Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути сохранения и обеспечения ликвидности филиала




 

Как уже отмечалось ранее, выполнять задачу управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны НБ. Во второй главе мы уже отмечали, что банк в целом и анализируемый нами филиал, имеет проблемы в выполнении норматив по краткосрочной ликвидности, а в отдельные периоды и по мгновенной ликвидности. Это говорит о том, что имеются пробелы в управлении ликвидностью и, для предотвращения развития кризиса ликвидности, необходимо совершенствовать механизм и политику управления ликвидностью. Правление банка считает проблемой номер один поддержание ликвидности на уровне, позволяющем обеспечить беспрепятственное прохождение платежей клиентов с минимальными затратами. Филиальная сеть в основном сосредотачивает внимание на получении максимальных доходов, прибыли за счет наращивания активных операций без увязки с ликвидностью, что приводит к негативным последствиям. Возникают сложности с прохождением платежей и для закрытия корсчета банк вынужден прибегать к таким непопулярным мерам, как ограничивать выдачу кредитов. Управление ликвидностью многофилиального банка с разносторонним набором операций достаточно непростая задача. Поэтому ее решение в определяющей степени будет зависеть от того, насколько грамотно и эффективно поставлена работа в филиалах по управлению активами и пассивами, по их сбалансированности по срокам, от состояния собственной ликвидности филиала. Ведь потеря ликвидности филиальной сети может подорвать ликвидность Банка. В процессе управления ликвидностью филиал должен самостоятельно приспосабливаться к меняющимся условиям на рынке: спроса и предложения на валюту, кредиты, другие банковские продукты, на уровень процентных ставок. Он должен ориентироваться в постоянно меняющейся банковской конъюнктуре. Филиал сам, в пределах доведенных лимитов, формирует ресурсную базу, определяет состав активов, прогнозирует движение денежных потоков, управляет состоянием корсчета, принимает решения в пределах полномочий по регулированию ликвидности. Для того чтобы определить пути, приемлемые для управления ликвидностью данного филиала, необходимо сконцентрироваться на особенностях его деятельности и индивидуальных проблемах. Уровень ликвидности филиала зависит не только от его самого, но и от политики проводимой Национальным банком и Правительством, а также экономической и политической обстановки в регионе и республике. Поэтому регулирующее воздействие норм обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, обязательность выполнения индикативных параметров Национального Банка это факторы, которые оказали существенное воздействие на формирование уровня ликвидности.

Следующий немаловажный фактор это то, что филиал участвует в выполнении государственных программ, в частности осуществляет льготное кредитование населения на строительство жилья за счет средств банка. Размещение больших объемов средств в долгосрочные активы вызывает определенные трудности в поддержании сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов.

На рынке банковских услуг филиал конкурирует с банком, занимающим устойчивую стабильную позицию в данном регионе. Особенности деятельности этих двух учреждений обусловлены жестким разделом рынка услуг и клиентуры: филиал, как приемник сберегательного банка в основном обслуживает физических лиц и бюджет, а конкурирующий банк – юридических лиц. Поэтому в структуре привлеченных средств филиала превалируют средства физических лиц, которые отличаются, как более устойчивые, но и более дорогие.

На формирование ликвидности филиала влияет и множество факторов внутреннего характера. Расширение спектра осуществляемых филиалом банковских услуг, таких как обслуживание по картсчетам, потребовало приобретение для этих целей специального оборудования, что повлекло за собой отвлечение значительных средств в неликвидные активы.

Организация управления ликвидностью любого банка во многом зависит от уровня менеджмента и наличия управленческой информационной системы. Необходимо отметить, что в этом отношении у филиала имеются существенные пробелы. Программное обеспечение филиала не позволяет проводить анализ работы учреждения на высоком профессиональном уровне. Сказывается неразработанность программ методом научного управления. Слабо развита система менеджмента по управлению ликвидностью. Уровень подготовки кадров требует их профессионального роста. Не налажена четкая координация действий служб филиала, регулирующих кредитные операции, кассовые активы, привлекающих ресурсы, т.е. воздействующих на уровень ликвидности. Иногда операции совершаются без увязки сроков размещения со сроками привлечения ресурсов. Главный аспект делается на доходность операций с целью получения максимальной прибыли. Необходимо признать, что большое значение в процессе управления активами уделяется кредитным рискам. На предварительной стадии выдачи кредита тщательно изучается платежеспособность заемщиков с привлечением соответствующих служб филиала. Мониторинг осуществляется до полного погашения кредита. В настоящее время филиал предпринимает усилия по диверсификации кредитного портфеля.

