Русская музыкальная культура 18-го века.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТИМ (Теория и история музыки) Преподаватель: Хвоина Ольга Борисовна Методичка: «История и теория музыки»
История русской музыки Лекция 1, 2 Для формирования национальной музыканой школы необходимо, чтобы в творчестве соединились классические жанры и формы с элементами национального музыкального языка (выразительного средства) Первый русский классик – Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857 гг.). Пушкинско-глинкинская эпоха.
Русская музыка доклассической эпохи (до Глинки) (9 – 17 вв.) 2 подхода к музыке в России: 1. Догонять Европу и стремиться быть похожими на них 2. Подчеркивать свое национальное своеобразие и зачем вообще кого-то копировать? Два события повлиявших на сближение с Европой: 1. Крещение Руси 2. Реформы Петра I Две общие черты периода: 1. Исключительное многообразие, определяемое обширностью территории и пересеченностью местности. В соседних деревнях мог быть разный (другой) фольклор. 2. Национальное своеборазие, определяемое длительной изолированностью от европейской культуры. Причина – татаро-монгольское иго. Русская доклассическая музыка: Фольклор Церковная Светская придворная музыка развлекательного характера.
Жанры русского музыкального фольклора: Русский фольклор преимущественно песенный, за исключением наигрышей пастухов и т.д. Жанры фольклорной музыки: 1. Трудовые песни – возникла строгая ритмичность, интонационная простота. «Эй ухнем» - пример. 2. Календарно-обрядовые песни (например, на масленницу) – коляда, веснянки, песни Ивана Купала, и т.д. Небольшой вокальный диапазон, повторяющиеся мотивы (сейчас детские песенки).
Семейно-обрядовые песни. Главный обряд – свадьба (плач невесты, величание жениха, невесты, ближайших родственников). Небольшой вокальный состав, диапазон, более сложные мелодии по сравнению с первыми двумя жанрами. Величание новорожденных, колыбельные, погребальные плачи. 4. Былины: а) Киевские (Киев – военный город, главные герои – богатыри, например – Илья Муромец) б) Новгородские (Новгород – торговый город, главные герои – торговцы, музыканты, например – Садко) Мелодия – напевно-речитативного склада. Стиль сказывания. Характерно повторение одного-двух мотивов и с варьированием на разные лады. Исторические песни. Появились в эпоху Московской Руси. Темы – про царей, например, про Ивана Грозного, также про татаро-монгольское иго, песни про Стеньку Разина, про Емельяна Пушачева. Лирическая протяжная песня. Самый ценный жанр доклассической музыки. Поётся на досуге. Из-за особой мелодии: огромный вокальный диапазон, очень свободный ритм, много распевов (слоги тянутся). В 16 веке появилась с усилением крепостного права. Рекрутские песни, песни о тяжелой доле крепостных, о тяжелой женской доле, о жёнах, которые остаются без мужей. С появлением протяжной песни появилось многоголосье. Удалая молодецкая (плясовая) Типы русского церковного пения: Этот тип доклассической музыки был заимствован из Византии в отличии от фольклора. В отличие от католической традиции – в праславной – пение акапелла, не подразумевается использование инструментов. В православии сильнее роль святости, нерушимости традиции, нежели у католиков и протестантов. Церковное пение Первый тип церковного пения – знаменное пение. Принципиально одноглосье, мужское пение, в небольшом вокальном диапазоне, с интонациями с текстами на распев. Ритм пения зависит от ритма слов, длительность – от длительности фраз. Записывалось определёнными значками – знамёнами (знамя – знак). Служили знамёна для напоминания (знамёна назывались «голубчик борзый», «крючок», и т.д.).
