Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенный кодекс Таможенного союза




 

Проводя исследование норм международного таможенного права в правовой системе Российской Федерации, нельзя более детально не остановиться на Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.).

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (ТК РФ) утратил силу с 29 декабря 2010 г., за исключением пункта 1 статьи 357.10, в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ. Пункт 1 статьи 357.10 утрачивает силу с 1 октября 2011 г. С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (в Республике Казахстан и Российской Федерации Таможенный кодекс Таможенного союза применяется с 1 июля 2010 г.).

Согласно ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Согласно ст. 2 единую таможенную территорию таможенного союза (таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (таможенная граница).

В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза, согласно ст. 3 ТК ТС, состоит из:

) ТК ТС;

) международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Рассмотрим основные нововведения ТК ТС по сравнению с ТК РФ.

Изменение понятийного аппарата:

таможенный брокер заменен на таможенного представителя;

таможенный режим заменен термином таможенная процедура;

введено новое понятие «экспресс-груз»;

исключены понятия «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», «таможенное оформление».

Появление новых форм таможенного контроля:

учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

проверка системы учета товаров и отчетности;

таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.

Введены новые положения о задержании товаров.

Исключены устная и конклюдентная форма декларирования.

Ограничен перечень документов при подаче декларации на товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта.

Комиссией таможенного союза определяются наднациональные области рисков.

Увеличены сроки:

уплаты таможенных пошлин, налогов (без продления срока) - с 15 дней до 4 месяцев;

проведения постконтроля - с 1 года до 3 лет;

предъявления товаров при предварительном декларировании - с 15 до 30 дней;

переработки товаров на таможенной территории - с 2 до 3 лет;

помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещённых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, - с 6 месяцев до 1 года.

Сокращены сроки:

выпуска товаров - с 3 до 2 дней;

выпуска необлагаемых пошлинами экспортируемых товаров - до 4 часов;

регистрации транзитной декларации - с 2 до 1 часа.

Установлены сроки:

организации таможенного сопровождения - в течении 24 часов с момента принятия решения;

регистрации или отказа в регистрации декларации - не более 2 часов с момента подачи декларации;

совершения перевозчиком операций в месте прибытия / доставки - 3 часа с момента предъявления товаров;

стоянки транспортных средств в местах перемещения товаров: автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт - 3 часа, водный транспорт - 8 часов.

Исключение процедуры внутреннего таможенного транзита.

Помещение товаров, перевозимых по таможенной территории, в том числе перевозимых от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, под режим (процедуру) таможенного транзита.

Осуществление перевозки от таможенной границы сразу до места нахождения получателя.

Неприменение к перевозчикам, в том числе таможенным, национальной транзитной процедуры на территории каждого из государств-членов таможенного союза.

Освобождение железнодорожного перевозчика от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров.

Одновременное помещение товаров под две таможенные процедуры - таможенного транзита и реэкспорта (в случае обязательности вывоза товаров) или таможенного транзита и экспорта (в случаях, установленных КТС).

Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела:

ведутся таможенными органами каждого государства-члена таможенного союза;

КТС формирует общие реестры на основе национальных реестров.

Предусмотрена возможность приостановления и возобновления деятельности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Введен институт уполномоченного экономического оператора.

Вместо «специальных упрощенных процедур» для данного института предусмотрены дополнительные упрощения:

выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации;

транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

При этом условием получения статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения, в размере 1 млн. евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым КТС, - 150 тысяч евро.

 

 


Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях (таможенная конвенция - международный договор, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран, общие правила осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин), так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.. По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Универсальные (объединяющие все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), например, Киотская конвенция 1973 г. и Венская конвенция 1980 г.

. Региональные (объединяющие несколько стран-соседей и выражающие интересы определенного региона земного шара), например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

. Двусторонние (связывающие только два государства и выражающие только их волю), например, Торговое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 г.), Соглашение от 16 декабря 1994 г. между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.. По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу, не затрагивающие других вопросов, например, Киотская конвенция 1973 г. и Конвенция МДП 1975 г.

. Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.. По объекту регулирования международные договоры в области таможенного дела могут быть:

. Международные договоры, которые целиком и полностью регулируют вопросы таможенного дела, например, Киотская конвенция 1973 г.

