Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству




Реферат

Нормы международного таможенного права в правовой системе РФ

 

 


Введение

 

Таможенное право - комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Таможенное право функционирует в сфере внешнеторговых отношений, которые неизменно имеют международный характер. Международный характер отношений подразумевает специфический порядок их регулирования с использованием элементов унификации с другими правовыми системами. Поэтому огромное значение в таможенно-правовом регулировании правовой системы России отводится именно нормам международного таможенного права. Отношения между государствами, связанные с перемещением из одного из них в другое товаров и транспортных средств, является предметом специального правового регулирования, что обусловлено необходимостью выделения их в отдельный институт таможенного права - международного таможенного права.

Цель работы - исследование норм международного таможенного права в правовой системе Российской Федерации.

Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих задач:

. Изучить общие положения о международных таможенных договорах.

. Рассмотреть основные международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.

. Охарактеризовать нововведения Таможенного кодекса Таможенного союза.

 


Общие положения о международных таможенных договорах

На территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства.

Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация, являются одной из основных групп источников российского таможенного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Источниками международного таможенного права являются: международный договор; обязательные решения международных организаций; международный обычай.

Международные договоры в области таможенного дела по сфере регулирования делятся на: региональные; универсальные; двусторонние.

Международные договоры в области таможенного дела по объекту регулирования делятся следующие группы: первая группа - международные договоры, которые полностью регулируют вопросы таможенного дела (Международная конвенция о регулировании таможенных процедур - Киотская конвенция 1973 г.); вторая группа - международные договоры, которые частично касаются вопросов таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). О них более подробно будет рассмотрено далее.

Среди источников международного таможенного права выделяют обязательные решения международных организаций, которые исходят от: Совета Безопасности ООН; Всемирной торговой организации; Всемирной таможенной организации.

Государства широко применяют международный обычай в качестве источника правового регулирования в таможенной сфере, например деловые обыкновения, изложенные в сборниках «Обычаи портов», издаваемых административными органами международных морских портов.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и / или другими субъектами международного права. Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, т.е. выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

Международный договор может быть составлен в виде одного документа или нескольких документов (например, обмен нотами). Договор составляется либо на языках всех договаривающихся сторон, либо на одном или нескольких согласованных между ними языках. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций.

Договор может вступать в силу с даты подписания, либо предусматривать дополнительные внутригосударственные процедуры (ратификация и т.п.). Во втором случае он вступает в силу после обмена документами о выполнении таких процедур.

Многосторонний договор вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов.

 


Основные международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству

таможенный соглашение кодекс право

Как ранее отмечалось, исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 г. - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 г. - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях (международный договор, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран, общие правила осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин), так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.. По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Универсальные (объединяющие все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), например, Международная Конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. и Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Киотская конвенция - международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г., последняя редакция вступила в силу 3 февраля 2006 г. Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны - на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка).

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года) - многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли.

Венская конвенция 1980 года призвана заменить две Гаагские конвенции 1964 г. о Единообразных законах в международной купле-продаже товаров.

Применение Конвенции ограничивается договорами между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории договаривающихся государств, или случаями, когда применимым является право одного из договаривающихся государств. Ст. 1 Конвенции гласит:

«Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: а) когда эти государства являются Договаривающимися государствами; или б) когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства».

Важным положением Конвенции является то, что она предоставляет договаривающимся сторонам (продавцу и покупателю) право исключить её действие, отступить от любого её положения или изменить его действие.

. Региональные (объединяющие несколько стран-соседей и выражающие интересы определенного региона земного шара). Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д. Также можно привести в пример Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.).

. Двусторонние (связывающие только два государства и выражающие только их волю). Примером могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 г.) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке и т.д.

Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 г. между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях). Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.. По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу, не затрагивающие других вопросов. Например, Международная Конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. и Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.) - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. В статье 2 данной Конвенции сказано, что «Настоящая Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же самой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом».

. Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Венская конвенция о дипломатических сношениях - один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 г. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.. По объекту регулирования международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Международные договоры, которые целиком и полностью регулируют вопросы таможенного дела, например, Международная Конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.

. Международные договоры, частично касающиеся международных таможенных отношений, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...