Раздел 2 познавательная сфера
Большой глаз Цель: развитие зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: 7-10 предметов (картинок). Описание игры: предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд — дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2—3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка. Комментарий: как вариант можно предложить убирать какую-либо игрушку, выставлять их на вертикальной стойке (попросить, чтобы назвали порядок расположения игрушек сверху вниз и снизу вверх). Если игрушки стоят на горизонтальной плоскости, можно предложить детям называть их справа налево и наоборот. Поиск Цель: развитие зрительной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предме- ты (или все синие). Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя. Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Все вместе (И. В. Дубровина) Цель: развитие межполушаркого взаимодействия, координации, умения распределять внимание.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 7-8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: книга с иллюстрациями, лист бумаги, ручка или карандаш. Описание игры: в течение 1 минуты ребенок должен левой рукой листать книжку с картинками, а правой рисовать цифры или чертить геометрические фигуры. Комментарий: игра достаточно сложна для детей. Поэтому на первых этапах необходимо предлагать им выполнять одновременные действия в медленном темпе, постепенно его увеличивая. В процессе игры может наблюдаться эффект «соскальзывания», когда ребенок начинает выполнять только одно из действий. В такой момент ему необходимо напомнить, что по правилам он должен одновременно листать книгу и рисовать. Спичечный узор Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: двое. Необходимые приспособления: три спички. Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повто- рить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата (сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают. Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала делать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру. Аквариум (Т. Зинкевич-Евстигнеева) Цель: развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 1—2, не более. Необходимые приспособления: миска с водой, пуговицы. Описание игры: в миску кладут 2—3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы — рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально. Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить. Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т. д. Как добраться до цели? Цель: развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество и,гпп.юпп1У по Р\г, Необходимые приспособления: карта острова или города, фишки. Описание игры: взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку солдатика), «высаживается на остров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперед?» — и т. д. Цель игры — задать как можно меньше вопросов и найти «клад». Комментарий: для игры можно использовать настоящие географические карты. Так в игровой форме можно познакомить ребенка с понятием «география». Интересно играть, нарисовав волшебный город с улицами и дворцами, а в нем спрятать принцессу или какой-то сказочный предмет. По ходу «поисков» можно сочинять сказки. Поэтому игра интересна и сама по себе, но не менее интересна и подготовка к ней. Слова-накладки Цель: развитие речевой активности, словотворчества. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого. Комар + Марка = Комарка Зебра + Ракушка = Зебракушка Дерево + Ворона = Дереворона
Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают. Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. Он был создан в процессе изучения творчества Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее знаменитого кота). При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации. Отгадай число (Ю. Гурин) Цель: развитие мышления. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: двое. Описание игры: один из игроков загадывает число (от 1 до 16), а второй должен, задавая вопросы, отгадать его. Цель второго игрока — задать как можно меньше вопросов. Ответы на вопрос могут быть только односложными — «да» или «нет». Комментарий: взрослый должен знать, что вполне реально отгадать число от 1 до 16, задав не более четырех вопросов. Ребенку не стоит подсказывать стратегию вычисления, его радость будет неописуемой, когда он САМ догадается, как это можно сделать!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|