Для студентов заочной формы обучения
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Центральный филиал
Кафедра уголовно-процессуального права
Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности»
Воронеж – 2014
Автор: Баева Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно- процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» Рецензенты: Ефанова В.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности Воронежского государственного университета, доцент Дорофеева В.Ю., кандидат юридических наук, адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности» Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 30 августа 2011 года) Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 сентября 2011 года) Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2012 года)
Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 августа 2013 года) Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2014 года)
© Баева Н.А.,2014 © Российская академия правосудия, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………......4 Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………....8 Тематический план………………………………………………………….........9 Программа курса…………….…………………………………………….…….11 Планы семинарских занятий………………….……………………………..….14 Планы практических занятий…………………………………………………...19 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя ………………………………..……….................27 Контрольные задания …….…………………………………………...………...30 Литература………………………………………….……………………..…..…40 Вопросы к зачету………………………………………………………………...47
Введение Проблема обеспечения конституционного права личности на получение квалифицированной юридической помощи в современный период развития государственно-правовых институтов в России является одной из наиболее значимых. Исключительно важным для позиционирования изменившихся подходов к целям уголовно-процессуальной деятельности, закрепленным в ст.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года, в рамках которой наиболее остро по объективным причинам затрагиваются права личности, явилось определение назначения современного российского уголовного судопроизводства как равнозначной системы защитных мер: прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Закрепив на законодательном уровне принцип состязательности сторон, обозначив, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела по существу отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или должностное лицо, законодатель фактически определил неизбежность профессионального взаимодействия сторон в рамках уголовно-процессуальной деятельности, генезис которой заключается в диаметральной противоположности их функциональных задач и необходимости разрешения дела. Формирование знаний, умений и навыков у студентов, получающих квалификацию магистр юриспруденции, в качестве неотъемлемого компонента предполагает обучение навыкам профессиональной деятельности, которой предстоит заняться по окончании ВУЗа, формирование профессиональных компетенций, непосредственно связанных с широким спектром юридических профессий. Юридическое образование, включая программы повышения квалификации, должно способствовать решению стоящих перед государством задач по обеспечению гарантированного права на получение квалифицированной юридической помощи. В курсе «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» рассматриваются социальные предпосылки возникновения и развития института правозащиты, этапы развития Российской адвокатуры, современное состояние адвокатуры как института гражданского общества; комплексно излагаются концептуальные основы уголовно-процессуальных, психологических и тактических (криминалистических) аспектов адвокатской деятельности, этические стандарты адвокатской деятельности, особенности публичной речи и ораторского искусства адвоката; анализируются положения действующего уголовно-процессуального законодательства и законодательства об адвокатуре, выявляются пробелы и коллизии в правовой регламентации статуса адвоката и адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве России. Цель курса – подготовка магистров, обладающих профессиональными компетенциями в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в уголовном судопроизводстве. Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучающимися сущности процессов становления и развития правозащиты в России, социальной значимости профессии адвоката в правовом демократическом государстве; воспитание у студентов гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня общей и правовой культуры; формирование понимания необходимости организации и функционирования судебной системы в соответствии с принципами, закрепленными в законодательстве; выработка навыков творческого анализа государственно-правовых явлений, институтов и норм, правильного их применения в процессе практической деятельности, связанной, прежде всего, с защитой нарушенных прав; формирование у обучаемых умения исследовать нормативно-правовые, нормативные акты, обстоятельства дела и давать им аргументированную правовую оценку. К ряду первостепенных задач курса относятся также усвоение студентами теоретико-правовых основ данной учебной дисциплины, создание у обучающихся прочной системы знаний о сущности и содержании защитной деятельности, предназначении адвокатуры в Российской Федерации, ее роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения прав и свобод личности.
В результате освоения курса «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» студенты должны знать: международно-правовые и конституционные принципы защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве; социальные предпосылки возникновения, роль и место адвокатуры в правоохранительной системе государства; правовые основы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации; принципы организации и деятельности адвокатуры; предмет профессиональной защиты в современном уголовном процессе России; содержание правового статуса адвоката в уголовном судопроизводстве; этические стандарты профессиональной защиты; научно-теоретические основы деятельности адвоката; способы защиты прав и интересов доверителя; стандарты процессуальных действий адвоката; особенности профессиональной защиты от обвинения в совершении преступлений отдельных видов;
уметь: анализировать государственно-правовые явления, институты и нормы; правильного применять правовые нормы в процессе практической деятельности; исследовать нормативно-правовые, нормативные акты, обстоятельства дела и давать им аргументированную правовую оценку; формировать правовую позицию по делу; оценивать судебную перспективу дела. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Судебная защита прав граждан в уголовном судопроизводстве» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): в правоохранительной деятельности: — готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); — способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); в экспертно-консультационной деятельности: — способностью квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в сфере судебной защиты прав граждан (ПК-7); — способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере судебной защиты прав граждан (ПК-8); в научно-исследовательской деятельности: — способностью квалифицированно проводить научные исследования в области уголовно-процессуального права (ПК-11); в педагогической деятельности: — способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). Выпускник должен владеть: методикой творческого исследования уголовно-процессуальных явлений, институтов и норм; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой нарушенных прав граждан и юридических лиц в уголовном судопроизводстве; методикой формирования аргументированной правовой оценки защитной ситуации, формирования правовой позиции по делу; навыками публичного выступления. Учебный курс рассчитан на два семестра, итоговой формой аттестации является зачет. Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план для студентов заочной формы обучения
Программа курса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|