Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная интеграция российского ВПК

     Военно-промышленные компании США извлекли уроки из последних провальных попыток конверсии военного производства в начале 70-х г. и с благословения самих политиков отвергли эту идею, витавшую в начале 90-х г. в политическом истэблишменте США.

   Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции.

   К середине 90-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживается, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью. Неудачливого героя вчерашних дней – конверсию – сменил подающий надежды сегодня – экспорт оружия.

   Между тем, современные военно-промышленные связи далеко не исчерпываются простой торговлей оружием. За последние 10 лет мировой рынок вооружений сократился почти в три раза, а интенсивность военно-технического сотрудничества и взаимозависимых национальных оборонных индустрий существенно возросли, поэтому подключение национальной оборонной базы к международным военно-техническим отношениям поднимает многие, по сути неисследованные пионерные политико-экономические задачи, от которых зависит позиция отечественного ВПК в мировой военной промышленности. Среди этих проблем ведущим, видимо, является соотношение между степенью

 

-24-

 

вовлечения в интернациональные военно-технические проекты и сохранением допустимого уровня национального воспроизводства оборонно-промышленной базы. Интенсификация внешнеэкономических отношений способна как усиливать эффективность структурной перестройки национальной оборонной промышленности, так и нарушить “генетический код” военных технологий, то есть причинить ущерб национальной военно-технологической безопасности страны (чрезмерная зависимость от иностранных поставщиков или инвесторов, свертывание собственных ключевых научных исследований, несанкционированная утечка технологий и т.п.).

   Оценка места и роли российского оборонно-промышленного потенциала в мировом военно-техническом сотрудничестве подлежит переосмыслению также в силу развертывания в наши дни нового этапа военно-технической революции – электронизации вооружений, создания глобальных, информационно-насыщенных оборонных систем, то есть точного, “умного” оружия с высокими поражающими характеристиками. Совершенно очевидно, что отставание российской оборонно-промышленной базы на этом направлении военно-технического прогресса обернется падением конкурентоспособности всей военной промышленности с соответствующим изменением возможностей интернационального военно-технического сотрудничества.

   К настоящему времени оборонный комплекс России сохраняет ряд конкурентных преимуществ, позволяющих выгодно интегрироваться в мирохозяйственные связи. Сюда можно отнести:

- относительную дешевизну рабочей силы в сочетании с ее высокой квалификации;

- значительный потенциал прикладной науки с относительно небольшой капиталоемкостью научно-исследовательских работ;

- 25 -

 

- достаточно высокую долю основных производственных фондов, что позволяет снижать капиталоемкость технологической модернизации производства;

- передовой уровень некоторых военных и космических технологий, опережающих западные аналоги на 10-20 лет;

- огромные возможности в области технологий “двойного применения”.

               Последнее преимущество доказано огромными успехами российских оборонных компаний на межрегиональных научно-технических салонах и выставках, проведенных в последние годы.

               Реализуемая в настоящее время “Федеральная программа конверсии оборонной промышленности” предполагает поддержку многих конверсионных технологий, разработанных по типу “двойного применения”. В Департаменте промышленности вооружений Госкомоборонпрома РФ большинство медицинских конверсионных технологий, финансируемых по направлению “Разработка и производство новых видов медицинской техники” Федеральной программы конверсии, были созданы как “двойные”, то есть основные теоретические проработки, лабораторные испытания и сложенные и сложные технологические цепочки использовались как при проработке военной продукции, так и при создании гражданской.

               Чтобы адекватно представить современные возможности подключения российского ВПК к мировому военно-техническому сотрудничеству, следует оценить те глобальные перемены в этой области, которые происходят в наше время, в эпоху окончания блокового противостояния Восток – Запад.

               Вкратце суть глобализации мировой военной промышленности можно выразить как повсеместное распространение высокоразвитых форм кооперации, охватывающих все стадии жизненного цикла оружия

- 26 -

 

(со сдвигом в сторону научно-исследовательских и даже проектных работ), вплоть до серии беспрецедентных слияний крупнейших оборонных компаний США и Западной Европы, развернувшейся в начале 90-х годов.

