Античная философия на раннем этапе.
Первые, философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. Милетская школа известна как первая философская школа. На первом месте стоит вопрос о сущности мира: из чего все? Основу мира они видят в определенном материальном принципе. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и наивная диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. Фалес из Милета жил приблизительно в 640-562 гг. до н. э. Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э., он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых. Основой всего сущего – архэ – Фалес считал воду. Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежен» этой первоматерии (диалектическое понимание). Земля в форме диска плавает в бесконечной воде. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н. э.). Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.
Он утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное – апейрон. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Анаксимен (585-524 до н. э.). Первоосновой мира он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Гераклит Эфесский основой всего считает огонь. Огонь является для него символом динамики развития, постепенности постоянных изменений: мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Гениальны наблюдения, направленные на постижение значения принципа единства и борьбы: 1)универсальность развития (его источником, как мы видели, является борьба противоположностей); 2)центральный принцип все течет (панта реи). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным материализмом. 3) Бесконечность материи, несотворимость и неуничтожимость. Большое значение во взглядах Гераклита придается детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений). Все, согласно ему, правится судьбой, или необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности-закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос. Единственной мудростью, по Гераклиту, является Логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос существуют объективно, поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной.
Все состояния и свойства мира всегда релятивны: «Море наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна и полезна, для людей грязна и губительна». Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением». Элейская школа Ксенофан из Колофона (565-470 до н. э.) считается идейным предшественником элейской школы. Философ впервые высказывает атеистические взгляды. Бог – мир во всей его целостности. Ксенофан понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. Такое объяснение ведет к атеистическим выводам. Основа его онтологии – «единое» – совершенное, единое бытие. Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540–470 до н. э.). Ему принадлежит труд «О природе». Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением, опирающимся на чувственное познание. По Пармениду, существует только бытие. Небытие философ отождествил с пустотой. Но пустых промежутков нет, все заполнено веществом, значит, небытия нет. Бытие неизменно, неподвижно, вечно. В этом проявляется тяготение философа к материалистическому объяснению сущего.
Зенон Элейский. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и чувствами. В своих онтологических взглядах он однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Первая из апорий названа дихотомией (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т. е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели, должен сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек. Вторая апория «Ахиллес и черепаха» показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание, если оно вышло в путь раньше его. Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на определенный отрезок. Апория «Летящая стрела покоится» утверждает, что путь стрелы – это сумма точек, в каждой из которых стрела находится в состоянии покоя. Получается, что путь стрелы – это сумма покоев. Движение рассматривается здесь не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения. Пифагорейцы Пифагор происходил с о. Самос, жил между 584 (582)–500 гг. до н. э. Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики (теорема Пифагора). Он исследует и взаимоотношения чисел. Пифагорейцы полагают основными первые 4 числа арифметического ряда – 1, 2, 3, 4. Этим числам соответствуют: точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих чисел дает число 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению,– число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.
Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам. Религиозные взгляды пифагорейцев весьма тесно связаны с их политической ориентацией. То же можно сказать и о понимании ими морали. Она была обоснованием определенной социальной гармонии, опирающейся на абсолютное подчинение демоса аристократии. Атомизм Представители: Левкипп (ок. 500–440), Демокрит (ок. 460–370 до н.э.). Атомисты признавали бесчисленные, постоянно движущиеся элементы – атомы, имеющие множество форм, так как вещи постоянно возникают и изменяются. Единственное, что существует,– атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Существование пустоты делает возможным движение атомов. Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми. Концепция атомизма содержит представление о неуничтожимости и несотворимости материи – атеизм. Атомы, т. е. неделимые, из-за плотности тела движутся в бесконечной пустоте. При этом они сталкиваются друг с другом, благодаря этому они соединяются, и из этого возникает все то, что есть и что мы видим. Движение атомов вечно. Механическое движение, таким образом, присуще атомам и передается столкновением, и движение в этом понимании является основным источником развития. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования случайности. Левкипп и Демокрит придавали чувственному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем первую и основную предпосылку всякого дальнейшего познания. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму, не противоречит его целостной материалистической ориентации. И мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает вполне материалистически. Душа является совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную, т. е. шаровидную, форму, поэтому душа смертна, погибает вместе с телом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|