Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Удовлетворение требований кредиторов




В зависимости от стадии банкротства, целью данного производства является либо восстановление платежеспособности должника, либо, в случае, если достичь этой цели не удалось, удовлетворение требований кредиторов и ликвидация предприятия-должника.

Основной стадией, на которой производится удовлетворение требований кредиторов, является конкурсное производство – последняя стадия процедуры банкротства должника - юридического лица. 

Как было указано выше, об открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение.

Открытие конкурсного производства влечет возникновение для должника и кредиторов определенных последствий:

Во-первых, это наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.

Это означает, что все денежные кредиторы, срок исполнения требований которых в соответствии с договором еще не наступил (в приведенной выше классификации - недействительные кредиторы), могут свои требования предъявить; сроком их исполнения будет дата принятия решения о признании должника банкротом.

Во-вторых, прекращение начисления всех финансовых санкций по всем видам задолженности должникам. Речь идет как об обязательствах, так и об обязательных платежах должника; при этом не имеет значения, возникли ли они до возбуждения производства по делу о банкротстве, либо в течение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. Следует отметить, что если конкурсному производству предшествует наблюдение, то прекращают начисляться санкции, установленные в законе либо договоре. Если же конкурсное производство открывается после финансового оздоровления либо внешнего управления, то прекращают начисляться проценты по ставке рефинансирования, начислявшиеся в соответствии с Законом.

В-третьих, прекращение режима конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника - как сказано в ч. 4 п. 1 ст. 126 Закона, такие сведения «перестают относиться к категории сведений, признанных конфиденциальными или составляющих коммерческую тайну».

В-четвертых, возможность совершения определенных действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормами Закона, регулирующими проведение конкурсного производства. Речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих его передачу в пользование третьим лицам; о введении (наложении) арестов имущества должника или иных ограничений по распоряжению им имуществом (очень важным представляется тот факт, что все существовавшие на момент открытия конкурса аресты имущества должника и иные ограничения подлежат снятию); о предъявлении любых требований к должнику; об исполнении любых обязательств должника.

В-пятых, отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия - если конкурсному производству не предшествовало внешнее управление. Если предшествовало, то такое отстранение уже произошло, так как действующее российское конкурсное право признает только систему независимого управления.

Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового законного собственника данного имущества. Общее правило состоит в том, что на период конкурсного производства прекращаются полномочия, как руководителя, так и органов управления [40, C.351].

Помимо сказанного, возможно указание в федеральных законах на иные, специальные последствия признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. В качестве примера можно привести нормы ч. 2 ст. 1002 ГК РФ, в соответствии с которыми объявление банкротом комиссионера влечет переход к комитенту его прав и обязанностей по сделкам, заключенным во исполнение указаний последнего. При этом вызывает согласие позиция ВАС РФ, в соответствии с которой отмена решения о признании должника банкротом не приводит к восстановлению у комиссионера тех прав и обязанностей, которые перешли к комитенту в силу закона.

Управляющий, будучи назначенным на предприятие, должен осуществить принятие имущества, его инвентаризацию (даже если она проводилась внешним управляющим) и оценку, поскольку именно из стоимости имущества и будет проходить удовлетворение требований кредиторов. Кроме того, управляющий должен принять меры для сохранности имущества. Пункт 1 ст. 130 Закона устанавливает, что для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника управляющий имеет право привлекать специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной порядок оплаты не установлен собранием или комитетом кредиторов.

Обязательным является привлечение независимого оценщика, если речь идет об оценке недвижимого имущества, а также движимого имущества стоимостью более чем 100 тыс. рублей; оценка иного имущества по решению собрания либо комитета кредиторов может осуществляться без привлечения независимого оценщика.

Особым образом регламентируется ситуация, когда речь идет о должнике - унитарном предприятии либо АО, более 25% голосующих акций принадлежит публично-правовому образованию. В этом случае в силу п. 2 ст. 130 Закона необходимо будет получить заключение государственного финансового контрольного органа по поводу проведенной независимой оценки (за исключением оценки того имущества, которое может быть оценено самим управляющим).

Все функции конкурсного управляющего (как названные выше, так и иные, указанные в Законе) направлены на формирование конкурсной массы должника. Г.Ф. Шершеневич называл конкурсной массой «совокупность прав вещных и обязательственных»[41, С. 438].Конкурсная масса - понятие, в которое Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п. 1 ст. 131 Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В.Ф. Попондопуло совершенно справедливо отмечает, что конкурсная масса - определенный имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие имущественные права должника, а в определенных случаях и обязанности.

