Формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция
Существует несколько подходов к определению форм конкуренции в зависимости от особенностей ее проявления. В целом формы конкуренции можно классифицировать по нескольким признакам: . По масштабам развития выделяются: индивидуальная конкуренция, которая предполагает, что индивидуальный производитель той или иной продукции стремится найти и занять свою нишу на рынке ("свое место под солнцем") - выбрать наиболее оптимальные условия для производства и реализации собственной продукции; местная конкуренция - конкуренция, существующая между производителями на какой-то территории; отраслевая (или внутриотраслевая) конкуренция. Конкуренция на отраслевом рынке предполагает конкуренцию между аналогичными товарами, обладающими сходными потребительскими качествами, но различающимися по цене, качеству или ассортименту; межотраслевая конкуренция - соперничество между предприятиями разных отраслей за платежеспособный спрос населения в целях извлечения большего дохода; национальная конкуренция - конкуренция среди отечественных фирм-производителей; глобальная конкуренция - конкуренция, вышедшая за масштабы национального рынка, соперничество предприятий, хозяйственных объединений, государств на мировом рынке. . По характеру развития конкурентных отношений конкуренцию разделяют на свободную (именно ее мы рассматривали в предыдущих вопросах); регулируемую. Существование регулируемой конкуренции объясняется тем, что в условиях функционирования рыночной системы не исключено ослабление конкуренции как главного контрольного механизма в экономике. В этой связи государство, как субъект экономических отношений, берет на себя полномочия по защите конкуренции. Для большинства рынков регулирование отношений конкуренции и ее защита осуществляются на основе антимонопольного законодательства.
. По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию: ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях; в этом случае конкурентное преимущество достигается обычно за счет снижения цены. Одни фирмы таким путем обеспечивают себе доминирующее положение на рынке, для других - это единственный способ удержаться на рынке перед лицом более мощных конкурентов. В целом имеются два резерва для маневрирования ценами: снижение издержек производства и уменьшение прибыли. К этому методу конкурентной борьбы прибегают, например, при внедрении ресурсосберегающей технологии и связанной с этим экономией на издержках производства; неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Здесь решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. Существует и еще один подход, разделяющий конкуренцию на: предметную, то есть соперничество на рынках конкретных видов продукции и услуг разных фирм-изготовителей; видовую, то есть соперничество между производителями однородных видов продукции для сходных сфер применения; функциональную, предполагающую соперничество разных видов изделий одинакового назначения, которые могут быть взаимозаменяемы. Чаще всего внутриотраслевую конкуренцию отождествляют с предметной, межотраслевую - с функциональной. Теперь уделим внимание специфическим чертам отношений конкуренции на современном этапе развития экономических систем, рассмотрим некоторые особенности ее проявления в постиндустриальных экономиках.
В индустриальной экономике, ориентированной на массовое производство стандартизированной продукции, рассчитанной на массовый вкус, имела место жесткая конкуренция между производителями, шло соперничество, связанное со снижением издержек производства и цены одного и того же продукта, производимого разными фирмами, преобладала ценовая конкуренция. В индустриальной экономике все было проникнуто духом конкурентной борьбы между производителями вокруг цены товара, между продавцами за выгодные условия реализации продукции, между потребителями за выгодные условия приобретения товара. Информационное (постиндустриальное) общество отличается быстротой перемен, растущим многообразием товаров, удовлетворяющих самые изысканные и непредсказуемые вкусы потребителей. Здесь предприятия редко производят один и тот же товар длительное время. Если же это имеет место, то, по крайней мере, одно предприятие теряет возможность увеличения прибыли. Острота ценовой конкуренции в таких условиях идет на убыль. Конкуренция меняет формы проявления. Соперничество осуществляется за возможность быстрее вводить совершенно новые изделия, предоставлять новые услуги, создавать новые рынки, находить в них новые незанятые ниши. В информационную эру на первый план выдвигается преодоление достижений вчерашнего дня, борьба за все новое, передовое. В информационной экономике фирма превращается в открытую систему. Другие фирмы по отношению к ней являются не столько противниками, сколько партнерами по созданию совместных предприятий по производству и реализации товара. Фирмам выгоднее сотрудничать, а не соперничать и, тем более, конфликтовать. Гораздо важнее и результативнее находить пути совместных усилий для достижения поставленных целей. Конкурентная борьба, таким образом, сочетается и сменяется сотрудничеством и кооперированием. Для осуществления дальнейшего анализа необходимо оценить конкуренцию с точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества. С этой позиции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию [2, с.115].
Совершенная конкуренция. Любой рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими основными чертами: . Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. . Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеница, кукуруза). . Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену. . Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с однородным характером реализуемой продукции. . Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей. . Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен. . Свободный вход и выход из отрасли. При нарушении хотя бы одного из этих требований имеет место рынок несовершенной конкуренции. Примеры рынка совершенной конкуренции - некоторые рынки сельскохозяйственной продукции. Главная особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя, то есть каждая фирма вынуждена ориентироваться на уже существующую на рынке цену. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Таким образом, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Другая важнейшая особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие входных барьеров. Следствием этого будет отсутствие экономических прибылей и экономических убытков на данном рынке. Если на конкурентном рынке будут возникать экономические прибыли или убытки, то это приведет, в первом случае, к расширению отрасли за счет входа на рынок новых фирм и снижению цены или, во втором случае, к сужению отрасли и увеличению цены. Ничем не ограниченный вход и выход с рынка, в итоге, обеспечит ситуацию, когда отраслевая цена будет только покрывать издержки на производство товара, и каждая фирма на рынке будет функционировать в точке безубыточности [2, с.118].
Несовершенная конкуренция. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, представлен рынками чистой монополии, рынками монополистической конкуренции, олигополистическими рынками. Чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции, рынком, на котором функционирует только одна фирма. В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства - предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия - отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, то есть когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотребления с их стороны монопольной властью. К монополиям могут быть отнесены и крупные корпорации, полностью доминирующие в отрасли. Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.п. - все это примеры рынка монополистической конкуренции. Многие экономисты уделяют значительное внимание олигополистической рыночной структуре, которая в настоящее время превалирует в отдельных отраслях развитых стран [10, с.320].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|