Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Введение 1. Конкуренция: сущность, виды 1.1 Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки 1.2 Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки" 1.3 Формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция 2. Ценовая и неценовая конкуренция 2.1 Развитие конкуренции в современных условиях 2.2 Ценовая конкуренция 2.3 Неценовая конкуренция: сущность, преимущества 3. Виды неценовой конкуренции 3.1 Дифференциация продукта 3.2 Реклама 3.3 Фирменный стиль и бренд Заключение Список литературных источников Введение
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде. Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.
Актуальность темы исследования. Практика бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции. К приоритетам также относятся производство новых видов продукции, формирование новых потребностей и создание на этой основе новой структуры спроса, ускорение морального износа товаров, создание новых предпродажных и послепродажных услуг. Эту форму конкуренции следует связывать с ценностными формами ценообразования. Методы неценовой конкуренции применяются тем шире, чем в большей мере цены на рынке регулируется его участниками. Объектом исследования реклама, качество и ассортимент продукции. Цель данной работы - выявление современной онтологической направленности проблемы по теме учебного исследования "Неценовая конкуренция в рыночной экономике".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: . Дать понятие, выявит сущность и предпосылки конкуренции. . Рассмотреть экономическую роль конкуренции. . Раскрыть основные формы и виды конкуренции. . Определить сущность ценовой и неценовой конкуренции. . Рассмотреть основные виды неценовой конкуренции. Исходя из поставленных выше задач, можно перейти к более полному рассмотрению этой темы. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы познания: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученной информации. В качестве литературных источников были использованы работы известных экономистов, учебники, учебные пособия, журналы и Интернет-ресурсы. Конкуренция: сущность, виды
Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки
Понятие конкуренции многогранно и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurrere - состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником). Аналогично итальянское - concurrere. Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существование конкуренции обусловлено объективными причинами, в числе которых можно упомянуть: . В самом общем виде можно считать, что конкуренцию порождает редкость ресурсов. Поэтому к уже сказанному можно добавить, что следствием редкости экономических ресурсов (ресурсы общества ограничены) является не только проблема выбора в экономике и проблема экономической эффективности, но и конкуренция, как борьба за использование ограниченных ресурсов. . Если же рассматривать конкуренцию в более узком смысле - как соперничество между участниками рыночного хозяйства, то причиной ее возникновения является полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность.
. И еще один фактор - полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами за наивысший доход. В этом смысле конкуренция представляет собой борьбу частных товаропроизводителей за экономическое выживание и процветание. неценовая конкуренция рыночная экономика Таким образом, конкуренция - неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Более того, конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка и особое значение приобретает с появлением рынка национального, когда товарное производство охватывает всю экономику. Отсюда еще одно определение конкуренции. Конкуренция - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в производстве, сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Наличие рыночной конкуренции предполагает: . Существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решение, что и в каких количествах производить. . Большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях. . Ни один производитель, ни один покупатель никак не участвует в контроле над рыночной ценой. Эти три условия означают наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует большое число покупателей и продавцов, то ни один покупатель или продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке. Дело в том, что ни один отдельный покупатель, ни один отдельный продавец не в состоянии предъявить такой дополнительный спрос или так изменить свое предложение, чтобы заметно повлиять на рыночную цену товара. Сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое число продавцов, что каждому из них принадлежит лишь мизерная доля общего объема предложения. Иными словами, доля индивидуального предложения каждого отдельного производителя в рыночном предложении настолько мала, что практически исключена возможность воздействия с его стороны на общее рыночное предложение, а значит, и на цену. Аналогично можно рассуждать относительно спроса на рынке. Если доля индивидуального спроса каждого отдельного покупателя в спросе рыночном невелика, это не позволяет отдельному покупателю влиять на цену. Необходимо подчеркнуть, что большое количество продавцов на рынке предполагает невозможность сговора между ними. Именно это имеют в виду, когда говорят, что конкурентный продавец "отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для тех, кто формирует спрос на рынке. Покупатели в условиях конкуренции действуют независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, исходя из своих личных интересов.
