Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные процессы: память и внимание

Память — одно из важнейших свойств психики. Лю­бая форма психической деятельности опирается на па­мять.

Памятьэто отражение объективной действи­тельности, заключающейся в запоминании, сохране­нии и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Память — это отражение прошлого опыта, за­ключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было вос­принято, пережито или сделано.

Память человека тесно связана с его мышлением, во­лей, чувствами и другими психическими процессами.

И.М. Сеченов считал память «основным усилием пси­хической жизни», «краеугольным камнем психического развития».

Память — общемозговая функция, в которой участву­ют все разделы головного мозга, а также и подкорковые образования, все системы связей в головном мозге. Па­мять тесно связана с анализаторами и с речью. Благодаря накопленному клиницистами опыту представляется бес­спорным большое значение для памяти височных долей головного мозга.

Память—психический процесс, позволяющий чело­веку сохранять и при определенных условиях восста­навливать огромное количество информации, получен­ной его мозгом извне и от собственного тела. Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощу­щал и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память — это отражение объективной действи­тельности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.

Память — процесс сложный. Она состоит из несколь­ких частных процессов, связанных друг с другом: запо­минания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запе­чатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание — процесс, проти­воположный запоминанию, но неизбежный в определен­ных условиях.

Память человека тесно связана с его мышлением, во­лей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной перера­ботки. Связь памяти с мышлением особенно ясно выра­жена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выража­ется в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения. Существует также особый вид памяти — память на чувства, пережитые человеком. Запомина­ние и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли.

Память необходима человеку. Она позволяет ему на­коплять, сохранять и впоследствии использовать лич­ный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает в виде знаний, умений и навыков.

Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздей­ствовало на его мозг, а главным образом то, что связа­но с его потребностями, интересами, деятельностью. Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его дея­тельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти, по учению И.П. Пав­лова, является образование, сохранение и возобновле­ние нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они мргут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить — значит связать что-то с чем-то: имя человека — с его вне­шним видом, дату исторического события — с содер­жанием события и т.п. В психологии подобные связи называют ассоциациями. И.П. Павлов так характери­зовал значение и физиологический механизм ассоциа­ций: «Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое — то, что психоло­ги называют ассоциацией, будет ли это образование со­единений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что фи­зиологи называют временной связью, а психологи — ассоциацией?».

И.П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках. В этом направле­нии проведено много исследований отечественными и за­рубежными учеными.

Классификация памяти:

По форме психической активности: произвольная и непроизвольная.

По процессам: запечатление, сохранение, воспроизве­дение, забывание.

По видам память можно распределить по: а) анали­заторам — это зрительная, слуховая, двигательная, органическая, вкусовая и т.д.; б) по сигнальным сис­темам и роли подкорковых образований — это образ­ная, логическая и эмоциональная память; в) по спо­собам запоминания — это прямая память и опосредо­ванная.

По системам: сенсорная, кратковременная, оператив­ная и долговременная память.

Сенсорная память — это память на образы предме­тов и явлений или их свойств, которые ранее действова­ли на наши органы чувств. Непосредственное запечатле­ние сенсорных воздействий, то есть сохранение нагляд­ных образов в виде четкого, полного отпечатка чувствен­ных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 сек.). Этот вид памяти обеспечивает не­прерывность, целостность восприятия динамических бы-строизменяющихся явлений.

Сенсорная память делится на: зрительную, слухо­вую, обонятельную, осязательную, вкусовую, смешанную.

Двигательная — моторная память — это память на движения собственного тела.

Эмоциональная память — это память на пережитые человеком эмоции и чувства.

Словесно-смысловая (смысловая) или вербально-ло гическая — это память на мысли, выраженные словами. Возможность сохранения и последующего оживления временных связей — необходимая физиологическая ос­нова памяти. Память ассоциативна. Различают ассоци­ации по сходству, смежности и контрасту. И.П. Павлов выделил еще ассоциации причинно-следственные. Они имеют в основе логическое взаимодействие компонентов и уже являются переходом к сложным смысловым свя­зям. Последние объединены и обобщены посредством слов в группы и целые системообразования, в которых обоб­щается наиболее существенное.

Запоминание.

Путем образования ассоциаций в процессе получения информации происходит запоминание, которое может носить непроизвольный характер. Непроизвольному за­поминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение, особое физиологическое состояние и др. Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний.

Основная роль в нашей жизни и деятельности принад­лежит произвольной форме запоминаний. Наиболее ха­рактерной чертой произвольного запоминания, кроме волевого акта, является обязательное присутствие моти­ва, решающей задачи.

Закономерности непроизвольного запоминания: 1. Зависимость от силы раздражителя, повышенная ори­ентация на его начало и конец; 2. Зависимость от инди­видуальной значимости раздражителя; 3. Зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4. Зависимость от включенности объекта в структуру деятельности.

Закономерности произвольного запоминания: 1. Осознание значимости, цели запоминания; 2. Осоз­нание смысла воспринимаемого; 3. Установление струк­турно-логических взамосвязей в материале запомина­ния; 4. Логическая реконструкция материала — обоб­щение, систематизация, установление смысловых ассо­циаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...