Иногда, чудеса совершают и явные грешники
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Чудо и истина Инок Алимпий Вербицкий Парадоксальность современных чудес Часто можно слышать, что в рассуждениях о вере, пытаясь засвидетельствовать истину, упоминают различные факты чудес, знамений, видений и пророчеств. Таинственная и сверхъестественная природа этих явлений побеждает любые аргументы тем более, что реальность благоухающих потоков мира, кровоточений и исцелений не вызывает сомнения: большинство таких фактов имеет свидетелей, заверено документально, или даже подтверждено научной экспертизой. Однако, критически относиться к подобным явлениям, побуждает их явная парадоксальность. Мироточивые иконы, экзорцизм, исцеления и всевозможные знамения, в равной степени наблюдаются среди множества взаимоисключающих конфессий, которые Церковь признаёт раскольническими, раздорническими или полностью еретическими. При чём, наш современник, не всегда достаточно осведомлённый в православном вероучении, испытывает соблазн рассматривать эти явления как критерий истины или праведности авторитетных личностей, в недавнее время объявленных угодниками Божиими. Это происходит тем более легко, что соборность церкви иногда оригинально трактуется в виде набора различных конфессий христианского исповедания, в той или иной степени якобы причастных освящающей благдати. В таком случае факты различных чудотворений получают правдоподобное объяснение. В частности, такой подход характерен для представителей Московской Патриархии. Так, некогда, в приватной беседе, митрополит Кирилл Гундяев изобразил подобие солнечной системы, где всевозможные планеты - конфессии в той или иной степени удалены от солнечного диска – Бога: одни дальше, а другие ближе. А в зависимости от расстояния, каждая из них получает разное количество лучей, при том, Московская Патриархия, конечно же, самая близкая к солнцу, получает их в полной мере, а до каких конфессий они вовсе не достигают, митрополит сказать затруднялся, сославшись на всеведение Божие. Таким образом, чудотворения наблюдаемые в разнородных конфессиях, богословы М.П. примиряют с помощью поподобной антицерковной модели.
Чудеса и святоотеческое предание Но даже те, кто имеют вполне православные взгляды и на основании святоотеческого учения знают, что все без исключения еретические сообщества вовсе лишены спасительной благодати; подчас испытывают затруднение, в понимании природы еретических чудес. При том, как будет показано ниже, усматривать в них исключительно подлог или сатанинское действие, уместно далеко не всегда. А нам, старообрядцам, обычно пеняют со стороны, указывая на достоверность своих знамений еретики. Однако несостоятельность подобных упрёков обличается творениями святых отцов. Особенно исчёрпывающе об этом написано у преподобного Никона, игумена Чёрной горы, подвизавшегося возле Антиохи Великой в 11в., и при жизни ещё почитавшегося, учителем Церкви. Его книги «Пандекты» и «Тактикон», являются тематическими сборниками по актуальным нравственным и каноническим вопросам. Они известны в основном по славянским, старообрядческим изданиям, и ни разу не переиздавались после19 века. При том, что даже счастливые обладатели этих книг встречают серьёзное препятствие в чтении из-за определённой архаичности языка. В результате чего, эти толстые, кожаные фолианты, большей частью разделяют участь безмолвного украшения интерьеров. Поэтому здесь мы попытались перевести некоторые места из творений преподобного Никона, относящиеся к обсуждаемой теме. Излагая святоотеческое учение о природе различных чудотворений, Преподобный классифицирует их следующим образом: 1) чудеса, происходящие у православных, 2) чудеса у еретиков, 3) чудеса у нехристиан. Мы также будем придерживаться такой последовательности, и для начала, процитируем вступление к 33 слову Пандектов:
О тех, кто совершает знамения и пророчествует, или видит видения, по попущению Бога. Что этому не следует придавать значения, или считать признаком святости; но принимать во внимание только правую веру и соблюдение Господних заповедей. Также, о том, что многие из верных, живущих развращённо, совершили и совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества, дабы посредством знамений многих обольстить и увлечь своими лукавыми деяниями, выдавая свой путь за путь жизни, для чего подобные знамения и совершаются. И некоторые из них, имея помощь от демонов, порождают собственные ереси. Также, что не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных, или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в писании, или неучёные, или сочиняющие собственные писания, или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также, совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания правой веры; без чего, - всё является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами. - Таким образом, достоверность любых чудес и подвигов благочестия, преподобный Никон проверяет двумя критериями: НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ТА ИЛИ ИНАЯ СИТУАЦИЯ СМЫСЛУ БОЖИИХ ЗАПОВЕДЕЙ, И ПРИСУТСТВУЕТ ЛИ ЧИСТОТА ПРАВОСЛАВИЯ. Иногда, чудеса совершают и явные грешники Далее, следующими примерами, он демонстрирует, что чудеса иногда совершают и явные грешники, и что это вовсе не согласно с Божией волей: Был некоторый старец, который часто ходил в именитый град Антиохию, и приобрёл веру многих. Сам же он не был подвижником, но любил насыщаться пищей и пить, и жил во всевозможном небрежении: а имел он смиренный облик и обитал в (подвижническом) месте, из-за чего верили ему многие Антиохийцы. Затем, по судьбам известным одному Богу, он прославился различными чудотворениями, и этим был известен тогда среди людей. При этом, часто поучал его блаженный наш отец, Кир Лука, митрополит Анаварзский, чтобы он перестал чудотворить, а тот не покорялся. Однажды, его собственный ученик, встретившись со мной, рассказал: как-то днём, мы вместе со старцем, пришли в Антиохию, в дом одного из христолюбцев, где старец насытился, и отягощённый пищей и питием, лёг спать. А меня и второго брата, взял другой христолюбец, на ночлег в свой дом, и с ним был его друг. Когда мы шли вместе, то слышали, как они говорили: видим, что сказанное в Писании не является обязательным, ибо этот отец, ест, пьёт, насыщается, имеет другие наслаждения, и при этом - свят и имеет действие дарования исцелений. - Так рассказывал ученик того старца, из чего можно было заключить, что смысл этих чудес состоял в опровержении божественных писаний и насаждения плотоугодной жизни. Блаженный же патриарх, Кир Феодосий, заключил старца, для исправления, в темницу. Но Антиохийцы этого не допустили, и освободили его силой. Однакоже, в конце он сам от этого и пострадал. Ибо случилось, что начальник разбойников, принадлежащий к армянской ереси, призвал того старца, чтобы он его – еретика благословил; старец же имел пресвитерское рукоположение, и совершив всё по чину, вернулся в своё жилище. И тогда постиг его праведный Божий суд, чему не помешали ни совершаемые им чудеса, и ничто другое, но был наказан он за тот же самый грех; ибо начальник разбойников, которого он благословил, пришёл к жилищу старца, со своими разбойниками, и схватив его, мучил страшными пытками, - положил раскалённые угли в обувь, которую носил старец, и одел ему на ноги, чем их обжёг, после чего удалился. Старец, с тех пор чудес не совершал, и ничего другого не делал, но переходил с места на место, страшно страдая, чем и окончил свою жизнь.
Другой из наших, - монах, имеющий пресвитерское рукоположение, жил в миру; затем случилось, что он пал в грех с посвящённой женщиной. И не только не отступил от страсти, но и больше прежнего пристрастился, совершенно потерял стыд перед Богом и людьми, явно и прилюдно предаваясь этой страсти, и при этом, он совершал чудеса. Когда он видел лежащих в огненной лихорадке, ставил на них ногу, и они исцелялись. Так это всё и продолжалось, но впоследствии, Всещедрый Бог, вложил в его сердце божественную мысль: - если все грешники и согрешают, то делают это тайно и стыдятся, я же – открыто и без стыда, и при том имею действие чудотворений. Так он подумал. Тогда увидел он некоторого старца, у которого был небольшой монастырь в Лиде Халинзийской, и придя к нему, рассказал обо всём. Старец же, будучи рассудительным, всё понял, и сказал ему: горе, горе тебе! Это коварное действие диавола, во-первых, в том, что предался ты страсти, а во-вторых, что бесстыдно грешил и совершал чудотворения, обольщая своими чудесами людей, чтобы говорили, - добро и благоугодно перед Богом творить грех и пренебрегать божественными писаниями и истинной волей Божией. Так что демоны нашли в тебе пособника, чтобы тобой многих людей привести в погибель. Услышав это и прочее, он поверил старцу всем сердцем и с тех пор отступил от бесовского чудотворения, и впредь так не делал, и обратившись к покаянию, рассказал мне обо всём подробно, имея ко мне любовь.