 Следует определить, какое имущество может входить в конкурсную массу, а какое - нет. Выделим сначала виды имущества, добавляемые в конкурсную массу должника:

- имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;

- имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (представляется, что речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);

- денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;

- имущество, являющееся предметом залога, переданным кредитору - залогодержателю (заклад);

- денежные средства, полученные в результате истребования управляющим средств на содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.

Обращает на себя внимание тот факт, что на практике управляющие иногда включают в конкурсную массу не то имущество, которое в действительности принадлежит должнику.

Так, например, при заключении должником договоров на долевое участие в строительстве имуществом, принадлежащим должнику, являются не квартиры, а имущественные права требования к контрагенту.

Кроме того, необходимо выделить виды имущества, которое не может входить в конкурсную массу должника, и, соответственно, за счет которого не может осуществляться удовлетворение требований кредиторов. К такому имуществу можно отнести следующее:

- Имущество, исключенное из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (собственником может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона по истечении 6-месячного срока в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества - эти суммы будут поступать в конкурсную массу.

- Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, - эта норма, установленная п. 2 ст. 131 Закона, представляется непродуманной, т.к. не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам - по общему правилу, лицензию может получить любой субъект, соответствующий определенным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего подобные лицензии могут быть у многих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность. Поэтому представляется не вполне логичным исключение прав, основанных на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость; было бы целесообразно включать их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (на осуществление такой же деятельности).

- Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам относятся дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

- Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику, как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. С указанным имуществом могут быть связаны 2 проблемы, т.е. 2 вопроса, на которые Закон не отвечает: 1) что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно менее срока приобретательной давности)? 2) каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы.

Одной из обязанностей конкурсного управляющего, связанных с формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами, является ведение реестра требований кредиторов. Как отмечалось, в настоящее время ведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком).

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр (сам реестродержатель исполняет функции технического характера).

Установление требований с целью внесения их в реестр осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. Выше отмечалось, что все требования, рассматриваются судом, который должен указать, к какой очереди относится это требование, и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. самостоятельно исключать из него определенных кредиторов - это можно сделать только по определению суда.

Представляется, что это правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также, если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными. Поскольку прямо Законом это не установлено, необходимо внести в него соответствующие изменения.

Кроме требований, которые уже включены в реестр, в ходе конкурсного производства могут возникнуть так называемые текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Вариантов решения проблемы два: исполнять требование по мере наступления срока его исполнения либо во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами.

По мнению многих авторов, по мере наступления срока необходимо исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. К сожалению, из п. 1 ст. 106 Закона четко не следует ответ на вопрос о характере удовлетворения. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства - представляется, что эти вопросы должны быть уточнены в законодательном порядке. Кредиторы, вступившие в договорные отношения с должником в течение конкурсного производства, не должны быть вынуждены ждать окончания конкурсного производства для того, чтобы получить исполнение (даже если это внеочередное исполнение, имеет значение фактор времени - конкурсное производство может длиться долго).

Продажа имущества должника - ключевой момент любой процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности (банкротстве). В конечном итоге именно она, порядок и условия ее проведения обеспечивают реализацию основных целей банкротства на этапе конкурса - наиболее соразмерное и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника (ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Несмотря на значительные перемены, произошедшие в отечественном законодательстве о банкротстве в последнее время, продажа имущества должника и сегодня - актуальнейший вопрос процедуры конкурсного производства, затрагивающий материальные интересы каждого кредитора.

Следует отметить, что еще в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» продаже имущества должника были посвящены совсем небольшие по объему ст.ст. 32-34, устанавливавшие самые общие правила такой продажи.

Изменения в экономике страны предопределили существенное повышение интереса к проблеме продажи имущества несостоятельного должника со стороны отечественного законодателя, судебной практики и доктрины. Как следствие, вскрытыми и нерешенными сегодня оказались многочисленные проблемы указанного аспекта банкротства, как в теории, так и на практике.

Одна из таких проблем - вопрос о гражданско-правовых особенностях сделок, совершенных в ходе процедуры конкурсного производства и направленных на реализацию имущества должника.

Так, в соответствии с п.3 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника исключительно в порядке и на условиях, установленных указанным Законом. Эта норма позволяет утверждать, что полномочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом должника ограничены, прежде всего, контрольными полномочиями собрания (комитета) кредиторов. При этом собрание (комитет) кредиторов осуществляет не только последующий контроль продажи имущества должника в виде получения от конкурсного управляющего ежемесячного отчета о ходе его реализации (ст.143 Закона о банкротстве), но и предварительный контроль, например, в отношении сделок, опосредующих продажу имущества несостоятельного должника.

