Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ссора и низложение Патриарха.




 

Собор 1666 года низложил Патриарха, осудил великое государствование Никона (1652-1666), его чрезмерные притязания и некоторые частные распоряжения, например образование им особого, лично ему принадлежащего, удела из трех монастырей. Собор возвратил незаконно отобранные для них вотчины и подчинил эти обители местным архиереям. Вместе с тем, Царь Алексей Михайлович (1645-1676.) и Собор признали справедливым основной взгляд Никона на государственное положение Церкви и на Монастырский Приказ. Было запрещено Патриарху носить титул Великого государя и вступаться в мирские дела, но в то же время, была подтверждена прежняя независимость церковного ведомства от мирского суда. Собор одобрил исправление богослужебных книг, произведенное Патриархом Никоном.

Для возвышения значения священства указано было носить духовенству приличное одеяние, не пьянствовать, не срамословить, не мздоимстовать за совершение таинств, особенно Таинства Причащения, не вдаваться в недозволенные священному сану торги и промыслы, не бродяжничать. Бродячее и кресцовое духовенство обратило на себя внимание, ибо было замечено в незаконных священнодействиях и в потворстве расколу. В целях уменьшения безместного духовенства Собором 1666 года было отменено старинное запрещение службы вдовым священникам.

Относительно монашествующего духовенства приняты были меры против его размножения ради тунеядства и уклонения от службы и тягла. Собор высказался против всяких вкладов за пострижение. Установлены были строгие правила против бродяжничества монахов и монахинь, проживания их в мирских домах. Обличены были лже-юродиевые и пустосвяты, производившие соблазн среди простого народа.

Последующий Собор 1667 года обратил внимание на мнимое внешнее понимание многими пастырями благочестия и обрядности - в церквах каждый чествовал только свою икону, какую помещал в церкви, и одной ей ставил свечи и ей только молился. Все это происходило на фоне сердечной боли народа и царя за участь низложенного Патриарха.

 

Снисхождение и кончина Государя.

 

В трагических днях противостояния Государя Алексея Михайловича с Патриархом историк Соловьев отмечает мягкий и уступчивый характер Cамодержца:

...Алексей Михайлович схватился враждебно на Соборе с прежним своим собиным приятелем, когда увидел его лицом к лицу, также гневного, неуступчивого, скорого на обиду, но когда дело кончилось, приговор был произнесен - и, вместо Святейшего Патриарха, великого государя Никона, в воображении Царя явился монах Никон, ссыльный в холодной пустыни Белозерской, гнев прошел, прежнее начало пробуждаться; Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе Царя поднимался вопрос: по христиански ли поступил он, не должен ли он искать примирение с Никоном, хотя и не был в праве изменять приговора соборного?

Государь, как не пытались враги Никона клеветать на него, продолжал присылать узнику подарки, и они обменивались грамотами.Радовался Никон второму браку Царя, женившегося в 1671 году на дочери рязанского дворянина Наталии Кирилловне Нарышкиной (1651-1694), и рождению Царевича Петра (30 мая (12 июня) 1672). В своей духовной Царь Алексей Михайлович писал: “ от отца моего духовнаго, Великого господина Святейшего Никона иерарха и блаженного пастыря - аще же и не есть ныне на престоле, Богу так изволившу - прошения прошу и разрешения ”.

Извещенный о последовавшей 29 января (11 февраля) 1676 года кончине Государя Алексея Михайловича, Патриарх Никон, как пишет историк С. В. Соловьев, прослезился и, обратив взоры к небу,сказал:

“… воля Господня да будет! Аще бо зде с нами прощения не получи, но в страшное пришествие Господне судитися имать ”.

Когда, прибывший с печальной вестью Феодор Лопухин, упрашивал старца дать покойному Государю письменное прощение, Никон отвечал:

Подражая учителю своему Христу, повелевшему оставлять грехи ближним, я говорю: Бог да простит покойного, но письменного прощения не дам, потому о он при жизни своей не освободил нас от заточения ”.

Не освободил его из заточения и старший сын Алексея новый Государь Феодор Алексеевич (1676-1682). По его указу Никона перевели в Кириллов монастырь, где он провел тяжкие пять лет. “ Здесь, - как пишет Граф М. В. Толстой, - предстоял низложенному первосвятителю последний период испытания, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле...Изнуренный старец помышлял о вечности и желал только последней отрады: успокоиться под сению созданной им обители новаго Иерусалима. Все живое в нем уже перекипело, и последняя даже искра мирская угасла...

