Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал. Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности: · Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления. · Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. · Поощрение высказывания оригинальных идей. · Обеспечение возможностей для упражнения и практики. · Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера. · Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. · Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия: · отсутствие образца регламентированного поведения; · наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
· создание условий для подражания творческому поведению; · социальное подкрепление творческого поведения. Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов. Исключительно важно для развития креативности возможность многовариантности решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный по мнению воспитателя. Естественно, что смелость детей в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса образовния. Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают педагога, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.
Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ребенка, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех детей в группе, повысить престиж творческого мышления, что в свою очередь влияет на развитие творческих способностей всех детей. Представляется несомненным, что развитие креативности детей в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала. Следует отметить, что развитие творческой активности детей будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий: · совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план дополнительных занятий, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся; · реализуются идеи образования посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности детей; · организовано сотворчество воспитателя и воспитанников путем включения их в познавательно-исследовательскую деятельность. Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. Итак, на основе анализа работ ряда ученых можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: 1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. . Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до вершины своих возможностей и постепенно поднимает эту вершину все выше и выше. . Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. . Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. . Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|