Назовите свойства, характерные только для отдельного организма и для популяции в целом.
Перечислите свойства, общие для организма и популяции.
27. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, а в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
28. Во всех организмах заложена потенция размножения, выражающаяся геометрической прогрессией, графическим изображением которой является экспонента.
Неограниченный экспоненциальный рост популяции подобен взрыву, он приводит к истощению и полному разрушению ресурсов среды. В основе существования любой популяции, подчеркивает Р. Уиттекер, лежит конфликт между свойственной организму тенденцией увеличивать свою численность и разнообразными ограничениями, которые препятствуют такому увеличению. Опишите основные типы динамики популяций (по N.D.Levine), представленные ниже.
29. В 1884 г. на выставке хлопка в Нью-Орлеане из Венесуэлы были представлены эффектные растения с цветками, похожими на орхидеи, - водяные гиацинты. Очарованные прелестными цветами, посетители выставки приобретали рассаду и затем высаживали ее в своих прудах и реках. Гиацинты быстро распространились по рекам и каналам всей округи, разрастаясь настолько, что иногда полностью останавливали навигацию. Сейчас они стали серьезной опасностью для водных путей в Конго, найдя в этой стране прекрасные условия для размножения. Ведь у каждого растения за 50 дней появляется более 1000 потомков, и поэтому любое выкапывание с помощью драг или даже выдергивание с корнями дает лишь временный эффект. Эффективно препятствовать неограниченному росту этих растений могут гиппопотамы, которые охотно употребляют их в пищу.
Приведите известные вам примеры акклиматизации или случайного завоза видов, которые вызывали серьезные нарушения в природных комплексах.
30. Акулы появились на планете 400 млн. лет назад, гораздо раньше, чем динозавры. Сейчас существует свыше 350 видов акул от 15 см до 18 м в длину. Они заняли в океанах свою экологическую нишу, подавляющее большинство из них хищники. Акулы постоянно находятся в движении. Они чутко улавливают запах падали и крови при разведении в морской воде 1:1000000; обладают превосходным слухом, прекрасно видят в темноте; ощущают электрические импульсы от сокращения мышц животных. Акулы обладают высокоэффективной иммунной системой; их раны быстро заживают; они никогда не болеют раком. Для медицинских целей и в пищу ежегодно вылавливается свыше 100 млн. акул. У акул есть только одно «слабое» место: многие виды акул начинают давать потомство только с 12 лет, причем одновременно рождается лишь несколько потомков; вынашивание эмбрионов длится от одного до двух лет. Выскажите свои предположения, что произойдет, если: а) сокращение численности акул будет идти прежними темпами; б) акулы будут полностью уничтожены человеком.
31. Американские ученые Д. Читти и Д. Христиан обнаружили у мышевидных грызунов удивительное явление. При благоприятных условиях их численность быстро возрастает, они заселяют большинство пригодных мест. И вдруг среди мышей начинается падёж. Среди умерших мышей нет больных и истощенных животных. Что за напасть приключилась? Оказалось, что у павших животных увеличены надпочечники; это же явление обнаруживается при стрессах. Выдвинули такое предположение: перенаселенность вызывает стрессовые ситуации, и некоторые организмы начинают гибнуть еще до истощения жизненных ресурсов. Плотность грызунов резко снижается, но сохраняются приличные условия для будущих поколений.
О каком явлении идет речь в данном примере? Каковы механизмы этого явления?
32. Сравните летний пищевой рацион самцов и самок лесной куницы.
Летний пищевой рацион куницы (в %)
При этом самцы, как более крупные, охотятся в основном на крупных птиц (тетеревов, куропаток), тогда как самки питаются, в основном, мелкими воробьиными птицами, рябчиками. Используя представленную в таблице информацию, сделайте предположение, какая группа - самцов или самок - будет более жизнеспособной.
33. Рассмотрите таблицу, характеризующую экологическую структуру популяций. Приведите примеры животных, имеющих тот или иной образ жизни.
Экологическая структура популяций
Каков эволюционный смысл появления различных экологических групп животных?
34. Экологическая энергетика животных является одним из наиболее перспективных разделов экологии
Широко известно, что зимой масса тела птиц больше, чем летом. Ритмы поступления энергии с пищей регулируются уровнем энергозатрат и обеспечивают не только компенсацию расходов, но и создают необходимый стратегический запас энергии на случаи изменений условий существования. Коэффициент усвоения пищи у воробьиных птиц составляет в среднем 0,85. Степень изменения этого коэффициента определяет способность вида к сохранению энергетического баланса в различных условиях среды. Стратегия питания вьюрковых птиц включает способность к выбору кормов определенной калорийности переход к питанию в сумерках, более полному усвоению органических веществ из пищи за счет снижения скорости пищеварения ночью. Предложите темы для исследований по экологической энергетике птиц; цель и задачи одного из исследований, план работы, оборудование. Дайте объяснение представленных закономерностей с использованием знаний по биологии, химии, физике, географии.
35. Определите, какой тип взаимодействий описывается в приведенных ниже примерах. Условные обозначения: «0» - нет влияния на данный вид; «+» - благоприятное влияние; «-» - неблагоприятное (отрицательное) влияние. 1. Лемминги и песцы - обитатели тундры. 2. Малярийный плазмодий в организме человека. 3. Жгутиковые простейшие в кишечнике термитов. 4. Сороки предупреждают об опасности крупных копытных. 5. Рак-отшельник и актинии. 6. Совместное гнездование крачек и цапель помогает защищаться от хищников. 7. Многие грибы и бактерии синтезируют антибиотики, тормозящие рост других бактерий. 8. Лев и антилопы. 9. Насекомые и насекомоядные растения. 10. Мальки ставриды под колоколом медуз. 11. Грибница и корни деревьев.
Различные виды взаимодействий между популяциями видов А и Б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|