. Отсутствуют какие-либо препятствия, ограничивающие доступ на рынок или выход с него для всех желающих. Здесь предполагается свобода предпринимательства и выбора, то есть наличие возможности у любого гражданина стать свободным предпринимателем и организовывать свой бизнес в той или иной области предпринимательства по своему выбору, на свой страх и риск. Желание осуществлять хозяйственную деятельность базируется на личном интересе получить максимальную прибыль. Тем самым свобода предпринимательства и выбора, личный интерес - та основа, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание. Потребители продукции тоже должны обладать свободой выбора, они должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность приобрести интересующие их товары и услуги на любом рынке. Свобода вступления на рынок и выхода с него требует отсутствия искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Эта черта конкуренции обеспечивает гибкость и приспособляемость экономики ко всякого рода изменениям (вкусов потребителей, технологий, предложения ресурсов и т.п.), позволяет быстро адаптироваться к ним. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность функционирования рыночной системы. Конкуренция в том виде, в каком она была представлена в рамках данного вопроса, соответствует периоду классического капитализма и наиболее полно проявилась, пожалуй, только в Великобритании в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - явление редкое. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг или рынке личных сбережений [2, с.109].
Для развития конкуренции необходим ряд предпосылок: экономических, технологических и социальных. Среди экономических предпосылок следует выделить рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований и государственную поддержку предпринимательства. Становление конкуренции в переходной экономике предполагает формирование условий для массового создания новых фирм. Минимизация издержек их образования и регистрации, организационная и финансовая поддержка создания фирм - определяющие факторы этого процесса. Не менее существенную роль играют технологические предпосылки. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень развития науки и степень применения ее достижений в производстве являются мощными источниками конкуренции, вызванной созданием заменителей (субститутов), новых продуктов и услуг. Это требует проведения активной политики государства в инновационном и инвестиционном секторах экономики. Социальные предпосылки конкуренции связаны с появлением новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы - узкокорыстных интересов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму. Для этого требуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров. Создание в экономике конкурентной среды - сложный и долгосрочный процесс. Он может быть осуществлен только последовательно и поэтапно. Первоначально - это демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. Затем внимание неизбежно концентрируется на создании рыночной инфраструктуры, выработке антизатратных механизмов и поэтапном прекращении субсидирования цен, что позволяет перейти к периоду формирования конкурентных рынков и либерализации цен [8, с.521]. Так же для существования обычной, самопроизвольно возникающей "традиционной" конкуренции на рынке (конкуренции свободной, монополистической, олигополистической) необходимо наличие, как минимум, четырех условий: дублирование производства одноименных товаров, т.е. товаров одного и того же вида, но изготовленных различными производителями, или дублирование производства товаров-аналогов, т.е. различных товаров, которые полностью или частично удовлетворяют одни и те же потребности; дублирование производственного потребления ресурсов для изготовления одноименных товаров и товаров-аналогов; наличие приблизительно равных возможностей у производителей одноименных товаров или товаров-аналогов для выхода на рынок; способность экономических субъектов своевременно и адекватно реагировать на "сигналы" рынка, т.е. способность своевременно и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры [4, с.98]. 1.2 Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки"
Первоначальное знакомство с понятием "конкуренция" может создать не совсем верное впечатление о конкуренции как явлении экономической жизни. Изложенное выше позволяет предположить, что свободное рыночное соперничество вносит в рыночную экономику неорганизованность и беспорядок, что в общем-то соответствует стихийному характеру самого рынка. Тем не менее в реальной действительности решения, которые принимают субъекты рыночных отношений - многочисленные предприятия и домохозяйства, точно согласуются и соответствуют друг другу. Товаропроизводители (фирмы) производят именно те материальные блага, которые востребованы потребителями. С другой стороны, домохозяйства как владельцы экономических ресурсов поставляют на рынок факторов производства именно те ресурсы, которые востребованы производством. Именно конкуренция, играющая важную роль в функционировании рыночного механизма координации и управления экономикой, позволяет избежать потенциального хаоса, который мог бы быть порожден свободой предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система являет собой особый механизм, обеспечивающий взаимосвязь и синхронизацию: решений потребителей о покупках товаров; решений производителей об их производстве; решений поставщиков ресурсов о сферах приложения принадлежащих им факторов производства. В рыночной экономике, основанной на конкуренции, организационным механизмом служит рыночный механизм координации экономической жизни, конкуренция же выступает в качестве механизма контроля