Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкально-теоретический анализ




Партитура «Чайка» написана в простой трёхчастной форме.

1 часть написана в форме периода единого строения (11 тактов).

2 часть начинается в 12 такте. Форма строфическая (1-я строфа 12-24 тт; 2-я строфа 25-38 тт).

3 часть – реприза.

Произведение написано в жанре хоровой миниатюры.

Фактура изложения смешанная.

С 1 по 6 такт композитор использует гомофонную фактуру с имитацией — таким образом показывается основное настроение всего произведения: одиночество, тоска, поиски себя, поиски истины. Секундовые интонации показывают кружение по замкнутому кругу, бесконечный вопрос. Стоящий на протяжении шести тактов бас – символ неизменности, судьбы. Но, несмотря на это, уже в самом начале ощущается безудержная энергия. Она проявляется всё больше и больше: в 7 такте показывается расширением диапазона, в 8 такте – уплотнением фактуры. Но эта энергия всячески сдерживается и вуалируется композитором за счёт нисходящих секундовых интонаций в средних голосах, за счёт недвижущегося баса и сопрано, задержания в 11 такте. Фермата на паузе (11 т) является чётким разделением 1-й и 2-1 частей, даёт возможность успокоиться, передохнуть, подумать.

2 часть начинается строгим унисонным звучанием партии баса. Это звучание напоминает церковное пение мужского хора. Однако и здесь ощущается напряжение, поиск ответа. Эмоции проявляются в коротких фразах, отделённых друг от друга восьмыми паузами. Паузы, затакты, широкие ходы вверх воспринимаются как порыв чувств, которые не могут, не должны вырваться наружу. Стена, не дающая волю чувствам, показана нисходящей секвенцией (15-18 тт). Появляются вопросительные интонации и в верхних голосах: дуэт сопрано и альта (т.е. без мужских голосов) — как символ неустойчивости, безопорности. Широкие интервалы между голосами на словах «безграничной тоской» (тт 23-24) — символ опустошённости.

2-я строфа начинается с октавного унисона нижних партий женского и мужского хора. Нисходящий квинтовый ход — «бесконечная даль» (25-16 тт.) – бесконечность, упадническое настроение. 31-32 тт. — возрастающие эмоции (<, восходящая мелодия). И снова резкий спад (неустойчивая гармония в низком регистре 33 т.), попытка контролировать чувства. В 35 такте начинается волна, захлёстывающая слушателей: начинается из затакта, восходящее движение то нижних, то верхних голосов, нарастающая динамика… И вдруг резкий удар (как в 33 такте, но в верхнем регистре и длится всего одну восьмую), после которого звучит напряжённая пауза. Начинается реприза первой части.

3 часть — реприза первой части — содержит в себе всю бурю энергии, которая пыталась вырваться наружу в течение всего произведения. Эта часть — крик души, пик эмоционального напряжения. Шестиголосные аккорды и высокая тесситура – крик, мощь, и в то же время ч. 5 между divisi партии сопрано — пустота и бессилие.

Возвращается четырёхголосие, но настроение не меняется, а звучит более опустошённо, подчёркивая безысходность. Эмоциональное напряжение спадает посредством понижающейся тесситуры, нисходящих секундовых интонаций и нисходящего октавного скачка баса (45-46 тт.). Завершается произведение чувством обречённости, бессилия: крайние голоса стоят на протяжении двух последних тактов, в партии альта задержание в последнем такте — т. о., гармония тонического трезвучия устанавливается на слабую долю — слабость, безопорность, видение будущего в тёмных, мрачных тонах.

Общее настроение передаётся и тональным планом. Основная тональность — а-moll. На протяжении всего произведения композитор использует напряжённые гармонии, показывая эмоциональное напряжение, характерна плагальность. Уже в первом такте, на слове «серая», композитор использует II2#3, который разрешается в тоническое трезвучие ля минора. Эта гармония употребляется композитором с различными альтерациями довольно часто, символизируя «натянутую струну» души, чувств.

В начале 2-й части (которая также звучит в тональности ля минор) у солирующей партии баса практически нет устойчивых звуков. Даже скачок с ноты «ля», тоники, приходится не на устойчивый звук «ми», а на альтерированный «ми-бемоль», чтобы подчеркнуть неустойчивое напряжение, вопрос («Зачем?», 14 такт). В 18 такте на первую долю звучит нота «си-бемоль», длящаяся всего одну восьмую; она звучит как бы нечаянно, по ошибке из-за дрожащего голоса (тоской). В то же время си бемоль является звуком фригийского минора. В 22-24 тактах партия альта спускается по хроматизмам вниз, как стон на выдохе.

2-я строфа звучит в тональности ре минор. В 28 такте композитор использует Гармонию IIb ступени, в 31 — гармонию субдоминанты ре минора, в 33 - II43. В 35 такте звучит субдоминанта, и вновь II43 ре минора, который разрешается в тоническом трезвучие ре минора в 39 такте. В 40 такте t ре минора приравнивается к S ля минора и возвращает в основную тональность. Это возвращение символизирует замкнутый круг, бесконечность, безысходность.

Метроритм произведения очень интересен. Основной размер -6/8. Композитор выбрал этот размер не случайно: внутридолевая пульсация, триольность передаёт внутренний трепет.

Интересно, что на протяжении всего произведения Никольский применяет необычный прием: музыкальная ткань состоит из маленьких отрывков, мелодия «рвется». Это похоже на сбивчивую речь человека, прерывающуюся вздохами, всхлипываниями. Начиная с 25 такта в музыке, преобладают крупные длительности. В 31-32 и 35-37 тактах (эпизоды «наматывающихся волн») композитор использует необычный прием: во время «волны» сначала движутся только нижние голоса (бас и альт) в то время, как верхние (тенор м сопрано) стоят на месте. Затем они меняются. Этим чередованием композитор показал безудержную энергию, рвущуюся на волю, длинные ноты — попытка удержать эту энергию под контролем.

В 3 части снова появляются восьмые паузы. Общая динамика эпизода (39-43 тт.) — ff, и потому эти паузы так отчетливо слышны, так явно звучат «всхлипывания», «жадные вдохи» будто герой задыхается, «сбивчивость речи» из-за переизбытка чувств. Цезура в середине 43 такта — мгновение, дающее возможность прийти в себя, обуздать чувства, успокоится. С этого момента больше нет пауз, возвращается основное настроение печали, тоски. Напряжение спадает, остаётся горе, обречённость, бессилие.

 

 

Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для четырёхголосного смешанного хора.

Диапазон: Сопрано: ре первой — ля второй октавы;

Альт: соль малой — си бекар первой октавы;

Тенор: ре — малой— фа-диез первой октавы;

Бас: соль большой — си бекар малой октавы.

Общий диапазон хора: соль большой — ля второй октавы.

В целом, произведение удобно по тесситурным условиям. Но есть и трудные эпизоды: в 39-40 тактах у партии сопрано I на ff звучат соль-диез и ля второй октавы.

Основной тип звуковедения — legato, но в 39-42 тактах появляется иной штрих — marcato (подчёркивая), затем всё стихает и возвращается штрих legato, который прерывается только за счёт восьмых пауз, являющихся символом вздохов, плача, всхлипываний.

Тип дыхания в основном общехоровой - дыхание берётся на паузах, но не на всех: в партии сопрано в 4 такте, а в остальных партиях в 8 такте, есть шестнадцатая пауза. На этой паузе, брать дыхание нельзя: она является средством выразительности, своего рода цезурой. Здесь, как и в 43 такте, где есть цезура, следует оставиться, но не добирать дыхание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...