Структура управления образовательным процессом в ОУ
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Совмещенная административно-игровая модель Ученического самоуправления
МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.» «СОДРУЖЕСТВО»
2016 г.
Пояснительная записка Еще несколько лет назад ученическое самоуправление медленно и осторожно входило в стены школ, а советы обучающихся доказывали администрации свое право на существование. На сегодняшний день вопрос: «ученическому самоуправлению – быть или не быть?» – не существует. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает точный ответ: «Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом» (1), а это означает, что ученическому самоуправлению быть. Но возникают другие вопросы: Каковы полномочия и ответственность органов ученического самоуправления? И здесь снова к нам на помощь приходит закон, который предусматривает «учет мнения советов обучающихся <…> при принятии локальных нормативных актов» (1). При грамотном использовании данных прав ученическое самоуправление позволяет учащимся получить возможность влиять на политику образовательного учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной, но при условии, что органы самоуправления не просто говорят о своих правах, но и готовы нести ответственность, быть активными и проявлять инициативу. А для этого очень важно обладать правовой грамотностью. В нашей школе органы ученического самоуправления в виде Ученической Думы и Ученического комитета работают с 2007 года, кроме того, существуют активы классов, разовые поручения. Для анализа состояния ученического самоуправления в школе нами было проведено анкетирование по методике М.И. Рожкова. Результаты диагностики по определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе представлены в приложении №1. Результаты показали, что уровень развития самоуправления в школе находится на среднем уровне и это при том, что школа является победителем Всероссийского конкурса ОО, развивающих ученическое самоуправление. Соответственно существующая модель УС нуждается в коррекции. Проведя анализ модели и структуры УС, мы нашли возможности усовершенствовать УСУ нашей школы.
1. Блок целеполагания Целью школьного самоуправления нашей школы является воспитание гражданственности, социальной активности и ответственности, уважения к правам и свободам человека. Задачи ученического самоуправления: Ø Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе образовательного процесса. Ø Создание условий для творческого саморазвития школьников. Ø Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка. Ø Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения. Ø Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения. Ø Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся. При организации самоуправления мы опираемся на следующие приоритетные принципы: Ø ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);
Ø деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела; Ø тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления, социальными партнерами, образовательными учреждениями. Данные принципы соответствуют основам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод. Кроме того, при организации ученического самоуправления мы считаем необходимым руководствоваться Принципами ученического самоуправления, предложенными Д.М. Мехонцевой: 1. Принцип целостности: a) каждому делу - свой организатор, каждой подсистеме (кружку, секции и т.д.), каждому разделу работы – управляющий орган; b) каждому органу - действенные права и обязанности; c) иерархия управления: подчинение, соподчинение в неразрывной связи с центральным руководством. 2. Принцип доминантности: члены органов самоуправления и их руководители должны обладать высокими интеллектуальными, физическими и моральными качествами. Это является основанием для отбора членов в органы самоуправления. 3. Принципы преемственности и адаптивности: a) взаимосвязь и передача опыта; b) наличие стандартов (планов, инструкций, теории и т.д.); c) постоянная учеба и приобретение опыта в теории и практике управления. 4. Принцип целесообразности и оптимальности: все действия органов самоуправления (ОСУ) - должны быть направлены на реализацию вышеуказанных целей и задач с наименьшими усилиями и наибольшими результатами благодаря постоянной учебе и творческому поиску. 5. Принцип прямой и обратной связи: в основе взаимоотношений лежит прозрачность, гласность, правдивость, достоверность, своевременность. Лидер-партнер, не только умеющий разбираться в себе, управлять своими поступками и желаниями и признающий свои ошибки, но и способный в своих сверстниках выявлять все лучшее.
Основные идеи
Позиционный блок. Управление Чернореченской школы носит государственно-общественный характер, основано на принципах демократичности, публичности и открытости управленческих решений, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В основу положена четырехуровневая структура управления. Структура управления образовательным процессом в ОУ
Организационный блок Структура ученического самоуправления:
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня. Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом. Завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность. Второй уровень – это уровень классного самоуправления. Классные коллективы школы самостоятельно определяют форму и структуру классного ученического самоуправления, но с условием, что в функционал отдельных членов актива входят обязанности по основным направлениям деятельности Ученической Думы и комитетов. Актив класса избирается с периодичностью не реже 1 раза в четверть, что дает возможность всем учащимся класса принимать активное участие в управленческой деятельности по одному из направлений. Третий уровень – это уровень общешкольного самоуправления. Здесь представлены 3 органа: общешкольное ученическое собрание, Ученическая Дума и Ученические комитеты. Общешкольное ученическое собрание является высшим органом ученического самоуправления. Собрание работает не менее 2 раз в год, далее – по необходимости. Ученическая Дума – выборный руководящий орган ученического самоуправления школы - состоит из 7 человек: председателя, секретаря и 5 заместителей председателя по на правлениям деятельности ученического самоуправления. Исполнительный орган представлен ученическими комитетами, состоящими из уполномоченных представителей классных ученических коллективов (по 2 человека от 1-11 классов). Каждый комитет включает в себя по 4-5 человек разных возрастов, руководит комитетом заместитель председателя Ученической Думы по своему направлению деятельности. Объединение учащихся разных возрастов в комитеты позволяет реализовать принцип преемственности.
Четвёртый уровень. Управляющий совет - осуществляет руководство органов самоуправления. В него входят 3 родителя, 3 учителя, 3 ученика, 1 представитель управления образования. Э то представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития учреждения. Кроме того, учащиеся имеют свое представительство в таких важных структурах как Служба медиации, Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|