Знаменное пение – в неизменном виде существовало с 11 века по середину 17 века. Возникло ощущение необходимости разнообразия в музыке. Дал толчок этому прогресс в фольклорной музыке (появление многоголосья). По началу многоголосье запрещалось церковью, но затем разрешили. Второй тип – партесное пение – многоголосное. 1654 г. – пришли ноты на Русь, после воссоединения России с Украиной. Партесное пение записывалось по нотам, пелось по партиям. В основе 4-х голосное пение. Несколько хоров (32, 48 голосов). Возникли партесные концерты. Первый колокол в Новгороде появился, предназначался для объявления вече. Отличие русского колокола от европейского – у нас раскачивается язычок, у них – сам колокол. В результате этой особенности русские колокола могут быть существенно разных размеров, отсюда разная динамика и прежде всего всего высота звучания. Также за счёт этого бо’льшая ритмическая виртуозность и ритмическая разнообразность рисунка. Трезвон, перезвон, набат – виды колокольных звонов. Светская развлекательгная музыка Она зависела от вкусов двора. Источники репертуара: 1. Фольклор (народная) 2. Церковная 3. Светская европейская Народная – скоморохи (актёры, циркачи, жонглёры, певцы). Скоморохи: 1) Бродячие (на улие) 2) Служилые (при дворе) Музыкальные инструменты: Гудок – скрипка (гудеть – водить смычком по струнам). Скоморохи-гудошники. Часто участвовали в языческих обрядах. На них постоянно обрушивались гонения церкви. Их искусство считалось бесовским. Скоморохов изгоняли из городов, сжигали их инструменты. Но скоморохи, в отличие от попов, были всегда любимы на Руси.Расцчет скоморошества – эпоха Московской Руси, центр – Новгород. В Новгороде они жили хорошо. Были целые деревни скоморохов. В Москве создана потешная палата – там хранились инструменты и был штат скоморохов. Ватаги – группы скоморохов (80-100 человек). В середине 17-го века во время царствования Алексея Михайловича Романова скоморошество стало запрещеннным и было вытеснено на север. ТАк случилось, что на тот момент государственные интересы совпали с интересами церкви, поскольку скоморохи стали сотрудничать с разбойниками, различными ОПГ. («скоморошина» - весёлая песня).
Церковная развлекательная. Хор государевых певчих дьяков. В 17-м веке появился жанр – кант (петь) – домашняя песня. Поётся акапелло и на церковные тексты (тексты псалмов. Песни о чувстве к богу свободного содержания). Книга «Песнь песней» - образец эротической поэзии. Стали популярны трёхголосные песни. Канты получили огромное распространение в эпоху Петра I. Стали лирические, панагирические (виватные – победные), юмористические. Музыка европейская. Вкусы правителя. При Иване Грозном появился орга’н, стоял у него дома. Он выписал из Европы орган с органистом. Дети Бориса ГОдунова играли на клавесине.
Русская музыкальная культура 18-го века. Определяется реформами Петра I. Этот век – век просвещения и в России тоже. Закончилось абсолютное господство церкви, Россия преобрела развитую светскую культуру (наука, образование, музыка). В 18-м веке появились: Академия наук, Публичный театр, Российский университет, Ломоносов!!! Были сформированы две задачи, поставленных перед русской музыкой: 1. За несколько десятилетий освоить опыт европейской музыкальной культуры, который накапливался столетиями. 2. Сохранить национальные музыкальные традиции. Задачи решались в 3 этапа: 1. Петровская эпоха. Были освоены европейские формы музицирования и простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш). Появился военный оркестр, бальный оркестр (балы = ассамблеи). Был приглашены иностранные музыканты. Играли марши, гимны, канты. Выступали вместе с придворной певческой капеллой. Бальный оркестр: менувет, и т.д. Эта музыка насаживалась очень усиленно. Появилась традиция испполнять арии в стихахдома в сопровождении арфы и клавесина на итальянском, немецком, французском языках. Результаты: Из греховной забавы светская музыка превратилась в обязательную часть жизни и образования дворянского сословия. Все русские классики – дворянское сословие (маленькое исключение – Бородин).
Лекция 3, 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|