Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание выступает как одна из сторон сознания.

Направленность состоит в том, что объекты, имею­щие в данное время для человека жизненное значение, привлекают к себе его внимание, а другие объекты, не имеющие такого значения, остаются вне его.

Сосредоточенность внимания — это процесс углубле­ния в деятельность, отвлечения от всего, что не имеет к ней отношения.

Внимание не существует само по себе, оно всегда свя­зано с другими психическими процессами — ощущения­ми, восприятием, памятью, мышлением и обеспечивает ясность и продуктивность их протекания.

Физиологические основы внимания. Внимание связано с процессами возбуждения и торможения, которые проте­кают в коре больших полушарий, и их взаимодействием.

Физиологической основой внимания является концен­трация возбуждения в определенных участках коры го­ловного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоя­нии торможения (И.П. Павлов).

При взаимодействии этих процессов возникает очаг оп­тимальной возбудимости, который в ряде случаев являет­ся нервным механизмом внимания. Очаг оптимальной воз­будимости формируется следующим образом. Под влияни­ем действующих раздражителей в определенных пунктах коры больших полушарий возникают очаги возбуждения разной силы. Очаги средней силы образуют вместе то, что называют очагом оптимальной (наиболее благоприятной) возбудимости. И.П. Павлов говорил, что очаг оптималь­ной возбудимости не является одним возбужденным участ­ком мозга, а представляет «ряд возбужденных пунктов мозга, связанных между собою разнообразными путями». Концентрированное в очаге оптимальной возбудимости возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение, которое, в свою очередь, по закону поло­жительной индукции усиливает возбуждение нервных кле­ток очага оптимальной возбудимости.

Представим студента, который внимательно слушает объяснение преподавателя или сосредоточил свое внима­ние, скажем, на решении математической задачи. Что при этом происходит в коре больших полушарий его моз­га? В тех пунктах коры, которые связаны с выполнением данной деятельности, возникло концентрированное воз­буждение, а вокруг возбужденных пунктов по закону от­рицательной индукции распространилось торможение, ко­торое по закону положительной индукции усиливает воз­буждение в том пункте, где оно ранее возникло. Таким образом, в работающем мозгу студента сформировался очаг оптимальной возбудимости, который и является не­рвным механизмом его внимания.

Очаг оптимальной возбудимости подвижен. И.П. Пав­лов, поясняя эту мысль, прибегает к такой аналогии: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крыш­ку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на дума­ющем сознательном человеке, как по его большим по­лушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очерта­ний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значитель­ной тенью».

Значительный вклад в понимание физиологического механизма внимания сделал А.А. Ухтомский своим уче­нием о доминанте. Доминантный очаг отличается зна­чительно большей устойчивостью по сравнению с обыч­ным очагом оптимальной возбудимости. Его существо­вание А.А. Ухтомский объяснял суммацией возбужде­ния: он как бы притягивает к себе слабые возбуждения из окружающих пунктов коры и тем самым становится несколько сильнее и устойчивее. Доминанты образуют физиологическую основу наиболее устойчивого и сосредоточенного внимания, такого внимания, при ко­тором человек совсем не замечает посторонних к основ­ному делу воздействий.

Внимание обеспечивает ясность сознания и высо­кую производительность труда. Физиологически это объясняется тем, что в очаге оптимальной возбудимо­сти создаются условия, при которых «легко образуют­ся новые условные рефлексы и успешно вырабатыва­ются дифференцировки. Это есть, таким образом, в данный момент, так сказать, творческий отдел боль­ших полушарий».

Внимание всегда связано с повышенным тонусом коры мозга; энергетический заряд коры создают и поддержи­вают клетки ретикулярной формации.

В «некоторых случаях внимание в качестве физиологи­ческой основы имеет ориентировочный рефлекс, который возникает при появлении нового раздражителя.

В возникновении и протекании внимания важную роль играют первая и вторая сигнальные системы в их взаи­модействии.

Если, например, человек берет инструменты в руки, внимательно их рассматривает, разбирает и собирает в целях изучения, пробует пользоваться ими, то внима­ние напряжено, в нем преобладает первая сигнальная система. В данном случае очаг возбуждения возникает и перемещается в коре мозга главным образом под влия­нием непосредственно действующих раздражителей — предметов и их свойств, зрительных, слуховых, кож­ных, кинестетических.