Далее, мы слышали, что один брат вступил в связь, с некоторой инокиней. И желя с ней жить по - мирски, как муж с женой, но стыдясь в своей стране оставить иноческую жизнь, он решил вместе с ней уйти в чужую страну, чтобы это исполнить. Когда же они выходили, то ещё не успели полностью исполнить страсть, поскольку находились в пути, а между тем подошли к обители где задумались о раскаянии, и сказали друг другу: представим, что мы уже совершили грех, какая нам от этого польза? Поэтому, возвратимся теперь в свои жилища. И, возвращаясь, дошли до обители, называемой Царская, и остановились на отдых, тогда, побежденные диаволом, они пали в грех. А вечером, перед тем, как закрывались ворота города Антиохи, брат упал и умер за городом. Инокиня, не зная что делать, пошла в город, взяла у одного знакомого лопату и мотыгу, и затемно, когда никто не видел, вышла, вырыла землю и засыпала тело монаха, затем, подождав до утра, пошла в Антиохию. Когда же Антиохийцы с утра вышли из города, то увидели могилу, которой не было вечером, и не знали, что об этом подумать. Тогда они пришли к мысли, что это умер какой-то святой Божий раб, который, не желая человеческой славы, якобы велел своим ученикам, здесь ночью тайно себя похоронить. Так рассудив, они стали приносить своих больных, и по сатанинскому действию и Божественному попущению, Одному Богу известными судьбами, все исцелялись от своих болезней. Но Бог, видя такое обольщение, исправил всё следующим образом. Упомянутая инокиня, уже в Антиохи услышав о происшедшем, и не зная что делать, взяла с собой другую инокиню, вышла из города, и стоя в стороне от народа, смотрела на происходящие чудеса. Тогда, по Божественному промыслу пришёл из пустынных монастырей некоторый монах, который, увидел многочисленный народ и стоящих отдельно инокинь, и стал поучать их безмолвствовать в своих кельях, а не ходить среди мирян. И спросил их: имеете ли вы духовного отца? Та, которая знала тайну, ответила: нет, отче, не имеем. Тогда, монах, руководимый божественным промыслом, задержал её на исповедь, и она ему всё подробно открыла. Услышав об этом, он наставил инокиню как подобало и отпустил, а сам пошёл в город, взял лопату и заступ, вышел, и оставшись вне города, ночью достал тело монаха и бросил его в реку, а место разровнял, как было прежде, и удалился. И с тех пор, диавольское действие в том месте, прекратилось
Ещё, как мы слышали, в другое время, в той же Антиохии, появился какой-то странствующий монах, который имел хартию, с написанными именами Бога, Архангелов и Ангелов, и всех святых, при помощи которой он совершил много чудес. Тогда, по промыслу Божию, пришёл некоторый бывший сведущим, монах, и расспросив, узнал о бывшем. Тогда он пошёл и вопросил имеющего хартию, и тот ответил, что не знает об этом ничего, кроме того, что эту хартию дал ему в дороге, другой монах, а больше, - сказал, - ничего не знаю; и что многие ему говорили, что не было там написано ничего неподобающего, но только Божие имя, Архангелов, Ангелов и прочих святых. Искусный инок, велел прочитать её перед всеми, и когда тот прочёл, оказалось, что в конце там было написано три слова, которых читающий не понимал. Искусный инок, взял её, и при всех сказал, что эти три слова означают: - отрекаюсь, отрекаюсь, отрекаюсь; а это означало отречение от всего перечисленного в начале свитка. Таким образом, чудеса происходили от сатаны. Также, мы слышали от некоторых, что в дни известного Антиохийского патриарха, жена одного мужа совершила прелюбодейство, узнав о чём, муж её убил. И спустя несколько дней, эта женщина стала чудотворить. Святой патриарх, будучи сведущим, распознал коварство демонов, и чтобы не обольщались чудесами этой женщины, и не считали, что Богу может быть угодно прелюбодеяние, повелел взять её тело и бросить в реку, чем обольщение искоренилось. Всё это и многое другое, произошло в наше время, и одно мы видели сами, а о другом слышали. И немногое из многого, мы изложили здесь, чтобы вы знали и были опытны. Во всех этих перечисленных случаях говорилось о верных. (Тактикон) Необходимо подчеркнуть, что указанные примеры, относятся к явному действию диавола, где главные действующие лица – явные грешники, принадлежащие однако, к православному исповеданию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|