               Оценивая перспективы интеграции российского ВПК в мировую военную промышленность, нужно, прежде всего, окончательно согласиться с тем, что обратного движения в сторону автаркического развития национальной оборонной индустрии добиться еще труднее, чем восстановить СССР. Причины заключаются как в экономико-политических, так и в военно-технологических факторах. Ни Россия, ни какая-нибудь индустриальная группировка стран на базе СНГ не в состоянии выдержать очередной долгосрочный этап мирового военно-технического прогресса. Пока российский ВПК выживает за счет научно-технического задела, созданного к началу 90-х годов. Все отечественные самые передовые в мире системы оружия (авиационное, ракетное оружие, бронетанковая техника, некоторые виды морских судов) – результат научных разработок 70-80-х годов. Отдельные технологические усовершенствования оборонной продукции, осуществляются в 90-е годы на старой научно-технической базе 80-х годов. Например, российские МИГи и “Сухие” были разработаны еще 10-15 лет назад. По прогнозам специалистов, эта и другая техника будет пользоваться спросом на внешних рынках еще 10-15 лет. Но если КБ и НИИ останутся без финансовой поддержки, в следующий век российский ВПК может войти без необходимого военно-технического задела.

               Недофинансирование в 1995-1996 гг. и без того урезанного оборонного заказа приводит к тому, что российские производители отказались от запуска в серию такой перспективной техники, как авиационные комплексы пятого поколения, ударные самолеты ДА,

- 27 -

 

многоцелевые фронтовые истребители (МФИ), военно-транспортные самолеты ИЛ-106, вертолеты Ка-50 и Ка-52. Приостановлены работы по модернизации самолетов МИГ-29, Су-27М и ряда ракет, которые приносят обороне валютную прибыль.

               Конкурировать с западными производителями вооружения на новом этапе военно-технического прогресса (электронизации и информатизации систем вооружений) и оставаться вне международных военно-технических связей – значит, гарантировано обрекать себя на поражение. Не нужно повторять ошибки советской промышленности 70-х годов, “прозевавшей” очередной этап НТР и массовой промышленной модернизации на Западе (энергосберегающие и информационные технологии), что привело к экономической стагнации середины 80-х и развалу СССР в начале 90-х годов.

               Россия обречена на интенсификацию международных военно-технических связей, и анализ существующего состояния дел в этой области позволяет говорить о двух возможных вариантах интеграции отечественной оборонной промышленности в мировую индустрию.

               Первый вариант связан с продолжением нынешней политики либерализации внешнеэкономических связей оборонного комплекса при отсутствии сколько-нибудь устойчивой долгосрочной промышленной стратегии, связанной со структурной реорганизацией военной промышленности, финансированием приоритетных программ вооружений и двойных технологий. Оставшись без финансовой поддержки из-за отсутствия надежных финансово-промышленных связей, а также без административной поддержки со стороны государственных органов, российские оборонные предприятия выступают на международной арене в качестве неравноправных партнеров западных военно-промышленных компаний. Заключая соглашения о совместных

-28-

 

научно-технических и производственных проектах, отечественные предприятия выступают в качестве поставщиков-подрядчиков далеко не первого уровня в технологической цепочке той или иной программы. Тем самым культивируется технологическая зависимость и одностороннее развитие таких научно-производственных комплексов, которые строились в советский период как технологически замкнутые центры по созданию систем вооружений. В этом заключается первая угроза технологической безопасности оборонной промышленности России.

               Вторая угроза, возникающая в результате вовлечения отечественной “обороны” в мирохозяйственные связи, состоит в чрезмерной зависимости развития новейших вооружений от иностранных заказчиков и вытекающей отсюда опасности диспропорционального развития национальной оборонно-промышленной базы в целом. Те отдельные предприятия, которые производят сегодня конкурентоспособную военную продукцию, реализуют ее на зарубежных рынках и уже получат заказы на совершенствование данного оружия от иностранных заказчиков, оказываются в привилегированном положении по сравнению с предприятиями, не сумевшими реализовать на внешнем рынке свою продукцию. Чудовищное сокращение закупок оружия российским Министерством обороны делает вывод на внешние рынки фактором резкой дифференциации финансового состояния и перспектив технологического развития всех оборонных предприятий страны. Уже известны возможные варианты исключительно внешнего финансирования новейших образцов оружия.