и управления в такой экономике. Так, через рыночный механизм спроса и предложения нужды потребителей (общества) доводятся до предприятий, а через них соответствующая информация доходит до поставщиков ресурсов. Конкуренция же побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать должным образом, удовлетворяя желания и нужды общества. Поясним. Предположим, что имеет место увеличение рыночного спроса на некий товар. Рост спроса будет сопровождаться увеличением цены продукта, а значит, как следствие, возрастет прибыль в отрасли, его производящей. Эта прибыль будет являться для производителей данного блага сигналом о необходимости расширять предложение, означая, что обществу требуется именно этот продукт. Экономическая прибыль привлечет на данный рынок новые фирмы из других отраслей. Благодаря конкуренции, не ограничивающей вход на любой рынок, становится возможным появление новых фирм в отрасли, что приведет одновременно к увеличению отраслевого (рыночного) предложения, объемов производства и снижению цены до первоначального уровня, исключающего как приток новых фирм на данный рынок, так и их отток. Таким образом, конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства и обеспечивает ответные действия на изменившиеся потребности общества. Кроме того, конкуренция заставляет фирмы использовать наиболее эффективные производственные технологии. На конкурентном рынке производитель, не способный применить наиболее эффективную технологию (обеспечивающую производство данного количества товаров с наименьшими издержками), будет в результате конкурентной борьбы вытеснен более эффективными (более конкурентоспособными) фирмами. Как мы видим, конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую внедрению достижений научно-технического прогресса. Благодаря конкуренции в условиях конкурентной рыночной системы достигается любопытное и важное тождество - тождество и единство общественных и частных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие исключительно в собственных интересах (связанных с максимизацией или производственной прибыли, или доходов на факторы производства) в условиях остроконкурентной борьбы, направляемые как бы "невидимой рукой", обеспечивают удовлетворение интересов общества. Общественные (общегосударственные) интересы можно, в самом общем виде, свести к следующим двум фактам: . Экономические ресурсы должны быть использованы оптимально, что предполагает наиболее эффективную организацию производства, разработку и внедрение новых более совершенных технологий. . В экономике должны производиться только те товары и услуги, которые востребованы обществом. Это, в свою очередь, предполагает эффективное распределение экономических ресурсов по отраслям и сферам производства. По сути дела, мы задали критерии экономической эффективности функционирования рынка (рыночной экономики). Здесь тоже потребуются некоторые дополнительные пояснения. В условиях конкуренции при создании некоторого количества продукции фирмы вынуждены использовать требующую наименьших затрат комбинацию ресурсов (то есть самую эффективную из всех возможных технологию производства), что соответствует личным интересам производителей. Другое поведение в сфере производства тождественно для любой фирмы отказу от прибыли или даже возможности со временем утратить свое место на данном рынке вследствие банкротства. С другой стороны, понятно, что подобное эффективное использование экономических ресурсов (напомним, что ресурсы общества ограничены) соответствует интересам всего общества в целом. Таким образом, достигается первый из обозначенных критериев эффективности. Кроме того, производители, стремящиеся получать прибыли и избегать убытков, будут производить только востребованные покупателями товары и услуги, на которые существует рыночный спрос, и предъявлять спрос на ресурсном рынке на те факторы производства, использование которых обеспечивает возможность произвести необходимые обществу товары и услуги. С другой стороны, владельцы экономических ресурсов, стремящиеся максимизировать доход на принадлежащие им факторы производства, будут направлять их именно в те производства, которые предъявляют спрос на них. Последнее означает, что именно там цена факторов производства из-за устойчивого спроса будет достаточно высокой, что обеспечит и высокий доход на ресурсы. В итоге общая ситуация может быть оценена следующим образом: фирмы, личный интерес которых связан с получением прибыли, и поставщики ресурсов, личный интерес которых сопряжен с получением высоких доходов на ресурсы, как бы договариваются между собой о необходимых изменениях в распределении ресурсов и, соответственно, о структуре выпускаемой продукции, необходимой для общества. Таким образом, достигается второй критерий эффективности. Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически и непроизвольно обеспечивают достижение общественных интересов. В этом и заключается суть концепции "невидимой руки". "Невидимая рука" направляет участников рынка к цели, которой они вовсе не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, члены общества зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить ему. И последнее, на чем необходимо акцентировать внимание в рамках данного вопроса, - принцип "невидимой руки" действует только в условиях конкурентной рыночной системы. Если же в распоряжении производителей или покупателей находится достаточное количество ресурса, товара или услуги, чтобы оказывать воздействие на рыночную цену и рынок, то на подобном рынке возникает определенная степень монополизации, и в такой же степени уменьшается действенность принципа "невидимой руки" [2, с.112].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|