Это и понятно, ведь на первый план в процедуре конкурсного производства выступают именно интересы кредиторов.

В этой связи, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 октября 2001 г. N КГ-А41/5901-01 отметил, что «при проведении всех процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов....конкурсный управляющий подотчетен этим органам».

Очевидно, исходя из этого, действующее законодательство о несостоятельности предусматривает ряд случаев, при которых действия конкурсного управляющего подлежат согласованию или одобрению со стороны собрания (комитета) кредиторов. Одним из таких случаев является право собрания (комитета) кредиторов осуществлять контроль над продажей имущества должника в ходе конкурсного производства.

Статья 139 Закона о банкротстве устанавливает, что в течение месяца с дня окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию (комитету) кредиторов на утверждение предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Указанные порядок, условия и сроки должны быть утверждены собранием (комитетом) кредиторов. Точно также должны быть согласованы с собранием (комитетом) кредиторов любые изменения, вносимые в порядок, сроки и условия продажи имущества несостоятельного должника.

Таким образом, обязательным условием совершения сделок, связанных с куплей-продажей имущества должника, находящегося в стадии конкурсного производства, является соответствие таких сделок правилам о порядке, сроках и условиях продажи имущества, утвержденным собранием (комитетом) кредиторов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим указанных выше условий, в соответствии со ст.145 Закона о банкротстве, может повлечь отстранение конкурсного управляющего от исполнения обязанностей.

Однако, установив ответственность конкурсного управляющего за неисполнение обязанности представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, сроках и условиях продажи, законодатель на этом остановился и не указал никаких специальных юридических последствий, наступающих для сделок по продаже имущества должника, совершенных конкурсным управляющим с нарушением порядка, сроков или условий, утвержденных собранием кредиторов. [21, С. 4-5].

Следует отметить, что конкурсный управляющий вправе привлекать для выполнения возложенной на него обязанности по консолидации конкурсной массы специалистов как из числа работников должника юридического лица, так и со стороны - по договорам об оказании услуг. Ограничений на привлечение работников должника законодательство о банкротстве не содержит.

На стадии конкурсного управления может определяться ликвидационная стоимость - чистая денежная сумма, которую собственник предприятия может получить при ликвидации и раздельной распродаже его активов. Необходимость применения ликвидационной стоимости обусловлена следующими обстоятельствами.

Ряд объектов в силу их физического состояния может быть продан только в виде материалов, отдельных конструктивных элементов. В данном случае определяется утилизационная стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки. На практике в большинстве случаев стоимость работ значительно превышает рыночную (ликвидационную) стоимость материалов после разборки.

В ходе оценки следует анализировать экономическое состояние региона, состояние региональных рынков недвижимости, машин и оборудования, транспортных средств. Без этого невозможно выявить текущие цены, различные тенденции для использования их в дальнейших расчетах. Нужно установить уровень цен на производственные и иные объекты предприятий-банкротов в районах области.

Кредиторы не вправе самостоятельно удовлетворять свои требования из имущества должника. При применении к должнику процедуры банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием кредиторов – специальным органом, представляющим интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника.

На стадии конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов производится на основании данных реестра о размере и очередности погашения требований.

Специальные правила установлены в отношении требований о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих по договору, и требования о причинении вреда жизни или здоровью гражданина. Определения арбитражного суда о включении этих требований в реестр не требуется.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. Причем критерий очередности – основание возникновения обязательства. Установление очередности - один из основных принципов конкурсного права. Смысл и цель конкурсных отношений состоит в осуществлении удовлетворения требований одновременно всех кредиторов (насколько полно это возможно), а не последовательно (в соответствии со сроками требования).#

Существуют основные принципы очередности:

переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей;

при недостаточности средств для всех кредиторов в рамках одной очереди производится пропорциональное удовлетворение.

#M12293 0 901831019 0 0 0 0 0 0 0 0ФЗ Фдрбордо #SФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г. устанавливает три очереди кредиторов (хотя при анализе конкретных его норм следует вывод, что их фактически пять), определяет принадлежность требований к той или иной очереди.

Однако ст. 134 Закона устанавливает так называемые внеочередные обязательства. К таковым относятся:

судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, таких как сообщения о судебных актах, вынесенных по делу о банкротстве, сообщения о собрании кредиторов и т.д.;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

К первой относятся деликтные требования из причинения вреда жизни и здоровью физических лиц (требования по имущественным деликтам удовлетворяются в третью очередь), требования о компенсации морального вреда. Деликтные требования подлежат удовлетворению путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Ко второй - требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам.

