Религиозная (самая стабильная)
Научная (более динамичная). Объективный х-р. 3. Художественная (наиболее разноплановая и комплексная). ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВА. О полушариях мозга. Физики-лирики. Более субъективно Функции К. 1. Содействие духовному развитию Ч. 2. Адаптирующая, социализация 3. Нормативная – регулирование жизни, удержание в рамках. 4. Ценностная. Система ценностей, потребностей, установок 5. Познавательная 6. Передача опыта. К – соц память Ч-ва.
Законы развития К. Хаоса нет – почти все так считают. 1. Способность к воспроизведению. Прошлое – база. 2. К – рез-т сплетения мн-ва факторов, один из которых является преобладающим на какой-то момент (напр – религиозный в эпоху англ бурж револ) 3. В любой К- 2 линии – устойчивая (консерв: нематер эл-ты – привычки, мифология, лит-ра). Носитель – кресть –во,народный дух, менталитет) и развив-ся (новаторская: наука, технич Тв-во). Носитель – город – центр Цивилизации. 4. Каждый тип- - свой идеал человека. 5. В К нет мелочей, принцип – «все говорит обо всем». (рел, кухня, стиль общения. Но в тоже время принцип приоритетности моральных принципов и ценностных установок – здесь решается судьба цивилизаций и народов. 6. Взаимообогащение. Если высокий и низкий вместе – всегда в сторону понижения. Смешанный народ – или низкий или средний. Типология культур. Все культуры имеют общие принципиальные черты. Фундаментальные основания – законы мысли и действий. Но особенно различны – К-ры В и З. Концепция замкнутых к-типов – Рюккерт, развил – Данилевский (Россия и Европа -1869). Теория самостоятельных культурных типов, развиваются изолированно и несопоставимо. Надо сохранять эту разносторонность. А.Тойнби. «Исследование истории» - 1934-1961). Отверг идею непрерывности к-р, - история – сумма самостоятельных цивилизаций, с характерными признаками (политика, хоз-во, религия, нравств). Свой менталитет. Смысл прогресса – духовное совершенствование людей, переход от примитивных первобытных верований через универсальные мировые религии к религии одной.
П.Сорокин – учение о ценностях. Определенные системы ценностей – определенные типы культур, отлич по параметрам – х-р восприятия действит-ти, природа потребностей, метод удовлетворения: 1) чувственный (мат потребности, физиологические методы их удовлетворения; 2) идеациональный ((Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности.– немат восприятие действительности, высокая степень удовлетворения, методы – преобразование плотских сторон в духовные; 3) идеалистический - смешение 2-х в равных пропорциях. где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.ВОЗРОЖДЕНИЕ например Проблема выделения типов и их классификация далека от завершения. Сегодня выделяют: ОБЩИЕ (западная), ЛОКАЛЬНЫЕ (древнеегип, шумерская); ТЕХНОГЕННЫЕ (Европа, США) и ПСИХОГЕННЫЕ (Индия); ПИСЬМЕННЫЕ и ДОПИСЬМЕННЫЕ; ТРАДИЦИОННЫЕ (все аграрные об-ва) и ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ (совр); «ОТКРЫТЫЕ» (самоценность личности) и «ЗАКРЫТЫЕ» (личность в жертву коллективу). Данилевский. Критерий – разряды деятельности:
Шпенглер. 1914. Закат Европы. Дискретный х-р истории – не поступательное движение, а КРУГОВОРОТ. Витальные Циклы. 8 типов к-р завершенных: · Кит, · Вавилон, · Египет, · Индия, · Античная (Греция+Рим), · Араб (маг) · майя · Фаустовская · Русс-сиб (зарождающаяся)
К-ра – колл душа. ТАКТ, РИТМ, ТОНАЛЬНОСТЬ, (ЗАПАХ). Первичное мироощущение, ПЕВОСИМВОЛ. Чтоб понять Индию, надо иметь душу брамина. Фаустовская душа – устремленность ввысь: · Математика - + бесконечность · Подзорная труба · Дальнобойное орудие · Суэц · Готика · Флорентийский собор
(А например, греки, все только в рамках – зрительно обозримое трехмерное пространство, чуждо все иррац, нет НУЛЯ, отрицание чисел, не знают историю) Все эти к-ры – самодостат, поэтому диалог – невозможен. Между Китайцем, греком, арабом – пропасть ------------ не существует единства Человечества. Не согласен Бердяев. Христианство = В + З = Человечество Карл Ясперс. Экзист. Единая история культуры. Против параллелей с биологич циклами. Против экон фактора (оспаривает Маркса) Такая его схема: · Прометеевская эпоха (Огонь, речь, табу, миф). · Великие К древности:. 3 региона – А) Шум_вав, Егип, Эгейский мир с 4000 до н.э.; Б) доариская к-ра Инда 3 тыс; В) Архаич Китай · Осевое время (эпоха дух основ чел бытия). ОСЬ – В – З. 500 лет до нэ. Духовное основоположение человечества. Китай, Индия, Персия, Палестина, Конфуций, Заратустра, Лао=Цзы, Будда, пророки, Гомер, Архимед, Платон и тд. · Техническая эпоха. Ньюпрометеевская. То же, но в спирали.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|