Управление пассивами практически ограничивается привлечением средств физических лиц. Слабо задействованы другие источники, в частности средства юридических лиц, которые составляют лишь 12% в общей сумме средств клиентов. На это влияет и качество обслуживания клиентов, которое поставлено не на высшем уровне, и объем предоставляемых услуг, которые необходимо постоянно обновлять. Кроме того существуют разного рода формальности в оформлении документов, которые на наш взгляд излишни или необязательны, но это компетенция НБ.

Не разрабатываются в филиале варианты развития ликвидности в нестандартных, или стрессовых ситуациях, отсутствуют планы непредвиденных обстоятельств. Оценка ликвидной позиции в отличных от нормальных условий необходима для поддержания способности управлять ею при возникновении новых факторов. В итоге в сложившихся экономических условиях, обусловленных внешней средой и рядом проблем внутреннего характера, филиал оказался на пределе своей ликвидности. И мы попробуем дать рекомендации филиалу, которые помогут повысить эффективность управления ликвидностью филиала.

Во-первых - необходимо улучшить структуру управления ликвидностью. Должен быть четко отлажен в филиале сам механизм управления ликвидностью. Этот механизм должен включать стратегию ежедневного управлению ликвидностью и соответствующую политику, и процедуру по ограничению рисков ликвидности (положение). Положение согласуется со всеми заинтересованными службами филиала и утверждается руководителем филиала. Оно должно излагать основные подходы в вопросе управления ликвидностью филиала и определить количественные и качественные цели. Важно чтобы была ясна и согласована политика в таких специфических аспектах, как состав активов и пассивов, оценка конкурентоспособности активов, подход к управлению ликвидностью в различных валютах, предпочтения (приоритеты) в использовании банком определенных инструментов поддержания ликвидности. Так как фактически каждая финансовая сделка или обязательство имеют значение для позиции ликвидности, поэтому те службы филиала, которые осуществляют операции, оказывающие воздействие на ликвидность, должны знать стратегию ликвидности и работать в строгом соответствии с ней. При этом они должны четко представлять, как другие риски, включая кредитные, рыночные и операционные воздействуют на общую ликвидность банка. Кроме того, должны быть определены границы полномочий и ответственность персонала при управлении риском ликвидности и назначен ответственный за управление общей ликвидностью. Во-вторых - такой механизм должен включать в себя и адекватные информационные системы измерения, контроля и сообщения о риске ликвидности. Поэтому следующим вопросом, над которым, как нам полагается, необходимо поработать филиалу это создание сильной управленческой информационной системы.

Совершенно очевидно, что управление ликвидностью - это, прежде всего анализ и принятие решений на основе полученной информации. А от методов формирования информационной базы, обработки и анализа информации, характеризующей деятельность банка, зависит и качество управления им. Существующая система получения и обработки информации в филиале не соответствует современным требованиям, необходимым для качественного анализа и принятия решений по управлению ликвидностью. Дело в том, что эксплуатируемые программные комплексы по различным направлениям деятельности реализованы не в виде одного модуля, а виде разнородных АРМов. Половина из них разработана департаментом информационных технологий ОАО «АСБ Беларусбанк», а остальные другими разработчиками: ООО «Софтклуб», ЗАО «Мебиус» и др. Система автоматизации банковских процессов в разных АРМах, разработанных разными разработчиками на разном программном инструментарии - чаще информационно не связана между собой, что не позволяет интегрировать информацию в единую базу. При финансовом планировании, управлении активами и пассивами, анализе относительных показателей необходимо извлекать информацию из разнородных систем. В результате требуется ручной труд для обновления и консолидации отчетной информации. Менеджеры не имеют непосредственного доступа к обобщенной текущей информации в режиме реального времени, чтобы проводить эффективное краткосрочное управление. Но это проблема не только филиала, а в целом банка. Консолидация данных в головном офисе осуществляется путем передачи информации из локальных систем обработки информации, сформированных в филиале. На это, во-первых, необходимо некоторое время, а во-вторых, информация является не динамичным инструментом анализа, а носит уже статичный характер. Поэтому проблема модернизации существующей системы автоматизации процессов актуально не только в аспекте филиала, но и всего банка, которую надо решать в первую очередь. Необходимо отметить, что ОАО «АСБ Беларусбанк» в настоящее время поставил задачу и работает над созданием новой интегрированной централизованной автоматизированной банковской системы (АБС). Реализация данного проекта осуществляется поэтапно и планируется, что к 2011 году банк перейдет на централизованную IT-систему. Предполагается, что она позволит повысить оперативность и эффективность управления, снизить риски, обеспечить финансовую прозрачность, существенно снизить операционные расходы. Надеемся, что внедрение новой АБС будет включать интегрированные подсистемы, которые позволят решать задачи в области управления ликвидностью:

