A. Отношение субстанциальности
Абсолютная необходимость есть абсолютное отношение, так как она есть не бытие как таковое, а такое бытие, которое есть, потому что оно есть, бытие как абсолютное опосредствование себя с самим собою. Это бытие есть субстанция; как окончательное единство сущности и бытия она есть бытие во всяком бытии; она не есть ни нерефлектированное непосредственное, ни нечто абстрактное, стоящее позади существования и явления, а есть сама непосредственная действительность и притом как абсолютная рефлектированность в себя, как в-себе-и-для-себя-сущее устойчивое наличие. — Субстанция, как это единство бытия и рефлексии, есть по существу их свечение и положенность. Свечение есть соотносящееся с собой свечение; таким образом, оно имеет бытие; это бытие есть субстанция как таковая. И обратно, это бытие есть лишь тождественная с собой положенность; таким образом, оно есть светящаяся видимостью тотальность, акцидентальность. Это свечение есть тождество как тождество формы, — единство возможности и действительности. Это единство есть, во-первых, становление, случайность, как сфера возникновения и прехождения; ибо по определению непосредственности соотношение возможности и действительности есть непосредственное превращение их друг в друга как сущих, превращение каждого из них в свое другое как лишь другое для него. — Но так как бытие есть видимость, то их соотношение есть также соотношение тождественных или светящихся видимостью друг в друге, рефлексия. Движение акцидентальности представляет поэтому в каждом из своих моментов свечение категорий бытия и рефлективных определений сущности друг в друге. — Непосредственное нечто имеет некоторое содержание; его непосредственность есть вместе с тем рефлектированное безразличие к форме. Это содержание определено, а так как эта определенность есть определенность бытия, то нечто переходит в некоторое другое. Но качество есть также и определенность рефлексии; оно есть, таким образом, безразличная разность. Но последняя оживляется (begeistet sich) так, что становится противоположением и возвращается в основание, которое есть ничто, но также и рефлексия в себя. Последняя снимает себя; но она сама есть рефлектированное в-себе-бытие, и таким образом, она есть возможность, а это в-себе-бытие в своем переходе, который есть также и рефлексия в себя, есть необходимое действительное.
Это движение акцидентальности есть деятельность субстанции как спокойное выплывание ее самой. Она деятельна не по отношению к нечто, а лишь по отношению к себе, как к простому, не оказывающему сопротивления элементу. Снятие чего-либо пред-положенного есть исчезающая видимость; лишь в таком действии, которое снимает непосредственное, возникает само это непосредственное или, иначе говоря, имеет бытие указанное свечение; начинание с себя самого есть только впервые полагание того самого, с которого начинают. Субстанция как это тождество свечения есть тотальность целого и охватывает собою акцидентальность, а акцидентальность есть вся субстанция сама. Различие, состоящее в ее распадении на простое тождество бытия и на смену акциденций в этом тождестве, есть некоторая форма ее видимости. Первое есть лишенная формы субстанция представливания, для которого видимость определилась не как видимость, а которое крепко держится, как за некоторое абсолютное, за такое неопределенное тождество, которое не имеет истинности и представляет собою лишь определенность непосредственной действительности или также в-себе-бытия или возможности, — за те определения формы, которые имеют место в акцидентальности.