Кончина Патриарха Никона.

 

Совершенно изможденный, принявший незадолго до кончины схиму, “Никон, распростершись на одре и сложив крестообразно руки, вздохнул и отошел 17 августа 1681 года с миром ”. Своим душеприказчиком он назначил Царя Феодора Алексеевича. Государь с умилением воспринял это и сказал: “ если так святейший Никон Патриарх возложил на меня всю надежду, воля Господня да будет, и я его в забвение не положу ”. Он велел везти тело в Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким не желал воздать усопшему почестей святительских, как лишенному сана восточными Патриархами. Государь же убедил Митрополита Новгородского Корнилия действовать при погребении подобающе, и сам, участвуя в обряде, нес на ременах своих гроб. Государь последовал за Никоном к Господу уже через 9 месяцев - 27 апреля (10 мая) 1682 года.

Так мало (1676-1682) Царствовавший Феодор Алексеевич, незадолго до своей светлой кончины, свершил великую милость - испросил усопшему Никону разрешительные грамоты четырехПатриархов.

Предстоятели Восточной Церкви признавали церковные заслуги Никона и грамотами своими разрешили имя его заново включить в священный лик Патриархов, ибо этот великий муж Русской Православной Церкви всегда был достоин своего высокого сана, хотя временно испытывал искушения и скорби. Вся полнота трагедии низвержения из сана патриарха Никона открылась позднее.

Уже 21 декабря (3 января) 1666 года, некоторые из русских Архиереев при чтении свитка восточных Патриархов о низложении Никона, в одном из мест смутились. Они поняли, что здесь унижена неправильно Патриаршая власть пред Царской. Возникли споры. Особенно возражали главные противники Никона; Митрополит Крутицкий Павел, блюститель Патриаршества, и Митрополит Рязанский Илларион.

В записке, представленной ими Патриархам Восточной Церкви, в объяснении своих сомнений были высказаны следующие пророческие для России слова: “ вы находитесь под властью неверных агарян, и если страдаете, то за ваше терпение и скорби да воздаст вам Господь. А мы, которых вы считаете счастливыми, как живущих в Православном Царстве, мы трикратно злополучны; мытерпимвсвоихепархияхвсякогородапритесненияинесправедливостиотбояр, и хотя большую частию стараемся скрывать и терпеливо переносить эти неправды, но мы ужасаемся при мысли, что зло, с течением времени, может увеличиваться и возрастать, особенно если будет утверждено за настоящее правило, что государство выше Церкви. Мы вполне доверяем нашему доброму и благочестивейшему Царю Алексею Михайловичу, но мы опасаемся за будущее ” (Митрополит Макарий (Булгаков)).

И хотя после обсуждения этого вопроса Патриархи Антиохийский Макарий и Александрийский Паисий сказали: “ пусть будет заключением и результатом всего нашего спора мысль, что царь имеет преимущество в политических делах, апатриарх в церковных ”, так, что все рукоплескали и взывали: “ многая лета нашему победоносному Государю, многая лета и вам, Святейшие Патриархи! ”, мы знаем из истории Отечества нашего, что опасения Патриарха Никона и Митрополитов были не напрасными. Устранил Патриарший Престол и учредил вместо оного мирской Правительствующий Синод - младший сын Царя Алексея Михайловича Петр I Алексеевич (1689-1725). Из слов последнего мы знаем, как памятно ему было дело Патриарх Никона.

Так, во время розысков, последовавших за казнью его сына несчастного Алексея Петровича, Государь Петр Алексеевич находился в страшном гневе и раздражении, говоря буквально следующее: “ О бородачи! Отец мой имел дело с одним, а мне приходится иметь дело с тысячами. Как бы не монахиня (Евдокия) и не монахи, не дерзнул бы Алексей на такое неслыханное дело ”.

На этом мы прервем рассказ о Государе Алексее Михайловиче и его времени, ибо наступало другое – лихолетье, попущенное Богом за разрушение столь великой Симфонии властей Божественной и Царской. Не об устранении ли смуты и прискорбного разделения молится ныне Россия Великая, Белая и Малая? Не о том ли сказаны были некогда пророчества? О того нам есть и теперь о чем вспоминать и молиться на панихидах по усопшему 29 января (11 февраля) 1676 года Государю Алексию I Михайловичу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...