оперативный анализ ликвидности;

прогнозирование состояния ликвидности;

управление рисками ликвидности;

моделирование различных сценариев развития ликвидности;

оценка эффективности принимаемых решений; контроль выполнения поставленных целей. Но внедрение новой АБС потребует и совершенно другого уровня менеджмента. Поэтому следующей задачей стоящей перед филиалам должно стоять повышение профессионального уровня менеджеров. Важное значение имеет соответствие квалификации специалистов современным требованиям и технологиям. Как свидетельствуют аналитические данные - на сегодняшний день уровень квалификации кадров филиала только на 60% соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам системы ОАО «АСБ Беларусбанк». Руководство филиала должно уделить серьезное внимание вопросу повышения уровня квалификации кадров через участие на курсах, семинарах, путем переподготовки и обучению в ВУЗах. В-третьих - необходимо иметь систему измерения потребностей ликвидности. Одним из ключевых моментов в работе по управлению ликвидностью является оценка ликвидной позиции. Для адекватного управления ликвидностью необходимо организовать в филиале процесс постоянного (ежедневного) контроля и измерения потребностей ликвидности. Прогнозирование ликвидной позиции должно осуществляться не только на краткосрочный период – ежедневно, но и на среднесрочный период – неделя, месяц и т.д. Прогнозирование ликвидности филиала на краткосрочной период - сужено до рамок ежедневного прогноза состояния корреспондентского счета. Оценка ликвидности на среднесрочный период определяется ежемесячно только при расчете нормативных коэффициентов ликвидности. При оценке ликвидности филиала методом расчета коэффициентов было установлено отклонение показателей краткосрочной ликвидности от нормативных значений. А также выявлены существенные несоответствия активов и пассивов по срокам размещения. Это уже должно насторожить руководства филиала в том, что он может столкнуться с проблемой ликвидности в будущем. Поэтому для филиала важно иметь оценку и прогноз именно будущих финансовых потребностей, чтобы контролировать свою позицию ликвидности в более отдаленных периодах.

Учитывая, что коэффициентный метод дает только приближенную оценку ликвидности, так как базируется только на данных баланса и сведениях о внебалансовых обязательствах филиала, необходимо использовать другой метод, который позволит выполнить анализ динамики доходов и расходов филиала, своевременности возврата кредитов, а также оценить объем ресурсов, которые филиалу необходимо заимствовать у головного банка. В данном случае можно порекомендовать филиалу использовать метод анализа денежных потоков. Это поможет выявить существенные разрывы финансирования в отдаленных периодах и тогда еще есть возможность приложить усилия для заполнения этих разрывов, соответствующим образом воздействуя на сроки заключаемых сделок. Сбор данных относительно отдаленных периодов максимизирует возможности для закрытия разрыва заранее до его проявления. Вычисление ликвидности методом потока включает в себя оценку во времени всех денежных притоков (поступлений) банка против их оттоков (списаний) с учетом финансирования внебалансовых обязательств, для выявления возможных любых предстоящих нехваток средств. Расчет необходимо провести в несколько этапов. На первом этапе в активе, пассиве и внебалансовых обязательствах необходимо выделить однородные по характеру операции, по срочности и поведению клиентов группы. На втором этапе у каждой группы определяется вероятная доля платежа на каждый рассматриваемый временной период (поправочный коэффициент). Оценка может производиться на основе статистического и факторного методов анализа. На третьем этапе суммируются все позиции по соответствующим срокам платежа с учетом поправочных коэффициентов. На четвертом этапе рассчитывается величина всех отклонений и определяется их суммарное значение. При выделении групп платежей, операции в рублях и иностранной валюте желательно оценить отдельно, так как они имеют разные характеристики по доле отзыва и величине возврата. Денежные притоки включают платежи клиентов в пользу банка в результате погашения наступивших по срокам активов и дополнительного привлечения пассивов. Их можно разбить на следующие группы:

