Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская классическая музыка




Середина 18-го века – появление оперы в Росии. Это была итальянская опера на итальянском языке. В Петербурге был создан придворный театр итальянской оперы, в котором работали итальянские композиторы, артисты, музыканты.

В 1753 году появилась первая опера на русском языке, написал итальянец Арайя, автор текста – Сумароков, название «Цефал и Прокрис» - опера seria. Чуть позже основаны театр французской и немецкой оперы (комические). Параллельно распространялись новые формы музицирования в России. Оркестры и оперные труппы стали появляться и в русской провинции. Каждый князь, граф хотел иметь свой оркестр. Появились русские крепостные музыканты. Лучших крепостных музыкантов посылали учиться в Европу. Появились обработки русских народных песен в европеской манере.

Третий период – сформировалась русская исполнительская и композиторская школа. Композиторы вышли из крепостных, многих освобождали за заслуги в музыке.

Было осноено 3 основных жанра:
1) Русская комическая опера (с разговорными диалогами и на бытовые сюжеты)

2) «Российская песня» (песни на русском языке, а по мелодии больше европескйкая)

3) Хоровой концерт (главное достижение русских классиков 18 века)

В этом жанре работали: Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский – учились в Глухове, а потом были превезены в Петербург, потом отправили учиться в Италию. Березовский был одноклассником Моцарта, получил звание академика. Написал итальянскую оперу и ее очень сильно оценили в Италии. Бортнянский написал более 100 опер. В 19 веке написали пьесу про Березовского, написали роман про него. В России успеха у Березовского не было. Березовский – автор одного концерта (хоровой концерт на уровне Страстей по Матфею). «Не отверже мене во время старости».

Хоровой концерт – пишется для хора акапелло (в православной традиции), пишется на церковный текст, часто на тексты пласмов (свободные тексты), но по форме – симфония, написанная не для оркестра, а для хора. В хоровых концертах 4 части, контрастных по темпу, 4-х голосье и в крайних частях используется фуга. Он знаменит автобиографичностью. Он покончил с собой в 42 года. В этом концерте речь идет об одиночестве (когда отвернулись от него все, в том числе и бог).

Текст пласма делит на 4 части (идет перекличка между человеческой историей и историей псалмов):

1) Приближение смерти (приближение Христа к смерти, шествие на Голгофу) – мелодия медленная.

2) О врагах (демонические силы) – быстрая, агрессивная часть.

3) Молитва (последние слова христа на кресте) – лирический центр концерта

4) Надежда на торжество бога (пасха)

Понятие «лишний человек» - яркий человек, но не реализующий свой талант по причине несовершенства окружающей среды, он не реализует свой талант, потому что он не нужен этому обществу, в котором живет – это трагедия. Не только для самого человека прежде всего, иногда заканчивается иммиграцией. Также эта ситуация драматична для страны, так как она не использует потенциал своего населения, в результате чего вступает в период застоя.

Начало 19 века – редкий период в русской истории, когда лишних людей не было. Каждый был нужен и находил возможность реализации, даже не в дном виде искусства. Тут важны 2 исторические точки:

1) Война и победа 1812 года

2) Восстание декабристов (они почти все были героями 1812 г.) на Сенатской площади. Победа привела к росту национального самосознания

Национальное самосознание и личное самосознание. Каждый человек проходит путь формирования личного самосознания: человек понимает свою непохожесть на других и в какой-то момент он начинает ценить свою непохожесть. Для людей это бывает так важно, что они даже пытаются выделиться в негативном плане. Нация проходит примерно тот же путь. Нация начинает задумываться в какой-то момент, что она не похожа на других. У России порой даже возникает комплекс по этому поводу – несоответствие другим. После победы 1812 года начали ценить свою национальную самобытность. Особенность русского характера – адская смесь мания величия и комплекса неполноценности.

