патрициат Плебс Утонч цирк-бои
Христианское понимание. Критика Цицерона –(язычника) Почитание (поклонение божеству).
CUITUS + (COLERE). Культура, культ (Бердяев: «культура родилась из культа. Вокруг храма зачалась она») Единство не случайно: происхождение античных богов стихийно (натурфилософия) _____------------ ------Культивация земли у греков связано с мистериями богини Геры У хр-н Б-г – сакрален, за пределами дольнего (земного). Потусторонний Бог, даже если это Иисус.
СВ – синоним личного совершенства. Раннее – культ, Служанка богословия. А вот ВОЗРОЖДЕНИЕ – смещение в сторону именно КУЛЬТуРЫ. Усилия индивида. Новое Время – анализ общественного развития. Ф просветители – разумность политич системы, зрелость религии, науки, иск-ва. Гердер, Пуффендорф. До них – только в словосочетаниях. (Юрид. К., Литерат. К., К. языка) Т.Е. совершенствование чего-то (письменности, юрид. техники: (культура лингва, культура юрис, культура литература и пр). ОНИ – о культуре вообще. Цель и идеал – счастье. + Разум. Руссо – К- ср-во порабощения и развращения (противопол – чистые нравы первобытного дикаря).
ТО: европоцентристская модель – КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ и деятельное преобразование МИРА.
XIX в. – уровень просвещенности, совок обычаев, обрядов, традиций. Э. Тайлор «Первобытная к-ра) – теория происхождения религии, как важнейшая составляющая культуры. К-ра – совершенствование Ч рода путем высшей организации Ч-об-ва и отдельной личности с целью содействия нравственности, силе и счастью каждого человека – ТЕ накопление знаний и способность подчинять себе природу. Что брать за критерий? Что счастье? Ф.Ницше. 2 важнейшие основы К – НАУКА, ИСКУССТВО. Они ф-ся из св-в людей - ИНТЕЛЛЕКТА И ФАНТАЗИИ. Аполлон и Дионис. К – способ реагировать на мир, 2 способа реаг-я: эмоц-чувств и интеллектуально – рассудочный. Лучшее – оптим баланс (идеально – Д Греция). В современном мире индивидуальность подавлена общественной К, ЗАПРЕТАМИ. Фрейд – подобно. Неврозы – причина. Противоречия между культурой и природного человеч начала.? дискуссионный.
20 век. Лесли Уайт. – антропологическая школа. Обычаи, привычки, традиции. Несколько сотен определений. А.Швейцер: К – мат и дух прогресс, и его смысл в смягчении борьбы за сущ-е. П.Флоренский – гармонизация личности по образу и подобию Божию. Хейзинга – внутренний индивидуальный дух мир личности. Вебер, Шпенглер, Бердяев, Тоффлер.
250 определений. (Клакхон, Кребер) 1. Описательные (антропол). Тейлор. Сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Книги, картины, храмы 2. Нормативные – правила и нормы в социуме 3. Психологические – приспособление к природе и экономике 4. Идеологические - поток идей, переходящий от Ч. К Ч (слова, подражание) 5. На базе теорий обучения. Научился, а не родился с этим. 6. Символические. К – организация различных феноменов. (мат, идей, чувств) 7. Исторические. Роль традиций по наследству. Бабушкин сундучок.
Вроде бы все охвачено? Но что-то ускользает… Очень сложно. «Не поймать волейбольной сеткой»… Майя, ацтеки, Древний Новгород, и развитый Запад… Общее: Совокупность всех видов преобразоват деятельности Ч и О, а также результатов этой деятельности, воплот в МАТ и ДУХ ценностях. Объект возделывания – · Человек (духовная к-ра: иск, фил, музыка, религия, мораль) · Время · Пространство · мир (мат сфера). Запахи гари, яблочный пирог Социальный характер КУЛЬТУРЫ. Нельзя сказать: Некультурный ЧЕЛ. (Дверь держу) Плохо воспитанный – да. Он всегда культурен, так как Социальное существо. Но культуре УЧАТСЯ. (ДВЕРЬЮ В ЛОБ). Может быть, культура – репрессивный аппарат, Лубянка? Есть предел чел возможностей и восприятия. замок временем срыт и укутан укрыт в нежный плед из зеленых побегов но развяжет язык молчаливый гранит – и холодное пРошлое заговорит о походах боях и победах…
ты к знакомым мелодиям ухо готовь и гляди понимающим оком. Потому что любовь – это вечно любовь Даже в будущем вашем далеком
Типы картин мира:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|