возврат средств с истекшим сроком договора. Данная группа корректируется на срок возврата;

поступления от уплаты клиентами процентов за пользование кредитами. При прогнозировании данной группы платежей необходимо учитывать срок уплаты, который, как правило, определен договором и будет участвовать только в дни поступления. Эту группу также необходимо откорректировать на процент возврата;

поступления от комиссионного вознаграждения за оказание услуг. В расчет необходимо принимать планируемый показатель на расчетный период;

пени, штрафы, неустойки к взысканию. Учитываются планируемые поступления с учетом вероятности невыплаты данных сумм;

постоянные поступления от прочих операций, в том числе снижение средств в расчетах и снижение дебиторской задолженности;

прогноз притока средств клиентов на расчетные и текущие счета с разбивкой по валютам и в разрезе клиентов юридических и физических лиц;

прогноз притока средств на депозиты юридических и физических лиц в разрезе валют;

прогноз по прочим постоянным поступлениям: увеличение средств в расчетах, увеличение кредиторской задолженности. Денежные оттоки можно сгруппировать в следующие группы:

суммы неисполненной перед клиентами задолженности банка, проценты по просроченной задолженности, средства списанные со счетов клиентов, но перечисленные кредитору. Эта группа включается в расчет в полной сумме;

отток средств с текущих счетов клиентов юридических и физических лиц. При анализе оттока средств необходимо учитывать и предполагаемые выдачи по кредитам, которые, как правило, зачисляются сначала на расчетные счета и в дальнейшем переводятся на счет кредитора;

отток средств с депозитных счетов клиентов. По данной группе необходимо оценить два показателя – доля невозобновляемых депозитов с истекшим по договору сроком и доля депозитов, по которым клиенты произвели досрочный отзыв. Оценка производится методом статистического анализа;

погашение долговых обязательств, выпущенных банком, по которым срок обращения истекает;

выплаты процентов и комиссионного вознаграждения. Эта группа учитывает соответствующие сроки выплат, как правило, в конце месяца;

выплаты по прочим операциям филиала, в том числе по расчетам и кредиторской задолженности;

выплаты по заработной плате сотрудников;

арендные, коммунальные платежи и другие обязательства филиала, связанные с расходами по обслуживанию его деятельности;

выдача ссуд клиентам по открытым кредитным линиям;

заявки от клиентов на предоставление кредитов. Для того чтобы сравнить денежные притоки и денежные оттоки в определенных временных интервалах, необходимо каждый денежный приток и отток разместить по соответствующей календарной дате. При этом подходить осторожно к оценке исполнения их по срокам. Так, допустим при оценке оттоков по пассивам, необходимо учитывать самую раннюю дату, на которую их владелец может потребовать их выплат, а денежные притоки оценивать более поздними сроками.

Таким образом, филиал может определить свою ликвидную позицию в будущем, рассчитанную на основании предположений о будущем поведении активов, пассивов и внебалансовых статей притоками и оттоками средств на соответствующие даты. Более длинный временной интервал может дать полезную информацию для решения проблем поддержания сбалансированности активов и пассивов по срокам, определить зависимость филиала от покупной ликвидности. Учитывая то, что при недостатке собственных средств для проведения платежей филиал заимствует средства у головного банка за определенную плату, то раннее выявление дефицита ликвидности создаст предпосылки для минимизации издержек по поддержанию ликвидности.