Но в тот момент не было мании величия, а законное чувство национальной гордости и понимания недостатков. Русские войска вошли в Европу, дошли до Парижа – и дворяне и крестьяне и увидели жизнь там, в том числе французскую деревню. Неотъемлемой частью формирования национального самосознания является формирование национального искусства. В начале 19 векаи в преддверие и в процессе и после войны это стало осознанной задачей. Надо создавать национальную литературу, живопись, музыку.

Возник вопрос – что такое национальное искусство? Был очень быстро пройден процесс понимания того, что же это такое. Шли от внешних форм к внутреннему содержанию. Использовали европейские сюжеты, брали русские имена, описывали национальные костюмы, но поведение, манеры оставались европейские. И тут поняли, что главное для национального искусства – это выражение национального характера.

Встал вопрос – какой национальный характер? Первый источник о национальном характере – фольклор. Сказки, пословицы, и т.д. Второй источник – история – войны, бедствия, праздники. Третий источник, который был осознан не сразу, - посмотреть внутрь себя. В русской жизни благодаря реформам Петра образовалась пропасть между крестьянами и дворянами. Дворяне говорили по-французски, танцевали менуэты в отличии от крестьян. Но носителями фольклора является только народ. Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни (Белинский). Здесь Пушкин доказал, что дворянская культура тоже часть национальной культуры. На этом фоне и появляется нациоанльная музыкальная классика в виде Глинки. Он жил в среде, которая требовала от него, чтобы тот создавал национальное искусство. Среди дворян попрежнему считалось дурным тоном заниматься музыкой. Глинка сам из дворян. Абсолютно вовремя родился – это был 19 век, когда в Европе вознила ситуация для развития национального искусства, и он был – гений.

Глинка стал основателем жанра русской оперы. Оперы две, но они разные – начало двух направлений. «Жизнь за царя» (»Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила». Обе оперы выражают национальный характер (Жизнь за царя) и тип национального миросозерцания (Руслан и Людмила). Оперу Иван Сусанин Глинка написал на сюжет, подсказанный Жуковским. Сюжет исторический, и по жанру – героическая трагедия. Иван Сусанин – реальный персонаж, из народа, любимый персонаж Николая Первого. Иван Сусанин спас русского царя т польских интервентов, ради спасения царя Иван жертвует своей жизнью – это черты национального характера по мнению Глинки и Жуковского. Идет Иван на подвиг не потому что он в душе герой - Для Ивана защитить царя и страну то же самое, что и защитить свою семью, для него это – естественный поступок, который идет из глубины души. Глинка на уровне идеи соединяет очень национальынй момент с общечеловеческим. В Европе опера такого уровня драматургии не создавали. Идея оперы – патриотическое самопожертвование. Патриотическое – за родину, за царя, за семью, а самопожертвование – идея общеевропейская, общечеловеческая, на котором основано в том числе всё евангелие. Глинка в своих черновиках сокращал имя главного героя и писал Иисус. И в музыке в сцене смерти Сусанина Глинка использует мотив креста, который применял Бах в барочной музыке.

Драматургия музыкальная. Драмургия – конфликт русских и поляков. И те и другие охарактеризованы национальной музыкой. Русский стиль основан на романсах той поры, а польский – полонез и мазурка.

4 действия:

1) Экспозиция русского народа (играет русский хор)

2) Характеристика поляков

3) Столкновение. Сцена – поляки приходят в избу к Сусанину – рузыка русская тема прерывается темой полонеза.

4) Гибель Сусанина – там есть предсмертная ария Сусанина.

5) Эпилог. Дело героя торжествует, несмотря на гибель героя. ВО время того как коронуют первого Романова в Кремле звучит торжественная музыка – хор, написанный в стиле русского церковного пения.

Руслан и Людмила – русская эпическая опера. Эпос в отличии от лирики повествует о мире вокруг. Здесь показана очень широкая картина мира. Идея оперы – все миры объединены одним законом – добро побеждает зло. Но не по-щучьему велению, а для того чтобы это произошло – нужно совершить подвиг. Подвиг бывает 2 видов: как героическое деяние (Руслан борется с Черномором и побеждает его), лирический подвиг – сохранение верности, который совершает Людмила. Тут и раскрываются национальные черты. Воспроизведение национального миросозерцания.

