Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Научно-теоретические основы деятельности адвоката в уголовном процессе




Интерактивное занятие в форме обсуждения конкретной практической ситуации.

Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на группы по два человека. Преподаватель оглашает задачу, раздает карточки с текстом практической ситуации и заданием к ней.

 

Возвращаясь домой, И.Е.Кольцова подверглась нападению. На третьем этаже лестницы Кольцову до­гнал неизвестный человек, сбил ее с ног и, вырвав сумочку, в которой находилась полученная в тот день пенсия, скрыл­ся. Никаких примет преступника потерпевшая не могла на­звать, но его быстро нашли: убегая, он уронил библиотечную книгу «Железная пята» Джека Лондона; по формуляру установили абонента. Им оказался четырнадцатилетний школьник Виктор Сергачев. Сергачев признал себя виновным. Показания Сергачева и Кольцовой имеют явные противоречия. Соседка Кольцовой, видевшая выбегавшего из подъезда, обратила внимание на несоответствие его роста и телосложения росту и телосложению Сергачева, но, при этом, она опознала куртку, в которую был одет Сергачев. Мать Сергачева, у которой, кроме Виктора, есть старший сын от первого брака, тоже подросток, обратились к адвокату.

 

Задание к задаче.

1. Проведите беседу с лицом, обратившимся к вам за юридической помощью, уточнив необходимые для дела обстоятельства.

2. Сформулируйте основные требования доверителя.

3. Определите наличие или отсутствие правовой позиции по делу.

4. Укажите лиц, участвующих в деле.

5. Определите круг доказательств по делу.

6. Оцените судебную перспективу дела, применив метод «Дерево решений».

 

Игровой этап: студенты обсуждают ситуацию в парах, следуя предложенному заданию, используя элементы ролевой игры.

Подведение итогов: ведущий обобщаетрезультаты обсуждения, обращая внимание на позитивные и негативные стороны работы каждой пары.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

 

Основная:

Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А.Воскобитовой. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –

 

Дополнительная:

Зашляпин Л.А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности: прелиминарный аспект / Л.А.Зашляпин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.- С.139-172.

Конин В.В. Процессуальные и тактические аспекты деятельности защитника в состязательном процессе / В.В.Конин. – М.: Юрлитинформ, 2009.- С.7-83.

Быков В.М. Назначение следователем дополнительной или повторной судебной экспертизы по ходатайству участников со стороны защиты или потерпевшего // Адвокатская практика. 2013. N 2. С. 16 - 18.

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Судо­производство с участием присяжных заседателей

Интерактивное занятие в форме ролевой игры

 

Подготовительный этап. Студенты выбирают одну из задач и заранее готовят выступление продолжительностью 7-9 минут. В процессе подготовки защитительной речи следует обратить внимание на:

1) цели и задачи стороны защиты;

2) способы осуществления поставленных задач, их законность и этичность;

3) возможный конфликт интересов;

4) коммуникативные качества речи.

Задача №1. Учащийся девятого класса Виктор Абрамов обвинялся в том, что, находясь в состоянии душевного волнения, тремя выстрелами из охотничьего ружья убил своего отца. Убийство было следствием длительных, травмирующих переживаний, вызванных грубым насилием и тяжкими оскорблениями со стороны отца по отношению к сыну, его матери и сестре. В день убийства отец Виктора пришел домой пьяным, стал дебоширить, сквернословить, выгнал жену, посылая ее продать кожаное пальто. Из показаний Абрамова: «Я взял ружье, отец пошел в ванную. Был момент, когда я колебался, был момент, когда я думал бежать с этим ружьем, но отец вышел из ванной и пошел на меня. Тогда я произвел один за другим два выстрела. Отец упал. Я постучал к соседям и сказал, что убил своего отца. Вернулся в комнату, отец лежал на полу и хрипел. И не знаю почему, я автоматически перезарядил ружье. … И я выстрелил в третий раз, чтобы раз и навсегда кончить».

 

Задача №2. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем - Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продол­жать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из-за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева по­стучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет».

Горбачев, по его словам, вышел на площадку вто­рого этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. Подсудимый вышел на улицу и вызвал карету скорой помощи. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз подсудимый приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности.

Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного показала: «Я бы­стрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего чело­века».

На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с за­несенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу».

 

Задача №3. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.

Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.

Профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка, утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии.

Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой.

Задание к задачам.

Избрать позицию защиты по делу. Изложить кратко защитительную речь, учитывая, что изложенные в фабулах обстоятельства установлены в ходе предварительного и судебного следствия и защитой не оспариваются.

Игровой этап: студенты выступают с защитительными речами.

Подведение итогов: группа, выступая в роли жюри присяжных заседателей, оценивает соответствие поставленных целей и задач защитника их практической реализации; способы осуществления поставленных задач, их законность и этичность; коммуникативные качества речи.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2001, №52 (ч. I).Ст. 4921.

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (ред. от 22.04.2013)// Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

 

Основная:

Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А.Воскобитовой. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –

 

Дополнительная:

Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Р. Гаррис. – Тула: Автограф, 2001. – С.20-46, 63-79.

Судебные речи известных русских юристов / под ред. М.М.Выдри. – М., 1956. – 687 с.

Судебные речи знаменитых русских адвокатов / под ред. Е.Л. Рожникова. – М.: Гардарика, 1997. – 392с.

Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тула: Автограф, 2000. – 320с.

Ватман Д.П.Судебные речи / Д.П. Ватман; Российская академия правосудия. - М.: Статут, 2006. - 270 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...