В-четвертых - необходима оценка ликвидности при альтернативных сценариях развития событий. Оценка того, является ли банк достаточно ликвидным, зависит в большой мере от поведения денежных потоков при различных условиях. Поэтому анализ должен производиться с использованием максимально широкого разнообразия «что если» сценариев развития событий. Эта следующая рекомендация филиалу основана на том, что условия деятельности филиала обусловлены динамично меняющейся внешней средой. Это и развитие финансового рынка, и изменения в законодательной и нормативной базе, и в целом происходящие рыночные преобразования в республике. Поэтому при возникновении новых факторов, или развития событий отличных от нормальных филиал должен быть готов управлять ликвидностью в таких условиях.

Расчет ликвидной позиции необходимо провести по нескольким альтернативным сценариям развития событий. Эти сценарии должны принимать во внимание факторы, которые являются как внутренними (специфически банковскими), так и внешними (связанными с рынком). Филиал их определяет самостоятельно с точки зрения их актуальности или наибольшей вероятности возникновения. Такими факторами, которые могут иметь место в филиале и служить причиной изменения развития событий могут стать:

потеря или существенные финансовые затруднения наиболее крупных клиентов филиала;

значительная потеря позиций по отдельным направлениям, в связи с деятельностью конкурентов;

события, способные изменить массовые поведения клиентов, допустим при принятии новых законодательных и нормативных актах. При каждом сценарии филиал должен попытаться объяснить любые существенные положительные или отрицательные колебания ликвидности, которые могут происходить. Должно быть разработано расписание денежных потоков для каждого типа актива и пассива с учетом вероятности поведения этих потоков при исследуемом сценарии. Для каждого источника финансирования филиал решает, например, при каких обстоятельствах пассив: будет переоформлен полностью по наступлению срока платежа; постепенно в течение некоторого срока будет выведен за пределы банка; или же будет отозван фактически сразу по наступлению срока платежа. Естественно, что филиал никогда не будет иметь совершенной информации при выборе между курсами действия. Поэтому должен быть избран консервативный подход, при котором денежные притоки оцениваются более поздними датами, а денежные оттоки — более ранними.

Оценка ликвидности филиала по одному или многим сценариям может быть сведена в таблицу, или изображаться графически в нескольких временных точках, как каждый день, так и в течение некоторого периода. Можно построить график ликвидности для сравнения избытка или дефицита финансов при разных сценариях и сравнить с базовым вариантом. Это позволит оценить сущность собственной ликвидности и проверить, насколько последовательны и реалистичны предположения относительно оценки ликвидности при различных ситуациях.

Очень важно в такой ситуации получение своевременной и непрерывной информации, которая обеспечит руководство филиала всей необходимой и точной информацией для принятия быстрых решений. Прогнозируя поведение активов или пассивов при тех или иных условиях, филиал может принять меры по изменению их характеристик. Например, руководство может принять решение по изменению продолжительности срока сделок по заключаемым договорам. В проблемной ситуации необходимо стремится сохранить в балансе активы, которые являются наименее убыточными и наиболее надежными в общественном восприятии и стараться снизить иные активы. Так как потенциальную утечку ресурсов банка представляют запросы на новые ссуды, то при неблагоприятных условиях филиал может рискнуть испортить некоторые деловые отношения, отказываясь одобрить запросы на новые ссуды такие, которые он одобрил бы при нормальных условиях. Аналогично он может отказаться оплатить в срок некоторые из своих предоставленных обязательств.

План непредвиденных обстоятельств обязательно должен предусмотреть поддержание партнерских отношений с держателями пассивов, заемщиками. Отношения с держателями пассивов при неблагоприятных условиях становятся более важными. Если стратегия филиала требует поддержания сильных стабильных связей с контрагентами и крупными держателями пассивов в течение периодов относительного спокойствия, то у филиала может быть больше возможностей иметь источники ресурсов при ненормальных обстоятельствах.

