Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура управления образовательным процессом в ОУ




Совмещенная административно-игровая модель

Ученического самоуправления

 

МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.»

«СОДРУЖЕСТВО»

 

2016 г.

 


Пояснительная записка

Еще несколько лет назад ученическое самоуправление медленно и осторожно входило в стены школ, а советы обучающихся доказывали администрации свое право на существование. На сегодняшний день вопрос: «ученическому самоуправлению – быть или не быть?» – не существует. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает точный ответ: «Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом» (1), а это означает, что ученическому самоуправлению быть. Но возникают другие вопросы: Каковы полномочия и ответственность органов ученического самоуправления? И здесь снова к нам на помощь приходит закон, который предусматривает «учет мнения советов обучающихся <…> при принятии локальных нормативных актов» (1).

При грамотном использовании данных прав ученическое самоуправление позволяет учащимся получить возможность влиять на политику образовательного учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной, но при условии, что органы самоуправления не просто говорят о своих правах, но и готовы нести ответственность, быть активными и проявлять инициативу. А для этого очень важно обладать правовой грамотностью.

В нашей школе органы ученического самоуправления в виде Ученической Думы и Ученического комитета работают с 2007 года, кроме того, существуют активы классов, разовые поручения. Для анализа состояния ученического самоуправления в школе нами было проведено анкетирование по методике М.И. Рожкова. Результаты диагностики по определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе представлены в приложении №1. Результаты показали, что уровень развития самоуправления в школе находится на среднем уровне и это при том, что школа является победителем Всероссийского конкурса ОО, развивающих ученическое самоуправление. Соответственно существующая модель УС нуждается в коррекции. Проведя анализ модели и структуры УС, мы нашли возможности усовершенствовать УСУ нашей школы.

1. Блок целеполагания

Цельюшкольного самоуправления нашей школы является воспитание гражданственности, социальной активности и ответственности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи ученического самоуправления:

Ø Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе образовательного процесса.

Ø Создание условий для творческого саморазвития школьников.

Ø Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

Ø Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.

Ø Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

Ø Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

При организации самоуправления мы опираемся на следующие приоритетные принципы:

Ø ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);

Ø деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

Ø тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления, социальными партнерами, образовательными учреждениями.

Данные принципы соответствуют основам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Кроме того, при организации ученического самоуправления мы считаем необходимым руководствоваться Принципами ученического самоуправления, предложенными Д.М. Мехонцевой:

1. Принцип целостности:

a) каждому делу - свой организатор, каждой подсистеме (кружку, секции и т.д.), каждому разделу работы – управляющий орган;

b) каждому органу - действенные права и обязанности;

c) иерархия управления: подчинение, соподчинение в неразрывной связи с центральным руководством.

2. Принцип доминантности: члены органов самоуправления и их руководители должны обладать высокими интеллектуальными, физическими и моральными качествами. Это является основанием для отбора членов в органы самоуправления .

3. Принципы преемственности и адаптивности:

a) взаимосвязь и передача опыта;

b) наличие стандартов (планов, инструкций, теории и т.д.);

c) постоянная учеба и приобретение опыта в теории и практике управления.

4. Принцип целесообразности и оптимальности: все действия органов самоуправления (ОСУ) - должны быть направлены на реализацию вышеуказанных целей и задач с наименьшими усилиями и наибольшими результатами благодаря постоянной учебе и творческому поиску.

5. Принцип прямой и обратной связи: в основе взаимоотношений лежит прозрачность, гласность, правдивость, достоверность, своевременность. Лидер-партнер, не только умеющий разбираться в себе, управлять своими поступками и желаниями и признающий свои ошибки, но и способный в своих сверстниках выявлять все лучшее.

Основные идеи

  • Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
  • Идея творчества. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
  • Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
  • Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
  • Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
  • Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей и сельского сообщества в целом в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

 

 

Позиционный блок.

Управление Чернореченской школы носит государственно-общественный характер, основано на принципах демократичности, публичности и открытости управленческих решений, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В основу положена четырехуровневая структура управления.

Структура управления образовательным процессом в ОУ

Управляющий Совет
Директор
Служба медиации
Профсоюз
Общешкольное ученическое собрание
Общешкольное родительское собрание
Ученическая Дума
Ученические комитеты
l di54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA+QUAAAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#f79646 [3209]" strokeweight="2pt">
Общешкольный родительский комитет
Комиссия по урегулированию споров
Совет профилактики
Педагогический совет  
Методические объединения учителей
Классное ученическое собрание
Классное родительское собрание
y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPoFAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" strokecolor="#9bbb59 [3206]" strokeweight="2pt">
Творческие лаборатории
Классный родительский комитет
Актив класса
Педагоги
Ученики
Родители

 

 



Организационный блок

Структура ученического самоуправления:

Ученическая Дума 3%  
Ученические комитеты 10%  
Управляющий совет
Совет по профилактике
Служба медиации
Комиссия по урегулированию споров
Общешкольное ученическое собрание 100%  
Ученик  
Классные ученические собрания 100%  
Актив класса 36%  
Комитет по вопросам образования
Комитет по вопросам трудового воспитания
Комитет по СМИ
Комитет по физическому воспитанию
Комитет по вопросам культуры и спорта

 

Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом. Завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

Второй уровень –это уровень классного самоуправления. Классные коллективы школы самостоятельно определяют форму и структуру классного ученического самоуправления, но с условием, что в функционал отдельных членов актива входят обязанности по основным направлениям деятельности Ученической Думы и комитетов. Актив класса избирается с периодичностью не реже 1 раза в четверть, что дает возможность всем учащимся класса принимать активное участие в управленческой деятельности по одному из направлений.

Третий уровень – это уровень общешкольного самоуправления. Здесь представлены 3 органа: общешкольное ученическое собрание, Ученическая Дума и Ученические комитеты. Общешкольное ученическое собрание является высшим органом ученического самоуправления. Собрание работает не менее 2 раз в год, далее – по необходимости. Ученическая Дума – выборный руководящий орган ученического самоуправления школы - состоит из 7 человек: председателя, секретаря и 5 заместителей председателя по на правлениям деятельности ученического самоуправления. Исполнительный орган представлен ученическими комитетами, состоящими из уполномоченных представителей классных ученических коллективов (по 2 человека от 1-11 классов). Каждый комитет включает в себя по 4-5 человек разных возрастов, руководит комитетом заместитель председателя Ученической Думы по своему направлению деятельности. Объединение учащихся разных возрастов в комитеты позволяет реализовать принцип преемственности.

Четвёртый уровень.Управляющий совет - осуществляет руководство органов самоуправления. Внего входят 3 родителя, 3 учителя, 3 ученика, 1 представитель управления образования. Это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития учреждения. Кроме того, учащиеся имеют свое представительство в таких важных структурах как Служба медиации, Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.