Другое определение, смена акциденций, есть абсолютное единство формы акцидентальности, субстанция как абсолютная мощь. — Прехождение акциденции есть ее возвращение, как действительности, в себя, как в свое в-себе-бытие или в свою возможность; но это ее в-себе-бытие есть само лишь положенность; поэтому оно есть также и действительность, а так как эти определения формы суть в такой же мере определения содержания, то это возможное есть и по содержанию некоторое иначе определенное действительное. Переводя возможность в действительность с ее содержанием, субстанция проявляет себя как творящую мощь, а возвращая действительное в возможность, она проявляет себя как разрушающую мощь. Но и то и другое тождественно: творчество разрушает, разрушение — творит; ибо отрицательное и положительное, возможность и действительность, абсолютно соединены в субстанциальной необходимости. Акциденции как таковые, — а их много, так как множественность есть одно из определений бытия, — не имеют власти одна над другой. Они суть сущие или для-себя-сущие нечто, существующие вещи с многообразными свойствами или целые, состоящие из частей, самостоятельные части, силы, нуждающиеся в возбуждении друг другом и имеющие друг друга условием. Если при этом кажется, что одно такое акцидентальное обнаруживает некоторую власть над другим, то на самом деле оба их объемлет собою власть субстанции, которая, как отрицательность, полагает неодинаковые значения, определяя одно как преходящее, а другое — с другим содержанием и как возникающее, или, иначе сказать, определяя первое, как переходящее в свою возможность, а второе, как переходящее при этом в действительность; субстанция вечно раздваивается на эти различия формы и содержания и вечно очищает себя от этой односторонности, но в самом этом очищении впадает опять в определение и раздвоение. — Одна акциденция вытесняет, следовательно, другую лишь потому, что ее собственное существование (Subsistiren) само есть та тотальность формы и содержания, в которой равно исчезают и она и ее другая. Вследствие этого непосредственного тождества и наличия субстанции в акциденциях здесь еще нет реального различия. В этом первом определении субстанция еще не проявлена по всему своему понятию. Если различают субстанцию, как тождественное с собой в-себе-и-для-себя-бытие, от нее же самой, как тотальности акциденций, то она как мощь есть нечто опосредствующее. Эта мощь есть необходимость, положительное упорное пребывание акциденций в их отрицательности и их голая положенность в их устойчивом наличии; этот средний термин есть, стало быть, единство субстанциальности и акцидентальности, и его крайние термины не имеют своего собственного устойчивого наличия. Субстанциальность есть поэтому лишь отношение как непосредственно исчезающее, она не соотносится с собой как отрицательное, и, будучи непосредственным, единством мощи с самой собой, имеет бытие в форме лишь своего тождества, а не своей отрицательной сущности; лишь один момент, а именно, отрицательное или различие, есть безоговорочно исчезающий; другой же момент, т. е. тождественное, не есть таковой. — Это можно рассматривать также и следующим образом. Видимость или акцидентальность есть, правда, благодаря мощи, в себе субстанция, но она не положена как эта тождественная с собой видимость; таким образом, субстанция, имеет своим образом (Gestalt) или своей положенностью лишь акцидентальность, а не самое себя; она не есть субстанция как субстанция. Отношение субстанциальности есть, следовательно, субстанция ближайшим образом лишь в том смысле, что субстанция открывает себя как формальную мощь, различия которой не субстанциальны; она есть на самом деле лишь внутреннее акциденций, и последние имеют бытие лишь в субстанции. Или, иначе говоря, это отношение есть лишь светящаяся видимостью тотальность как становление; но она в такой же мере есть также и рефлексия; акцидентальность, которая в себе есть субстанция, именно поэтому также и положена как таковая; таким образом, она определена, как соотносящаяся с собой отрицательность, в отличие от себя, определенной, как соотносящееся с собой простое тождество с собой; и она есть для-себя-сущая, мощная субстанция. Таким образом, отношение субстанциальности переходит в отношение причинности.
B. Отношение причинности Субстанция есть мощь и мощь рефлектированная в себя, не просто переходящая, но и полагающая определения и отличающая их от себя. Как соотносящаяся с самой собой в своем процессе определения, она сама есть то, что она полагает как отрицательное или, иначе говоря, что она делает положенностью. Последняя, стало быть, есть вообще снятая субстанциальность, нечто лишь положенное — действие; а для-себя-сущая субстанция есть причина. Это отношение причинности есть ближайшим образом лишь указанное отношение причины и действия; таким образом, оно есть формальное отношение причинности.
