Познавательные процессы: память и внимание
Память — одно из важнейших свойств психики. Любая форма психической деятельности опирается на память. Память — это отражение объективной действительности, заключающейся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте. Память — это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. И.М. Сеченов считал память «основным усилием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также и подкорковые образования, все системы связей в головном мозге. Память тесно связана с анализаторами и с речью. Благодаря накопленному клиницистами опыту представляется бесспорным большое значение для памяти височных долей головного мозга. Память—психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела. Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память — это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте. Память — процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание — процесс, противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях.
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки. Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения. Существует также особый вид памяти — память на чувства, пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли. Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает в виде знаний, умений и навыков. Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти. Физиологической основой памяти, по учению И.П. Павлова, является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они мргут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить — значит связать что-то с чем-то: имя человека — с его внешним видом, дату исторического события — с содержанием события и т.п. В психологии подобные связи называют ассоциациями. И.П. Павлов так характеризовал значение и физиологический механизм ассоциаций: «Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиологи называют временной связью, а психологи — ассоциацией?».
И.П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках. В этом направлении проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными. Классификация памяти: По форме психической активности: произвольная и непроизвольная. По процессам: запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание. По видам память можно распределить по: а) анализаторам — это зрительная, слуховая, двигательная, органическая, вкусовая и т.д.; б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований — это образная, логическая и эмоциональная память; в) по способам запоминания — это прямая память и опосредованная. По системам: сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная память. Сенсорная память — это память на образы предметов и явлений или их свойств, которые ранее действовали на наши органы чувств. Непосредственное запечатление сенсорных воздействий, то есть сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 сек.). Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических бы-строизменяющихся явлений.
Сенсорная память делится на: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую, смешанную. Двигательная — моторная память — это память на движения собственного тела. Эмоциональная память — это память на пережитые человеком эмоции и чувства. Словесно-смысловая (смысловая) или вербально-ло гическая — это память на мысли, выраженные словами. Возможность сохранения и последующего оживления временных связей — необходимая физиологическая основа памяти. Память ассоциативна. Различают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. И.П. Павлов выделил еще ассоциации причинно-следственные. Они имеют в основе логическое взаимодействие компонентов и уже являются переходом к сложным смысловым связям. Последние объединены и обобщены посредством слов в группы и целые системообразования, в которых обобщается наиболее существенное. Запоминание. Путем образования ассоциаций в процессе получения информации происходит запоминание, которое может носить непроизвольный характер. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение, особое физиологическое состояние и др. Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Основная роль в нашей жизни и деятельности принадлежит произвольной форме запоминаний. Наиболее характерной чертой произвольного запоминания, кроме волевого акта, является обязательное присутствие мотива, решающей задачи. Закономерности непроизвольного запоминания: 1. Зависимость от силы раздражителя, повышенная ориентация на его начало и конец; 2. Зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 3. Зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4. Зависимость от включенности объекта в структуру деятельности. Закономерности произвольного запоминания: 1. Осознание значимости, цели запоминания; 2. Осознание смысла воспринимаемого; 3. Установление структурно-логических взамосвязей в материале запоминания; 4. Логическая реконструкция материала — обобщение, систематизация, установление смысловых ассоциаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|