Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика творчества А.В. Никольского




Введение

Творчеству А.В. Никольского незаслуженно уделяется мало внимания, хотя именно он был основоположником всего цикла теоретических дисциплин дирижёрско-хоровой специальности. На кафедре хорового дирижирования Московской консерватории, в течение многих лет он был единственным бессменным преподавателем важнейших в хоровом образовании курсов: хоровой литературы, народной песни, аранжировки.

Хоровая миниатюра «Чайка», написанная им на стихи замечательного русского поэта К.Д. Бальмонта, предположительно, была создана на рубеже ХІХ—ХХ веков. Особенностью этого периода была ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, некоторая растерянность в понимании происходящих перемен в обществе, в жизни, связанных с развитием техники и укоренением капиталистических отношений.

Поэтому господствующим стилем в литературе и музыке становится символизм, целью которого является познание духовного мира и отражение нестабильности мира.

Русский символизм стал религиозно-философским, даже декаденским.

Литературный образ чайки как символамятущейся ищущей души, созданный самым признанным современником символистом К.Д. Бальмонтом, не мог оставить равнодушным А.В. Никольского, который жил в одну эпоху с поэтом и был в то время признанным автором духовной музыки. Созданная им хоровая миниатюра “Чайка” — это воплощение символизма в музыке: на одном полюсе символы, связанные с тишиной и покоем; на другом — «громкие» (колокольность, фанфарность). Повторяющийся рефрен: «Зачем? Почему?» — заставляет искать смысл услышанного не в словах поэта, а в собственной душе.

Мы тоже живём на рубеже веков. Мы тоже являемся современниками глобальных проблем. Некоторая тревожность присутствует и в наши дни. Поэтому «бесприютная чайка» — вполне понятный символ для моих современников. Поэтому хоровая миниатюра «Чайка» — вполне современное, заслуживающее большего внимания произведение.

 

 

Биографические сведения о композиторе А.В. Никольском

Выдающийся церковно-певческий деятель, автор книг и статей по церковному пению, духовный композитор, педагог, профессор Московской консерватории, музыковед, публицист — занимает почётное место в ряду таких корифеев русского хорового пения, как А.Д. Кастальский, А.В. Александров, П.М.Данилин, П.Г. Чесноков.

Александр Васильевич родился в семье священника 9 (22 по новому стилю) июня 1874 года в с. Владыкино Пензинской губернии. Начальное четырехлетнее образование получил в местной школе, а в 10 лет (1884 г.) поступил в Тихоновское духовное училище, где, помимо общеобразовательных дисциплин, обучался нотной грамоте и игре на скрипке. По окончании училища (1888 г.) поступил в Пензинскую духовную семинарию, которую в своё время окончили его отец и братья, а также известный хоровой дирижёр и композитор А.А. Архангельский. С отличием окончив семинарию, регентом хора которой он состоял, поступил в Московское Синодальное училище и вскоре, сдав экстерном экзамены за полный курс училища и, получив звание регента и учителя церковного пения, поступил в Московскую консерваторию. Здесь он у С.И. Танеева в 1900 году окончил курс композиции. В том же году Александр Васильевич перешёл в Московское Филармоническое училище, где продолжил своё обучение в классе композиции у А.А. Ильинского, а также в классе симфонического дирижирования у В. Кесса.

За время обучения Никольский, в рамках экзаменационной работы, создал такие выдающиеся произведения, как кантата для хора и оркестра «Русь» и вокально-симфоническая поэма «Вифлеемская ночь».

В разное время Александр Васильевич преподавал теоретические дисциплины в Синодальном училище, в музыкальной школе Зограф-Плаксиной, музыкальной школе профессора Ильинского, в Народной консерватории, Хоровой академии, в музыкальных техникумах им. Глазунова и им. Рубенштейна. С 1928 года и до конца жизни педагогическая деятельность Никольского связана с Московской консерваторией, где он был ведущим теоретиком в области хоровых специальностей, вёл курсы хоровой литературы, аранжировки и изучения народной песни. Совместно с другими профессорами-хоровиками Никольскому принадлежит заслуга создания дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории.

Александр Васильевич вместе с А.Д. Кастальским и Д.И. Арапишвили был неизменным и энергичным участником всех съездов хоровых деятелей предреволюционной поры. По предложению Первого регентского съезда (1908 г.) в 1909 году в Москве были открыты регентские курсы, заведование которыми было поручено А.В. Никольскому. Важность и исключительность этих курсов заключалась в том, что впервые квалифицированные педагоги начали готовить регентов и учителей пения на основе задач новой русской хоровой школы церковного пения, а не по обычному шаблону. В эти же годы Никольский был руководителем курсов общества любителей церковного пения в Москве.

Александр Васильевич был большим знатоком школьного хорового пения. Составленный им, совместно с Н.Д. Кашкиным, учебник по теории пения в школе (изд. Юргенсоном в 1908 г.) является ценным вкладом в школьно-певческую методическую литературу. Учебник состоял из двух книг. Изучение первой позволяло учащимся освоить элементарные навыки чтения нот, вторая книга представляла собой более полный курс по изучению ритма, гамм и интервалов.

С целью скорейшего внедрения в практику преподавания пения музыкально-теоретического цикла дисциплин, Никольским было создано единственное в своем роде учебное пособие «Энциклопедия школьного пения в практических примерах, с текстом и без него» в 4-х выпусках. «Энциклопедия» представляет собой хрестоматию, диапазон учебного материала в которой простирается от азов музыкальной грамоты до основ гармонии и полифонии. Разнообразие певческого материала, доступность изложения способствовали быстрому распространению её среди преподавателей.