К третьей - все остальные требования. Принципиальным последствием изменения количества очередей является объединение в одну очередь требований кредиторов (не относящихся к предыдущим очередям) и уполномоченных органов (по #M12291 9056063Закону 1998 года#S уполномоченные органы удовлетворялись в четвертую очередь - преимущественно перед кредиторами по обязательствам). В рамках третьей очереди учитываются как требования конкурсных кредиторов, так и требования уполномоченных органов.

#M12293 0 901831019 7616779 3868563486 4 3665988674 2529587183 196576369 3322099554 37361224Удовлетворение требований кредиторов первой очереди связано с требованиями физических лиц, связанные с возмещением вреда жизни и здоровью. Платежи по таким требованиям могут производиться должником периодически, поэтому при ликвидации юридического лица - должника возникает необходимость урегулировать складывающиеся отношения.

Следует учесть, что требованиям первой очереди предоставлен льготный режим - они не подпадают под действие моратория. Поэтому на стадии конкурсного производства речь может идти об удовлетворении только тех требований, которые возникнут в будущем.

#M12293 1 901831019 7616780 3868563486 4 3665988674 2529587183 196576369 3322099554 1516192553При определении размера требований кредиторов второй очереди следует учитывать, что частично такие требования являются текущими, частично - очередными; кроме того, последние не подпадают под действие моратория, поэтому к моменту открытия конкурсного производства могут отсутствовать.

Текущие требования второй очереди удовлетворяются вне очереди. Соответственно, в рамках второй очереди будет выплачиваться задолженность перед работниками и авторами, образовавшаяся на момент принятия заявления о признании должника банкротом (а не на момент введения наблюдения) и не погашенная в течение внешнего управления (если оно проводилось).

Закон о банкротстве в целом не регулирует отношения должника и его кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными. На указанные обязательства не распространяются правила очередности. Между тем в любое время по соглашению сторон неденежное обязательство может быть заменено денежным эквивалентом.

Расчеты осуществляются в соответствии с реестром требований кредиторов. Специально определено, что размер требований устанавливается по правилам для внешнего управления, т.е. в реестр вносятся требования кредиторов только на основании определения суда, независимо от наличия или отсутствия возражений.

Важная обязанность конкурсного управляющего - закрыть реестр требований кредиторов в течение двух месяцев с момента опубликования сведений о признании должника банкротом.

Существует #M12293 2 901831019 80 1082672263 1469616563 3322099554 4 396586 2554165347 3232494294Существу две категории послеочередных требований (тех, которые удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после исполнения всех обязательств должника):

требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра (за исключением требований кредиторов первой и второй очереди);

требования уполномоченных органов, возникшие в течение конкурсного производства.

#M12293 4 901831019 81 1082672263 3322099554 373612241 1366589816 3093793619 10 3505465591Установлен льготный режим удовлетворения требований кредиторов первой очереди, заявленных после закрытия реестра. Если требование заявлено после окончания удовлетворения требований данной очереди (но до окончания расчетов со всеми кредиторами), расчеты приостанавливаются и кредитор получает полное удовлетворение (либо частичное, если на нем как раз заканчиваются средства).

Если же требование заявлено в момент осуществления расчетов с кредиторами соответствующей очереди, расчеты не приостанавливаются, равно как не производится и пересчет долей. Опоздавший кредитор в этом случае получит удовлетворение в рамках своей очереди, но без соблюдения принципа пропорциональности. То есть данный кредитор будет иметь право на последовательное удовлетворение из средств, оставшихся после полного расчета с другими кредиторами первой или второй очереди. Если опоздавших несколько, представляется, что они также должны получать последовательное (а не пропорциональное) удовлетворение.

 Если на момент начала расчетов (а не закрытия реестра) с кредиторами соответствующей очереди суд рассматривает разногласия между управляющим и кредитором по заявленному требованию, то конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства, достаточные для пропорционального (либо полного) удовлетворения требований соответствующего кредитора. Если в удовлетворении требования суд отказал, управляющий производит перерасчет.

Допускается погашение требований кредитора путем принятия им неликвидного имущества, оставшегося нереализованным в ходе конкурсного производства.

О погашении и способе погашения каждого требования конкурсный управляющий вносит соответствующую запись в реестр.

