Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников: общие правила. Проблема правового регулирования труда государственных гражданских служащих.





Согласно ст. 251 ТК особенности регулирования труда состоят в установлении правовых норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Такие особенности устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, которые им предусмотрены.

К числу оснований для установления особенностей правового регулирования труда отнесены:

- характер и условия труда;

- психофизиологические особенности организма определенных категорий работников;

- природно-климатические условия;

- наличие семейных обязанностей;

- другие основания (ст. 252 ТК).

С учетом общепризнанных принципов и норм международного права в ст. 3 ТК предусматривается, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не является дискриминацией.

3.1. Исходя из этого, российское законодательство устанавливает некоторые ограничения применения труда женщин и лиц, не достигших возраста 18 лет, на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. ст. 253 и 265 ТК), запрещает привлекать беременных женщин и лиц моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, направлять их в служебные командировки и др. (ст. ст. 259 и 268 ТК) и предусматривает другие дополнительные правила по регулированию их труда.



3.2. Особенности регулирования труда других категорий работников обусловлены характером выполняемой работы, характером трудовой связи работников с работодателями и другими факторами (неблагоприятные природно-климатические условия, выполнение работы вне места постоянного проживания работников). Например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций, работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (ст. ст. 337 - 341 ТК), работников религиозных организаций (ст. ст. 342 - 348 ТК), спортсменов и тренеров (ст. ст. 348.1 - 348.12 ТК), медицинских работников (ст. 350 ТК), педагогических работников (ст. ст. 331 - 336 ТК), работников транспорта (ст. ст. 328 - 330 ТК).

3.3. Говоря о работниках транспорта, можно отметить, что граждане, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Прием на работу этих лиц производится только после обязательного предварительного медицинского осмотра (ст. 328 ТК).

3.4. Исходя из характера трудовой связи установлены особенности правового регулирования труда:

- лиц, работающих по совместительству (ст. ст. 282 - 288 ТК);

- работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (ст. ст. 289 - 292 ТК);

- работников, занятых на сезонных работах (ст. ст. 293 - 296 ТК);

- надомников (ст. ст. 310 - 312 ТК).

Сущность этих особенностей состоит в основном в закреплении в отношении названных категорий некоторых изъятий из общих правил, распространяемых на всех работников. Например, гарантии и компенсации, полагающиеся лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК). Лицам, занятым по совместительству, такие гарантии и компенсации не предоставляются.

4. Установление указанных особенностей оправданно, поскольку вклад названных категорий работников в общие результаты работы организаций, как правило, менее значителен по сравнению с вкладом постоянно и полностью занятых работников, и уравнивать их во всех трудовых правах было бы несправедливым.

Как было указано, особенности правового регулирования отдельных категорий работников, кроме Трудового кодекса, устанавливаются также федеральными законами. К таким законам можно отнести Закон о государственной гражданской службе; Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

Общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы: на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Квалификационными требованиями в соответствии со ст. 12 Закона N 79-ФЗ являются требования к:

- уровню профессионального образования;

- стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Но в Законе N 79-ФЗ также содержатся ограничения (ст. 16) и основания для отказа в приеме или прохождении службы (ст. 17). Например, родственные и свойственные отношения (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим в случае непосредственной подконтрольности или подотчетности являются причиной, по которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

В ст. 22 Закона N 79-ФЗ закреплено положение, согласно которому замещение любых должностей государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Законодатель четко определил случаи, когда конкурс не проводится, а когда он может не проводиться. Например, при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится, а при назначении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может не проводиться.

При поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта представитель нанимателя вправе потребовать с претендента следующие документы:

- заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу;

- собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

- паспорт;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании;

- сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.