Взаимосвязь организационной культуры и эффективности предприятия
На сегодняшний день руководители и менеджеры многих предприятий и фирм проявляют большой интерес к тому, какое влияние организационная культура оказывает на деятельность компании. Связано это с тем, что в организационной культуре стали видеть нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию. Многие ученые пришли к выводу, что лучше всего функционирует фирма с хорошо развитой и сильной организационной культурой. Так ли это на самом деле, мы и попытались выяснить в ходе нашей работы. Организационная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. В практической части нашего исследования мы постарались установить характеристики оргкультуры, влияющие на эффективность предприятия и выяснить, действительно ли существует взаимозависимость между организационной культурой и эффективностью организации. Наше исследование мы проводили в отделе маркетинга НПО «Автоматики». Нами использовались три методики: тест по организационной культуре Р.Ф. Дафта, тест "Пульсар" Л.Г.Почебута для оценки социально-психологических состояний в группе, Анкета «Производительность Предприятия» Дж. Редина. Оценивая социально-психологическое состояние группы с помощью первой методики, мы определили показатели по таким критериям, как: организованность, референтность, активность, интергративность, направленность, сплоченность. Критерии расположены по убыванию степени их выраженности в группе. Также была дана средняя оценка социально-психологического уровня развития группы, в процентном соотношении она составила порядка 64 %. Таким образом, группа является достаточно зрелой, развитой и способна достаточно эффективно выполнять трудовые задания.
Оценивая организационную культуру, мы определили что балл, соответствующий уровню мощности организационной культуры (47), составляет порядка 70 % от максимально возможного. Это свидетельствует о том, что оргкультура в исследуемом нами отделе выше среднего по мощности, то есть отдел характеризуется умеренно сильной организационной культурой, и она в целом способствует адаптации к внешней среде и соответствует потребностям ее членов. По результатам третей методики мы определили эффективность отдела по восьми показателям (эффективная связь с начальством, с подчиненными, с коллегами, авторитет и профиль должности ясно определены, ресурсы, благоприятный климат для ориентации на продуктивность, выгоды, полученные от ориентации на продуктивность, качество информации), и получилось, что почти все показатели находятся выше средней планки. Суммарный показатель эффективности исследуемого нами отдела маркетинга НПО «Автоматики» составил порядка 62 % от максимально возможного. На основании результатов трех методик, мы пришли к выводу о существовании взаимосвязи показателей организационной культуры и эффективности предприятия. В частности мы выяснили, что уровень сплоченности, интегративности и референтности влияет на показатели эффективности связи с коллегами на предприятии; подготовленность членов организации к деятельности взаимосвязана с уровнем обеспеченности организации ресурсами; четкость определения авторитета и профиля в коллективе коррелирует с организованностью в группе. Кроме этого сравнивая результаты, полученные по трем методикам, в процентном соотношении мы получаем следующее: уровень социально-психологического развития группы 64 %, показатель мощности организационной культуры порядка 70 %, уровень эффективности деятельности – 63 %. Таким образов, мы установили соответствие между уровнем развития оргкультуры и эффективностью в отделе маркетинга НПО Автоматики.
В ходе анализа результатов тестирований нами были выявлены недостаточно развитые характеристики в организационной культуре отдела. В связи с этим мы предлагаем свои рекомендации по совершенствованию оргкультуры с целью повышения эффективности работы. Характеристика организованности – одна из наиболее выраженных в исследуемой нами группе. Коллектив отдела маркетинга часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это получается не всегда эффективно. Однако же тенденция к самоорганизации безусловно есть, а это обусловлено амбициозностью сотрудников и их стремлением к власти, подтвержденное ранее проводимыми исследованиями. В связи с этим, мы считаем целесообразным направить амбиции работников в нужное русло, и рекомендуем ввести систему проектной работы, а также проводить конкурсы на лучшую инновационную идею по решению конкретной задачи с поощрением по его окончанию. Такая практика проектной деятельности, конкурсов будет способствовать повышению эффективности в коллективе. Прослеживается огромный пробел в системе обеспеченности ресурсами, а низкие показатели по данной характеристике значительно снижают эффективность деятельности отдела и препятствуют полной реализации потенциала сотрудников отдела. В связи с этим мы рекомендуем уделить внимание технической оснащенности в отделе, в частности, заменить устаревшее оборудование более новым, что позволит уменьшить время остановки работы из-за неисправностей техники и затрат времени на поиск необходимой информации и, соответственно, повысить производительность. По результатам исследования связь работников отдела с начальство в отделе недостаточно эффективна. Для повышения показателя данной характеристики мы рекомендуем усилить обратную связь с руководством: . Руководителю необходимо наладить процесс планирования работы. В частности составлять ежемесячный план работы для каждого работника и всего отдела в целом. Это облегчит процесс оценки эффективности деятельности и исключит пересечение функциональных обязанностей сотрудников отдела;
. Предлагаем руководителю при непосредственных встречах с сотрудниками в начале определенного периода работы (месяца, квартала, полугода и др.) либо в начале определенного проекта обговаривать то, каким образом будет оцениваться эффективность работы сотрудника. По его окончании - предоставлять сотрудникам возможность обсуждать с начальником свою производительность, результаты работы, а также вопросы проблемного взаимодействия в процессе решения поставленных задач; . Среди каналов обратной связи можно использовать анонимные опросы общественного мнения. По итогам нашего исследования мы можем сделать вывод, что организационная культура является очень важным фактором формирования успешной работы организации, так как непосредственно связана с показателями эффективности. Именно человеческий фактор, а соответственно и хорошо развитая, сильная организационная культура является залогом эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|