               Продолжение такой практики означает разделение всей национальной оборонно-промышленной базы на два сектора: стагнирующий, ориентированный на внутренний спрос, и развивающихся, вовлеченный во внешнеэкономические поставки.

- 29 -

 

Поляризация этих секторов угрожает разрывом технологических научно-производственных связей между предприятиями российского ВПК как единого целого, соответственно, утратой потенциала для производства сложных комплексных систем вооружений.

               Отсюда не следует, разумеется, что российскому ВПК вредны международные производственные проекты, но опасно диспропорциональное несбалансированное развитие его отдельных отраслей, наметившееся в последние годы в связи с либерализацией внешнеэкономических связей.

               Второй вариант интернациональной интеграции отечественной оборонной промышленности более адекватно отражает интересы технологической безопасности страны. Он связан с подключением российских оборонных компаний к международным проектам в качестве ведущих подрядчиков, сосредоточивающих у себя разработку ключевых технологий передовых систем вооружений, выступающих в роли головных контакторов интернациональных “команд” - исполнителей.

               Для успешной внешнеэкономической интеграции отечественного ВПК, чтобы эффективнее реализовать продуктивные тенденции международного сотрудничества, необходимо выполнение двух важных условий. Во-первых, пора наконец-то не на словах, а на деле сформировать промышленную стратегию, основой которой должно стать образование крупных диверсифицированных оборонных компаний-концернов на основе межотраслевой интеграции военного производства. Существующие ФПГ в оборонной промышленности на сегодняшний день не соответствуют организационным структурам ведущих западных военных компаний. Без сосредоточения финансовых и технологических ресурсов в руках крупного разработчика-производителя равноправная конкуренция с ведущими западными концернами невозможна.

- 30 -

               Во-вторых, крайне важно осуществлять грамотную государственную политику в области координации международных военно-технических связей. Конкретнее, соответствующим государственным структурам нужно активизировать работу по лоббированию интересов отечественных оборонных компаний на мировой арене в качестве головных исполнителей на базе имеющегося передового задела в некоторых отраслях военной промышленности (прежде всего – ракетная техника, авиационно-космические системы, бронетанковое оружие). При этом следует иметь в виду, что наиболее предпочтительными партнерами здесь выступают на американские, а европейские и азиатские фирмы. Амбициозность американских компаний, основанная на военно-технологическом лидерстве, изначально обрекает на неудачу попытки добиться хотя бы равноправных условий совместных проектов для российских “оборонщиков”. Поэтому, решая неотложную проблему выбора партнеров по интеграции, следует обратить внимание на технологически развитые европейские концерны (вставшие на путь беспрецедентных слияний и бросающие вызов американскому доминированию) и на быстрорастущие азиатские фирмы.

               В оборонной промышленности РФ в настоящее время сложилась крайне тяжелая, близкая к критической ситуация. В целом уровень производства для военных нужд составляет менее 5% от уровня 1990г. Такое резкое падение не может не вызывать тревоги. Спад промышленности. За период 1990-1995 гг. реальные расходы на закупки ВВТ сократились в 16 раз (в долларовом эквиваленте со 130 млрд. До 8 млрд. долл.), на НИОКР – в 12 раз (мс 60 млрд. до 5 млрд. долл.) [9,6]. Для сравнения – США в нынешнем году тратят на закупки техники 42 млрд. долл., на НИОКР – 35 млрд. долл.[9,7].

- 31 -

 

               За спадом промышленного производства стоят простои производственных мощностей, их низкая загрузка и, как следствие, отток кадров из “обороны”. Снижение численности работников идет в основном за счет высококвалифицированных и молодых кадров, не довольных низким уровнем оплаты труда. Сегодня более половины персонала оборонных предприятий составляют пенсионеры и работники предпенсионного возраста.

               Среднемесячная заработная плата одного работника в сфере ВПК составляет около 65% от средней по России, и менее 60% от средней по промышленности [3,113].