Еще Глинка написал 4 симфонических произведения, все одночастные, но не создал симфонии. 3 из них на национальные темы – 2 испанские увертюры – «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», на русскую народную тему - русская народная плясовая песня с нецензрным текстом «Камаринская» и вальс «Фантазия».

Атмосфера начала 19 века – бальные танцы – вальсы, марузки, полонезы и романсы.

Романсы писал Глинка – около 60. «Я помню чудвое мгновенье», «Ночной зефир», и т.д.

Начавшись с Глинки русская классика никуда не исчезла. После него был Даргомыжский, придумавший жанр лирической оперы. Вторая половина 19 века – расцвет русской музыки. Начался разночинный период, правила игры определяли не только дворяне. Появляется понятие «русская интеллигенция», главное его назначение – думать о народе. До этого была ситуация – образованная верхушка и необразованный рабский народ. Искусство стало социальным, оно обозначило проблему народа как основную тему. Народа в целом и отдельного человека. 2 главные темы: социальная (народ) и психологическая (человек). Для этого времени характерно просветительство и публицистичность. В музыкальной жизни развивается музыкальная критика: Стасов. Она начинает определять пути развития искусства. Борьба идей, размышления о судьбе народа. Еще развивается музыкальное образование. В 1862 году открывается первая Петербургская консерватория, открыл её Антон Рубинштейн. Там учат прежде всего не композиторов, а исполнителей. В 1866 открыта Московская консерватория им. Николая Рубинштейна. В 1859 году Антон Рубинштейн основал русское музыкальное общество (РМО), которое занималось организацией концертов.

В Петербурге было создано художественное объединение, кружок под названием «Могучая кучка» (французы называют «Русская пятерка»). Идеологом был Стасов, лидером был композитор Милий Алексеевич Балакирев, невзрачный товарищ Цезарь Антонович Кюи и три выдающихся имени – Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Все они изначально имели другие профессии: Бородин – химик, преподавал в медико-хирургической Академии, Римский-Корсаков – морской офицер, 3 года плавал по океану, путешествовал по Амазонке, в музыке любил отражать море. Достоевский в музыке – Мусоргский, был военным офицером в привилегированном преображенском полку, кончил плохо – спился, отказался от дворянства. Отдельно от них особняком Чайковский (первое образование – юрист), который работал в Московской консерватории. Чайковский – академист. А могучая кучка учились сами, с помощью Балакирева. Были самые настоящие романтики. Вся эта компания целиком прославила русскую музыку на весь мир. Каждый из них нашел свою тему в искусстве:

Мусоргский – трагический художник, который анализировал кричащие социальные противоречия в жизни общества и в человеческой душе, психологические противоречия, хотел показать правду жизни – был реалистом. Был новатором, поскольку в желании показать жизнь не останавливался ни перед чем. Лучшее его произведение – опера «Борис Годунов», еще «Хованщина».

Бородин – единство, целостность и гармония национального искусства, характера, жизни. Центральное произведение – «Князь Игорь». Главная идея – объединение русских князей. Бородин – автор первой русской симфонии.

Римский-Корсаков – главная тема – красота. Красота человеческой души, красота человеческого лица, народной жизни, народной сказки, народной песни. Написал 15 опер, большинство из них на сказочные сюжеты «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Золотой петушок» и гоголевские сюжеты «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».

Чайковский – как Толстой и Достоевский в мире ценится. Он прежде всего русский романтизм. Таинственно глубокие процессы душевной жизни человека в соотношении с трагическим миром вокруг - романтическая антитеза. Он показавыет прекрасные мечты, идеалы и их неосуществимость. Он написал 10 опер, самые гениальные по Пушкину «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Написал 6 симфоний. 6-я симфония с трагическим финалом. Масса романсов.

 

Лекция 5, 6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...