Отдельные исследования Никольского посвящены проблемам хороведения и вокальной педагогики. В книге «Голос и слух хорового певца» (1916 г.), обобщив достижения в области вокально-хоровых методик, автор развил и углубил наиболее ценные идеи. Составленный им «План практических занятий пением в школе и хоре», состоящий из двух разделов («Занятия в школе» и «Занятия с хором»), содержал методические указания относительно постановки процесса обучения хоровому пению.

Александр Васильевич Никольский оставил богатое духовно-музыкальное наследство (сочинения и переложения). Особенностью его творчества является создание крупных форм, проникнутых одним настроением и содержанием. Таковы Литургия преждеосвященных даров (ор. 26, 1907 г.), Всенощное бдение (ор. 26, 1908 г.), Литургия Иоанна Златоуста (ор. 31, 1909 г.), Венчание (ор. 41, 1914 г.).

Новое слово у Никольского — изложение обычных напевов песнопений Страстной Седмицы (ор. 35, 1912), Пасхи (ор. 37, 1913), Литийных стихир (ор. 47, 1916—1917), где безыскусным мелодиям дана такая прекрасная и разнообразная художественная разработка, что эти произведения являются единственными в своём роде. Композиции Никольского отличаются тонкой и мастерской профессиональной отточенностью. В этом сказываются традиции и принципы его учителя С.И. Танеева.

Хоровым сочинениям Никольского свойственна стилистическая чистота, строгость, пластичность, ясность голосоведения, мудрое и естественное единство музыки и поэтического слова. Наибольшей известностью пользуется его сборник хоров a'capella для смешанного состава — «Русские песни». В него входят партитуры «Звонили звоны», «Утенушка луговая», «На горе петухи поют», «Прибаутки». На слова М. Лермонтова композитор написал интересный, в народно-повествовательном складе мужской хор «Песня про купца Калашникова». Большой внутренней силы полна проникновенная лирическая миниатюра для смешанного хора a'capella на стихи К. Бальмонта «Чайка».

Никольский скончался 19 марта 1943 года в Москве, в разгар войны, оставив после себя около 78 опусов, составлявших более 400 названий, 3 детские оперы («Сказка о царе Салтане», «Репка», «В лесу»), оркестровые пьесы, романсы, хоры, обработки народных песен, многочисленные статьи по вопросам русского хорового пения, а также научно-методические труды, сыгравшие большую роль в развитии русского хорового-певческого искусства.

 

Характеристика творчества А.В. Никольского

Вся жизнь А.В. Никольского — одно «большое «посвящение хору». Начав в детские годы читать и петь в церкви, он стал регентом семинарского хора. Руководил пением Синодального хора в Успенском соборе Московского Кремля. Он возглавил хоры слушателей летних регенстко-учительских курсов в разных городах, работал с учебными хорами московских гимназий и институтов. Преподавал на дирижёрско-хоровом факультете Московской консерватории. И, конечно же, большая часть произведений композитора написана для хоров и вокальных ансамблей.

А.В. Никольский, в основном, писал богослужебные песнопения. Несмотря на то, что сочинение литургических песнопений было первостепенным делом его жизни, Никольский писал церковную музыку не всегда, а в 1927 году по требованию властей и вовсе отказывается от сочинения духовной музыки. Светская музыка создавалась преимущественно в период с 1909 по 1914 гг.

В этот период и было написано произведение «Чайка». Это произведение не «выбивается» из общей «картины» творчества Никольского. Напротив, и смысл стихов, и движение музыки часто перекликаются с его духовными сочинениями.

Основной стиль Никольского отличается сдержанностью хоральной фактуры, а также стиль строгой полифонии. В его стиле найден удачный баланс между личностным, индивидуальным, композиторским и объективным, традиционным, каноническим.

Характерная черта этого стиля Никольского — яркое мелодическое начало. Очень часто это проникновенная интонация, напоминающая человеческую речь. Диапазон мелодических фраз в этом случае неширок: интонации просты, как дыхание. Эта черта стиля ясно видна в «Чайке». Кроме того, здесь нельзя не услышать отголоски народной песни: подголосочная фактура, одноголосные запевы (т.т. 12—15), октавные унисоны (т. 25—26).

Музыка Никольского отличается особой изобразительностью. Как правило, она проявляется в сочинениях для большого хора (в том числе и «Чайка»). Он использует богатую палитру тембровых и гармонических красок, фактурные возможности хора.

Рассматривая некоторые сочинения Никольского, я нашла общие с произведением «Чайка» черты. Например, концерт «Спаси мя, Боже». Здесь мелодические кварто-терцовые «волны» имеют смысл беды и искушения. Также «волны скорби» есть и в «Чайке». Сложно определить однозначно, какой смысл вкладывал Никольский в этот кроткий, но яркий, почти риторический оборот. Основываясь на изученном мною материале, могу предположить, что это символ бренности человеческого бытия.

Также общие черты есть и в произведении «Херувимская песнь». Здесь, как и в «Чайке», гармония создаёт ощущение томительного, бесконечного страдания.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что произведение «Чайка» — это светская музыка, опирающаяся на жанр хоровой миниатюры, Никольский берёт за основу традиции как светской, так и духовной, а в отдельных эпизодах и народной, музыки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...