               Продолжение политики минимального государственного финансирования оборонных предприятий, подталкивающей их к вынужденному переходу на выпуск народнохозяйственной продукции, может привести к неконтролируемому даже со стороны руководства предприятий распаду наиболее важных для страны разработок, технологий и производств. Этот процесс фактически уже начался и продолжает набирать силу.

               Существует понятие критического потенциала национальных НИОКР, который оценивается долей расходов на НИОКР в ВВП государства, не меньшей 2,5-3,0%. На протяжении ряда лет этот показатель, по реально выделенным ассигнованиям, снижался и составлял (%); в 1991г. – 1,03; 1992 – 0,5; 1993 – 0,52; 1994 – 0,47; 1995г. – 0,41 [8,81].

               Следует учесть, что серьезный удар по ВПК страны нанес, конечно, распад СССР. Значительная часть конструкторских бюро и заводов оказалась за пределами России. Достаточно упомянуть только сферу разработок и изготовления ракетной техники и систем управления ею, важнейшие предприятия которой остались в Украине (Днепропетровск, Киев, Харьков), Белоруссии, Казахстане, Прибалтике,

- 32 -

 

других странах СНГ. Восстановить в полной мере требуемую кооперацию за счет своих сил и средств России пока не удалось.

               Предлагавшиеся в последнее время меры по выходу из сложившегося положения следует признать малоэффективными. Основные из них две: финансирование предприятий “оборонки” за счет экспорта вооружений; выделение приоритетных работ с полномасштабным финансированием занятых в них предприятий.

               Первая из указанных мер недостаточно эффективна потому, что в условиях продолжающейся в стране политической и экономической нестабильности трудно ожидать серьезных международных сделок на поставки нашего вооружения, которое должно обслуживаться нами в течение всего жизненного цикла, исчисляемого 10-20 годами. Наиболее выгодные рынки сбыта вооружений уже заполнены в основном нашими конкурентами. Хотя экспорт оружия способен создать временное облегчение для отдельных ОКБ и предприятий, в целом это вряд ли обеспечит должную поддержку обороной промышленности и не может рассматриваться как основной источник ее финансирования.

        Что касается политики приоритетов, то при сегодняшней системе управления, лоббирования видов ВС и промышленности, отсутствия ясной военной доктрины и финансовой предсказуемости не предоставляется возможным выдерживать в течение всего запланированного времени и в полной мере финансовую поддержку выделяемых предприятий и разработок. Препятствиями являются и сложность достижения в Министерстве обороны и ВПК единых взглядов на приоритеты, и объективные трудности по поддержанию остальных (неприоритетных) предприятий на минимально необходимом уровне социально-экономических условий их существования, и другие факторы.

                   

- 33 -

 

               Таким образом, для вывода российской обороной промышленности из тяжелейшего кризиса требуются более решительные

и глубокие меры.

 

                   

 

 

- 34 -

 

Заключение

   Для России все актуальнее становится развитие военно-экономических связей со странами дальнего зарубежья. Однако в последнее время изменяется, причем не в лучшую сторону, характер военно-экономических отношений с западными странами, особенно с США. Если для периода холодной войны было характерно открытое и интенсивное противоборство двух блоков, то после ее окончания стали намечаться новые формы военно-экономического сотрудничества между ними, включая оказание финансовой помощи со стороны США в осуществлении конверсии и разоружения.

   Однако опыт показывает, что США при этом достаточно откровенно проводят целенаправленную политику, ориентированную, с одной стороны, на всестороннее ограничения военно-экономических возможностей России, а с другой – на всемирное укрепление собственного военно-экономического потенциала. Об этом убедительно свидетельствуют военно-экономические аспекты расширения НАТО, различные меры по вытеснению России с мировых рынков оружия, введение под надуманными предлогами санкций против российских предприятий и организаций, использование совместных проектов для выкачивания научно-технических и производственных секторов и т.д. Все это требует от России выработки и проведения в жизнь четкой и твердой политики с сфере внешних военно-экономических отношений.