A) Формальная причинность 1. Причина есть нечто первоначальное по сравнению с действием. — Субстанция есть, как мощь, свечение видимостью, или обладает акцидентальностью. Но она, как мощь, есть в своей видимости также и рефлексия в себя; таким образом, она развертывает свой переход, и это свечение определено как видимость, или, иначе сказать, акциденция положена как некоторое лишь положенное. — Однако в своем процессе определения субстанция исходит не от акцидентальности, как будто бы последняя была наперед некоторым другим и лишь теперь положена как определенность, а обе суть единая деятельность. Субстанция, как мощь, определяет себя; но этот процесс определения сам есть непосредственно снятие процесса определения и возвращение. Она определяет себя, — она, определяющее, есть, таким образом, непосредственное и то, что само уже определено. Следовательно, определяя себя, она полагает это уже определенное как определенное; она, таким образом, сняла положенность и возвратилась в себя. — И обратно, это возвращение, так как оно есть отрицательное соотношение субстанции с собой, само есть некоторый процесс определения или отталкивание субстанции от себя самой; благодаря этому возвращению возникает то определенное, с которого, как кажется, начинает субстанция и которое, как преднайденное определенное, она теперь, как кажется, полагает в качестве такового. — Таким образом, абсолютная деятельность есть причина — мощь субстанции в ее истине, как проявление, которое непосредственно также и развертывает в его становлении то, что есть в себе, акциденцию (которая есть положенность), полагает ее как положенность, — действие. — Последнее есть, следовательно, во-первых, то же самое, что и акцидентальность в отношении субстанциальности, а именно, субстанция как положенность; но, во-вторых, акциденция как таковая субстанциальна лишь благодаря своему исчезанию, лишь как преходящая; как действие же она есть положенность как тождественное с собой; причина проявлена в действии как вся субстанция, а именно, как рефлектированная в себя в самой положенности как таковой.
2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как определенному, противостоит субстанция как неположенное первоначальное. Так как она, как абсолютная мощь, есть возвращение в себя, но само это возвращение есть процесс определения, то она уже больше не есть простое «в себе» своей акциденции, но также и положена как это в-себе-бытие. Поэтому лишь как причина субстанция обладает впервые действительностью. Но эта действительность, заключающаяся в том, что в-себе-бытие субстанции, ее определенность внутри отношения субстанциальности, теперь уже положена как определенность, — эта действительность есть действие; поэтому та действительность, которую субстанция имеет как причина, она имеет лишь в своем действии. — Это — та необходимость, которая есть причина. — Она есть действительная субстанция, так как субстанция, как мощь, определяет самое себя; но она есть вместе с тем причина, так как она развертывает эту определенность или полагает ее как положенность; таким образом, она полагает свою действительность как положенность или как действие. Последнее есть другое причины, положенность по отношению к первоначальному, и опосредствовано через последнее. Но причина, как необходимость, вместе с тем упраздняет этот свой процесс опосредствования и есть в процессе определения себя самой (как первоначально соотносящееся с собой в противоположность опосредствованному) возвращение в себя; ибо положенность определена как положенность и, стало быть, тождественна с собой; поэтому лишь в своем действии причина есть истинно действительное и тождественное с собой. — Действие необходимо потому, что оно есть именно проявление причины, или, иначе говоря, есть та необходимость, которая есть причина. — Лишь как эта необходимость, причина есть нечто самодвижущее, начинает спонтанейно, не будучи возбуждена некоторым другим, и есть самостоятельный источник, порождение из себя; она необходимо должна действовать; ее первоначальность состоит в том, что ее рефлексия в себя есть определяющее полагание и что, обратно, и то и другое составляют единое единство. Действие поэтому не содержит в себе вообще ничего такого, чего не содержит в себе причина. И обратно, причина не содержит в себе ничего такого, чего нет в ее действии. Причина есть причина лишь постольку, поскольку она порождает некоторое действие; и причина есть не что другое, как это определение, состоящее в том, чтобы иметь некоторое действие, а действие есть не что другое, как то, что оно имеет некоторую причину. В самой причине как таковой заключается ее действие, и в самом действии — причина; поскольку причина еще не действовала бы или поскольку она перестала бы действовать, постольку она не была бы причиной, и действие, поскольку его причина исчезла, уже больше не есть действие, а представляет собою некоторую безразличную действительность. 3. В этом тождестве причины и действия снята теперь та форма, через которую они различаются между собою как в-себе-сущее и как положенное. Причина потухает в своем действии; тем самым потухло также и действие, ибо оно есть лишь определенность причины. Эта потухшая в действии причинность есть тем самым некоторая непосредственность, безразличная к отношению причины и действия и содержащая в себе это отношение внешним образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|