После окончания расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве (заключение мирового соглашения; отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требование кредиторов о признании должника банкротом; удовлетворение определенным лицом всех требований кредиторов) конкурсным управляющим представляется отчет в арбитражный суд, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов, документы, подтверждающие погашение требований каждого из кредиторов.#M12291 901831019

Имущества должника, которое осталось нереализованным после реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами может быть передано кредиторам. Если на неликвидное имущество претендуют несколько кредиторов, оно должно передаваться им в общую долевую собственность. Требования кредиторов, принявших в счет исполнения неликвидное имущество, погашаются.

Конкурсный управляющий должен выждать срок, по истечении которого может быть сделан вывод об отказе кредиторов принять имущество. После этого неликвидное имущество может быть передано собственнику имущества унитарного предприятия; учредителям (участникам) должника. Такое имущество распределяется между участниками в соответствии с учредительными документами юридического лица и их долей в уставном капитале. 

Органам местного самоуправления может быть предложено только имущество, от которого отказался и каждый из кредиторов, и каждый из участников юридического лица - должника, а также собственник рассматриваемого имущества. #M12293 7 901831019 78 4294960075 1239781295 1873646 50801989 2727866372 8876Данные органы обязаны принять нереализованное имущество на баланс в течение 30 дней с даты получения соответствующего уведомления конкурсного управляющего. Если органы отказываются либо уклоняются от принятия имущества, то у конкурсного управляющего возникает обязанность обратиться в суд с требованием о побуждении данного органа принять имущество.

 

 


Заключение

 

Рассмотрев тему данной дипломной работы, можно отметить следующее.

Новейшее законодательство о банкротстве рассматривает понятие «банкротства» и «несостоятельность» как синонимы. Между тем изначально понятия «банкротство» и «несостоятельность» означали разные явления. В российском дореволюционном законодательстве, равно как и в законодательстве стран с развитыми правопорядками банкротство являлось частным случаем несостоятельности, о банкротстве должника говорили, когда причиной несостоятельности являлось совершенное определенными лицами преступление. В какой-то степени можно было говорить о том, что термин «банкротство» отражал уголовно-правовую сторону несостоятельности.

За историю своего развития банкротство (несостоятельность) получала различные определения.

В советский период государства несостоятельность определялась следующим образом: несостоятельность - такое положение имущества определенного лица, при котором это лицо не в состоянии удовлетворить законные требования кредиторов. Несостоятельность – установленная судом неспособность должника к полной оплате денежных требований кредитора.

С принятием первого Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в 1993 году несостоятельность (банкротство) приобрело следующее значение - неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несколько иначе изложил понятие банкротства: - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Действующий закон отбросил «прозрачные» формулировки и закрепил следующее легальное понятие несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Постоянное и продолжительное состояние неплатёжеспособности (несостоятельности) может перерасти в состояние абсолютной неплатёжеспособности, при котором, предприятие не может восстановить свою платежеспособность и продолжение его деятельности представляется невозможным и нецелесообразным.

На правовое регулирование современного института несостоятельности банкротства направлены десятки разноуровневых актов.

В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

Общие положения о банкротстве содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Специальный закон – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время данный закон действует с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 года. Другие нормативные акты – целый комплекс актов принятых во исполнение и дополнение общего и специального закона.

В число «других нормативных актов» можно включить ряд специальных законодательных актов, полностью или в части, регулирующих особенности банкротства тех или иных видов юридических лиц. Это:

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г.);

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратит юридическую силу с 1 января 2005 года);

- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.);

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля 2004 г.) и т.д..

Очередной этап современного российского законодательного регулирования проблем банкротства наступил с принятием нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 22 октября 2002 г., введенного в действие с декабря 2002 г. Хотя он во многом перекликается с предыдущим, но значительно его дополняет и развивает. Принципиальные изменения были внесены в процедуры банкротства, дополненные новой реабилитационной стадией - финансовым оздоровлением должника, пересмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов, значительно расширена глава об особенностях банкротства отдельных категорий должников, дополнены многие процедурные вопросы (основания для возбуждения дела о банкротства, деятельность арбитражных управляющих).

Учитывая возросшее, в последние годы, значение обзоров судебно-арбитражной практики необходимо выделить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Федерального закона». Последнее направлено на разъяснение ряда спорных вопросов и имеет огромное значение для правильного правоприменения норм о банкротстве. Также можно выделить: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Применения судами нормативных актов при разрешении судебных споров обзоров судебной практики не вызывает в настоящее время споров в теории. Тогда как есть одно обстоятельство, которое может вызвать только негодование. Как подчеркивают исследователи, в последнее время арбитражные суды внимательно прислушиваются к аргументам, основанным на теории права, были ситуации, когда в решении арбитражного суда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...