   В первые десятилетия 21 в. главная задача, стоящая перед военной экономикой во всех странах, будет по-прежнему заключаться в обеспечении вооруженных сил новейшими вооружениями и военной техникой. Однако одновременно все более масштабной, особенно для

- 35 -

 

стран, накопивших огромные военные арсеналы, будет становиться задача уничтожения и утилизации вооружений, а также устранения или,

по крайней мере, смягчения экологических последствий военной и военно-экономической деятельности. Первая задача сопряжена с соперничеством между странами, в то время как вторая все настоятельнее требует их сотрудничества. В этих условиях, все более важное значение для всех стран, будет приобретать выбор разумной, адекватной новым условиям военно-экономической стратегии и политики.        

-36-

 

Приложение.

Таблица 1

 

Динамика объемов поставок основных видов обычных вооружений за период 1986-1996гг. (млн. долларов США в ценах 1990 года).

 

Год Объем поставок обычных видов оружия (млн.долларов)
  1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   44185   38055   37360   30899   26494   24840   26444   21820   23189   22980

[5,99]

 

 

-37-

Таблица 2

 

Валовая стоимость сделок по слияниям и поглощением в аэрокосмической промышленности США.

 

Годы Валовая стоимость сделок (млрд. долларов)
  1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   3,6   2,6   1,0   1,7   5,9   8,5   16,1   13,1

[14,93]

 

-38-

 

Таблица 3

Экспорт оружия

(млн. долларов в ценах 1990 года)

 

Страны

Годы

 
1988 1989 1990 1991 1992
  США   СССР/Россия   Франция   Великобритания   Германия   Нидерланды   Швеция   Италия   Испания   12204   14658   2403   1704   1241   626   606   693   235   11848   14310   2846   2710   814   525   375   237   608   10822   9724   2129   1456   1677   226   221   185   83       11666   4448   820   801   2530   365   101   163   50   8429   2043   1151   952   1928   305   113   335   37
Всего 40034 38133 29972 24470 18405

[12,27]

 

 

-39-

 

Таблица 4

 

Ведущие поставщики основных видов обычных вооружений.

(млн. долларов в постоянных ценах 1990 года)

 

Страны

Годы

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
  Всего 30 ведущих экспортеров   В том числе   США   СССР/Россия   Германия   Великобритания   Франция   КНР   Нидерланды   Италия   30891   10648   10459   1656   1509   2220   1245   267   287   25819   12568   4657   2520   1143   1071   1104   453   360   24840   14187   2918   1527   1315   1302   883   333   434   26444   14270   3773   1727   1300   1308   1234   395   447   21820   12029   763   2448   1346   971   718   581   330   23189   10972   3505   1549   1568   785   949   430   337   22980   10228   4512   1464   1773   2101   573   450   158

[15,61]

 

 

-40-

 

Таблица 5

 

Оборонные расходы развитых стран мира на 1997 год.

 

Страны Россия США ФРГ Франция Великобритания Италия
  Объем ВНП,млрд.долл.   446   7140   2140   1400   1133   1100
  Гос.бюджет,млрд.долл.   91   1612   300   268   374   406
  Оборонныерасходы,млрд долл.   16,7   268   36   43   34   21
  Оборонные расходы на душу нас-ления млрд.долл     113     1054     430     739     575     351
  Расходы на НИОКР и закупки ВВТ,млрд.долл.   3,5   90   5,8   15,2   13,0   2,8
  Доля оборонных расходов ВНП,-%   3,5   3,9   1,8   3,2   3,2   1,9
  Доля оборонных расходов в гос.бюджете,-%     18,3     18,0     12,2     16,7     9,4     5,0
  Доля расходов на НИОКР и закупки ВВТ в гос.бюджете,-%     21     34     16,3     35     38     13,3

[13,2]

 

 

-41-

 

Таблица 6

 

Финансирование гражданских коммерческих программ в некоторых странах мира (млрд. долларов).