При определении объемов и источников финансирования дефицита ликвидности необходимо реально учитывать возможность доступа к этим источникам и прогнозируемую стоимость покупной ликвидности. Учитывая то, что при недостатке ресурсов филиал заимствует их у головного банка, но как известно тот также часто сталкивается с проблемой ликвидности, поэтому необходимо учесть и альтернативные источники покупной ликвидности. При этом должна быть соблюдена главная целевая функция ликвидности: максимизация прибыли с сохранением ликвидности. В этих целях филиал должен все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами сторонних предприятий и организаций, стремиться к формированию «надежных» и «дешевых» кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка. Предложенный в данном варианте механизм управления ликвидностью филиала, который учитывает внутренние и внешние требования, базирующийся на сильной информационной подсистеме, включающий системы оценки и контроля риска ликвидности позволит снизить вероятность возникновения неблагополучной ситуации. При этом главной составляющей этого механизма должен стать качественный менеджмент, способный создать усовершенствованную систему анализа и оценки как ежедневных, так и будущих состояний ликвидной позиции филиала с использованием аппарата теории вероятности, математической статистики и математического моделирования. Поэтому это потребует от специалистов знаний не только экономической сути происходящих процессов, но способности владения современными информационными технологиями. Таким образом, данные рекомендации, при их применении в практике регулирования ликвидностью филиала позволят укрепить его позиции на рынке, поддержать стабильность и безопасность его работы и банка в целом.


Заключение

Характер банковской деятельности способствует тому, чтобы вероятность возникновения неблагополучной ситуации существовала практически постоянно. Результаты деятельности банка, как рыночного посредника, зависят от состояния всей банковской сферы и банков-контрагентов, от финансового положения клиентов, а также от эффективности собственных решений. В итоге банк концентрирует рыночные риски, испытывает влияние экономической политики, формирующегося политического рынка, общественного сознания. Способность управлять этими рисками - основное предназначение ликвидности кредитного учреждения. 1. В данной работе освещены основные аспекты, связанные с категорией ликвидность, как важнейшей качественной характеристики деятельности банка. Изложены различные точки зрения в толковании самого понятия ликвидности, высказанные в экономической литературе и методических материалах, однако выявлено единое понимание ликвидности, как способность кредитного учреждения исполнять принятые на себя обязательства. 2. Рассмотрена многофакторность компонентов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на ликвидность, дана характеристика их проявления и принципы воздействия на уровень ликвидности. Установлена необходимость проведения гибкой политики в оптимальном сочетании двух параметров: обеспечение платежеспособности без потери ликвидности. 3. Проведенные исследования по вопросу оценки и управления ликвидностью, позволили сделать выводы о том, что нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах, каждый банк самостоятельно определяет форму и стратегию поддержания своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, так и прогнозирования будущих состояний.

4. Представлены в работе различные подходы к оценке ликвидности банков, как со стороны самих банков, так и со стороны контролирующих органов. Приведен опыт зарубежных стран по применению оценочных и обязательных показателей ликвидности. Пока международная банковская практика не выработала общепринятых подходов к определению обязательных нормативов ликвидности и требования органов банковского надзора по количеству и качеству показателей ликвидности отличаются в разных странах. В Республики Беларусь НБ требует обязательного исполнения банками четырех показателей ликвидности: мгновенная ликвидность, текущая ликвидность, краткосрочная ликвидность и минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Действующая практика в РБ по расчету нормативов ликвидности освещена на примере одного из филиалов ОАО «АСБ Беларусбанк» 5. В процессе анализа исследована процедура управления ликвидностью банка, а также полномочия и ответственность филиальной сети по поддержанию ликвидности. Выявлены определенные сложности в управлении ликвидностью многофилиального банка. Проведенный анализ и оценка мгновенной, текущей и краткосрочной ликвидности филиала на основе расчета нормативных показателей позволили сделать следующие выводы. На протяжении анализируемого периода филиал имел высокий уровень мгновенной ликвидности. Источники ликвидных средств в 2- 3 раза превышали их потребности. На достаточно высоком уровне поддерживался до 2010 года и уровень текущей. Достигалось это за счет высокого резерва ликвидных активов, которые были сконцентрированы на корреспондентском счете. Но к концу расчетного периода выявлено отклонение от нормативного показателей текущей и краткосрочной ликвидности. Для определения причин снижения ликвидности осуществлен анализ структуры баланса.