. Международные договоры, частично касающиеся международных таможенных отношений, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Исследование проблемы действия норм международного таможенного права в правовой системе РФ не ограничивается рамками только международного публичного права. Многие ее аспекты, правоприменительная практика касаются «частных дел», международного частного права. Отсюда правомерно говорить не о «жестком» разделении систем права, отраслей, правовых комплексов на публичное и частное право, а о сочетании в них публичных и частных аспектов (элементов, начал). Следует полагать, в одних преобладающими являются публичные аспекты, в других частные. Зачастую трудно провести четкую грань, разделяющую публичное и частное право. Они имеют достаточно много сопряженных сфер правового регулирования, между ними происходит интенсивное взаимодействие, сближение, вплоть до взаимопереходов.

Будучи частью правовой системы РФ, нормы международного таможенного права не становятся нормами внутреннего права. Они действуют как таковые и порождают правовые последствия совместно (наряду) с нормами внутреннего права. В равной мере источники международного таможенного права «не вливаются» в массив источников российского права, а занимают обособленное положение в нормативной части правовой системы РФ и являются источниками действующих в стране норм международного таможенного права. Это означает, что нормы международного таможенного права должны толковаться и применяться в свете объекта и целей соответствующей нормы и договора, с установленными в договоре временными, пространственными и субъектными пределами действия, в контексте значения используемых в нем терминов, а не с позиций аналогичных ориентиров законодательства.

Нормы и источники международного таможенного права не находятся в одном ряду с нормами и источниками внутреннего права также с точки зрения иерархии, соотношения их юридической силы.

Нормы международного таможенного права воздействуют на все элементы правовой системы России (законодательство, практику, идеологию, доктрину и т.д.), отсюда и формы их жизни во внутригосударственной сфере многообразны и не ограничиваются только рамками правоприменительных властных решений: информационное действие, влияние на определение подсудности и применимого права, их исполнение и соблюдение, нормы международного таможенного права как средство правовой аргументации, толкование норм, применение, влияние норм на правотворческую деятельность и др.

В условиях федеративного государства выполнение норм международного таможенного права происходит двумя путями - «вертикальным» и «горизонтальным»: напрямую по цепочке федеральных органов исполнительной власти, когда они обеспечивают их выполнение через свои нижестоящие инстанции; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований, когда их органы обеспечивают выполнение норм международного таможенного права в рамках своей компетенции.

Отсюда вытекает необходимость существования двух уровней правового регулирования обеспечения выполнения норм международного таможенного права, двух видов нормативно-правовых актов: федеральных и актов субъектов РФ. На уровне последних предполагается принятие актов (законов), о заключении, исполнении и прекращении собственных международных соглашений, а также об участии в выполнении международных договоров РФ.

Развитие практики применения норм международного таможенного права во многом зависит от психологических факторов. Здесь немаловажную роль играют регулярные обзоры судебных решений, опубликование в специальной рубрике бюллетеней (вестников) высших судебных инстанций решений по конкретным делам, издание методических и практических пособий, специальные постановления пленумов, обязательное текущее официальное опубликование всех вступающих в силу международных договоров, издание систематизированных сборников договоров по конкретным сферам деятельности и т.д.

 


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации [основной закон РФ: принят всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ] // СЗ РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 апреля 2003 г., №61-ФЗ: в ред. федер. закона от 27.11.2010] // СЗ РФ. - 2003. - №22. - Ст. 2066. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: [приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г., №17: в ред. от 16.04.2010] // СЗ РФ. - 2010. - №50. - Ст. 6615. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 15 июля 1995 г., №101-ФЗ] // СЗ РФ. - 1995. - №29. - Ст. 2757. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 27 ноября 2010 г., №311-ФЗ] // СЗ РФ. - 2010. - №48. - Ст. 6252. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [Электронный ресурс]: [подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.] // СЗ РФ. - 2001. - №42. - Ст. 3983. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.

7. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России [Текст]: учебник / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М., 2003. - 365 с.

. Бекяшев, К.А. Таможенное право [Текст]: учеб. пособие / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М., 2003. - 458 с.

. Габричидзе, Б.Н. Таможенное право [Текст]: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - 5-е изд. - М., 2004. - 480 с.

. Свинухов, В.Г. Таможенное дело [Текст]: учебник / В.Г. Свинухов - М., 2005. - 390 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...