 

 

Годы

 

Страны

США (финансирование НАСА но без затрат на аэронавтику) Россия Франция Япония Германия Китай Индия
  1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   10,10   12,14   13,00   13,20   13,10   13,00   12,50   12,40   3,28   2,50   0,02   0,05   0,18   0,38   0,32   0,65   1,15   1,65   1,74   2,00   1,84   2,12   2,10   -   1,20   1,11   1,26   1,47   2,05   2,10   2,10   -   0,48   0,91   0,92   1,30   1,33   1,00   0,97   -   1,50   1,40   1,20   1,30   1,35   1,50   1,50   -   0,24   0,17   0,20   0,20   0,23   0,25   0,28   0,33

[13,4]

 

-42-

 

Таблица 7

 

Мировое производство коммерческих спутников связи для запуска на низкие орбиты.(оценка и прогноз).

 

  Годы   1995   1996   1997   1999   2000   2005
Колличество произведенных спутников,шт.   80   140   130   60   62   105

[13,4]

 

-43-

 

Таблица 8

 

Мировой космический рынок в 1990-1996 годах.

 

  Коммерческий рынок (заказные спутники связи и стоимость их запуска), млрд. долларов текущих ценах Госзаказы (военные и гражданские спутники), млрд. долл. в текущих ценах
  США (включая Канаду)   Страны Западной Европы   Страны АТР(включая Индию)   Латинская Америка   Ближний Восток   Международные операторы спутников (“Интелсат”, “Инмарсат” “Пансат” и “Орион”).   2,5   1,5   4,3   1,1   1,0     2,95   85   20   6,7   0,6     0,1

*- Включает закупки космических аппаратов, ракет-носителей и оплату услуг потребителям, но без наземного оборудования. (Не включены данные по КНР, СССР/России).

**-По данным правительства США, не 85, а 110 млрд. долларов (с учетом 35 млрд. долларов контрактов и оплаты услуг по космической станции “Альфа” и проекту “Шаттл”).

 

[13,2]

 

-44-

 

Таблица 9

 

Финансирование космических программ некоторыми странами мира.

 

  Страны Всего на космические программы, млн. долл. Доля затрат на гражданскую космическую деятельность в общем объеме финансирования
  США   Япония*   Франция   Китай   Германия*   Италия   Великобритания   Канада   Индия   29900   2500   2300   1950   916   580   500   430   290   52   -   72   50   -   91   50   82   66

 

*- Япония и Германия не выделяют в общем объёме финансирования долю средств на гражданскую космическую деятельность. В этих странах оба вида деятельности не разделены.

 

[13,3]

 

-45-

 

Таблица 10

 

Объём продаж 100 ведущих производителей военной продукции

(млрд. долларов, в текущих ценах; В скобках –доля от суммарных продаж, %)

 

 

Страны

Годы

1991 1992 1993 1994 1995
  100 компаний   США   Западноевропейские страны ОЭСР   В том числе   Франция   Великобритания   Германия   Италия   Другие страны*   178,8(100,0)   108,9(60,9)     58,6(32,8)   21,4(11,9)   18,4(10,3)   8,7(4,9)   5,6(3,1)   11.3(6.3)   167,7(100,0)   99,9(56,6)     56,6(30,6)   22,0(13,1)   16,6(9,8)   8,4(5,0)   5,3(3,2)   11,2(6,7)   151,1(100,0)   97,4(62,4)     47,8(33,7)   18,8(12,0)   14,3(9,2)   8,1(5,2)   2,8(1,8)   12,3(8,3)   148,1(100,0)   89,3(60,2)     46,6(31,5)   16,7(11,3)   15,6(10,5)   7,4(5,0)   2,7(1,8)   12,3(8,3)   154,4(100,0)   87,7(57,0)     53,0(34,4)   20,4(13,2)   17,7(11,5)   7,8(5,1)   3,3(2,1)   13,3(8,6)

*- Сюда включены Япония (ОЭСР),Канада (ОЭСР), Израиль, Индия И ЮАР. В Данные 1995 года включена также Турция (ОЭСР).

[15,57]

-46-


Несколько стран импортеров военной техники США.


*Подчеркнутые полосами страны, являются странами-импортерами.

 

-47-

 

*Подчеркнутые полосами страны, являются странами-импортерами


-48-

* Подчеркнутые страны, страны-импортеры.

            Список стран импортеров военной техники США.

Бельгия                                  Лаос

Бразилия                               Люксембург

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...