7. С помощью статистических методов детерминированного анализа определена степень воздействия факторов на формирование показателей ликвидности. В результате были выявлены главные факторы ухудшения ликвидности:

снижение средств на корреспондентском счете;

рост сумм отрицательных несоответствий или общего недостатка активов до года;

увеличение доли долгосрочных кредитов, связанных с реализацией государственной жилищной программы;

несбалансированность по срокам текущих активов и пассивов;

значительный отток средств с текущих счетов бюджетных организаций.

Для выравнивания структуры баланса можно порекомендовать филиалу:

проводить сбалансированную политику по управлению активами и пассивами, предполагающую увязку роста кредитных вложений с темпами роста ресурсной базы;

улучшить структуру пассивов за счет увеличения сроков привлечения депозитов (предложить новые виды долгосрочных вкладов);

конвертировать пассивы в краткосрочные активы (выдача кредитов на заработную плату).

сокращать сроки кредитования, что уменьшит структурный дисбаланс и за счет высвобождения ресурсов позволит полнее удовлетворять потребности клиентов в кредитных ресурсах.

8. В ходе анализа оценена взаимосвязь ликвидности с финансовым результатом деятельности филиала. Установлена тесная обратная зависимость ликвидности и прибыльности. По соотношению этих двух показателей можно сделать вывод о том, что филиал проводит агрессивную политику, направленную на достижение максимальной прибыли, приведшую к понижению ликвидности баланса. Для выравнивания ситуации филиалу необходимо проводить более гибкую политику по оптимальному сочетанию ликвидности или прибыли. Рекомендуется применить математическую оптимизацию этих показателей путем использования экономико-математических методов моделирования с помощью операционной системы Excel.

9. В ходе исследования эффективности механизма управления ликвидностью филиала определены другие тенденции, оказывающие отрицательное влияние на ликвидность банка, степень воздействия, которых выражена пока неявно, однако учитывая динамичность развития банковской системы игнорировать их не следует. Это слабое программное обеспечение филиала, которое не позволяет проводить анализ работы учреждения на высоком профессиональном уровне. Сказывается неразработанность программ методом научного управления. Слабо развита система менеджмента по управлению ликвидностью. Уровень подготовки кадров требует их профессионального роста. Не налажена четкая координация действий служб филиала, регулирующих кредитные операции, кассовые активы, привлекающих ресурсы, т.е. воздействующих на уровень ликвидности. Качество обслуживания клиентов, которое поставлено не на высшем уровне, и объем предоставляемых услуг требуют обновления и доработки. Не разрабатываются в филиале варианты развития ликвидности в нестандартных, или стрессовых ситуациях, отсутствуют планы непредвиденных обстоятельств.

Наличие данных факторов свидетельствует о необходимости руководству филиала уделить должное внимание данной проблеме. Предлагается создание более совершенного механизма управления ликвидностью, включающего стратегию ежедневного управления ликвидностью и соответствующую политику и процедуру по ограничению рисков ликвидности, для чего необходимо:

разработать внутрифилиальное положение по регулированию ликвидностью с определением цели, основных подходов по количественному и качественному составу активов и пассивов;

совершенствовать систему получения и обработки информации путем модернизации действующей системы автоматизации процессов;

прогнозировать будущее состояние ликвидной позиции методом потока денежных средств;

оценивать состояние ликвидности филиала с учетом альтернативных сценариев развития;

разрабатывать планы непредвиденных ситуаций, включающих процедуры поддержания ликвидности в нестандартных ситуациях;

определить ответственного над управлением риском ликвидности, который определит целесообразность установления ограничений и лимитов, выявит слабые места или проблемы, определит качество управленческих решений. Особое внимание предлагается уделить качеству менеджмента, его профессиональной подготовке. Грамотный, компетентный персонал будет способен: улучшить качество анализа и оценки ликвидности с применением современных методов математической статистики и моделирования; прогнозировать и поддерживать собственную ликвидность филиала с учетом наложенных ограничений и требований головного банка. Использование предложенных рекомендаций даст возможность достичь оптимального соотношения прибыльности и ликвидности, повысит надежность банка, обеспечит его безопасную и стабильную деятельность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...