При внимании, связанном с физическим трудом, де­ятельность первой сигнальной системы играет веду­щую роль, но она неотрывна от второй сигнальной системы и находится с нею в постоянном взаимодей­ствии.

Направленность и сосредоточенность внимания связа­ны с направленностью личности, ее убеждениями, инте­ресами, зависят от способностей, особенностей темпера­мента и характера этой личности.

Как было сказано, в возникновении и протекании вни­мания важною роль играют первая и вторая сигнальные системы. Обе сигнальные системы в процессе внимания всегда выступают в единстве и взаимосвязи, их невоз­можно полностью ограничить, можно лишь установить, какая из них временно преобладает.

Свойства внимания.

Устойчивость внимания — это длительная сосредо­точенность внимания на определенных объектах.

Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. Однообразие всегда утомительно.

Колебание внимания — представляет собой периоди­чески повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему.

Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внима­ния в направлении новых объектов. Однако, с помощью волевого усилия, т.е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстановят свою работу.

Объем внимания. Объем внимания определяется ко­личеством объектов, которые одновременно охватывают­ся вниманием.

Средний объем внимания у взрослых людей равен 4-6 знакам, а у детей — 3-4 знака. При предъявлении слов

— до 14 знаков. Объем внимания увеличивается по мере
упражнения, предварительного ознакомления с объекта­
ми и приобретением знаний о них.

Распределение внимания. Распределением внимания называется такая организация психической деятельнос­ти, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий.

Распределение внимания — обязательное условие в ряде профессий, в том числе профессии медицинского ра­ботника. От умения распределять внимание часто зави­сит правильная организация и производительность тру­да. Распределение внимания — не врожденное качество, его можно развивать путем упражнений.

Переключение внимания. Это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на дру­гой объект или вид деятельности.

Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Оно также зависит от интере­са: более интересные объекты или виды деятельности об­легчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств лич­ности.

Отвлекаемость внимания. Отвлекаемость внимания —это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент ка­кой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внеш­ней или внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произ­вольное внимание становится непроизвольным. Внутрен­няя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсут­ствии интереса и чувства ответственности за то дело, ко­торым в данный момент занят человек.

Рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Встречается два вида рассеянности: рассеянность мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредо­точенностью его внимания на чем-либо одном. Мни­мая рассеянность — результат большой сосредото­ченности и узости внимания. Подлинная рассеянность — человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное вни­мание на каком-либо объекте или действии. Для это­го ему требуется значительно больше волевых уси­лий, чем человеку не рассеянному. Причиной под­линной рассеянности может быть: неврастения, ма­локровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступ­ление воздуха в легкие и, следовательно, обедняю­щая кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность есть результат физического и умствен­ного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеян­ности может быть перегрузка мозга с большим коли­чеством впечатлений, а также разбросанность инте­ресов.

Различают внимание произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание играет немалую роль в про­цессе обучения. О непроизвольном внимании следует го­ворить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека.

В появлении такого внимания играют роль привыч­ки человека, соответствие раздражителя внутреннему со­стоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т.д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе бе­зусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.

Одним из факторов, вызывающих процесс непроизволь­ного внимания, являются сильнодействующие раздражи­тели.

Очень сильные слуховые, зрительные, кожные, обоня­тельные, проприоцептивные, органические раздражите­ли, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс не­произвольного внимания.

К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует отнести контрастные раздражители.

Непроизвольное внимание привлекают также эмоцио­нально значимые раздражители. Объекты, которые вы­зывают чувство радости, удивления, эстетические чув­ства, чувства гнева и другие, вместе с тем вызывают и непроизвольное внимание.

Произвольным вниманием называется такое внима­ние, которое возникает под влиянием сознательно по­ставленной цели и волевого усилия.

Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.

Произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности. Произвольное внимание к чему-либо уста­навливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. В произвольном внимании отчетливо выступает деятель­ность второй сигнальной системы.

Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных фун­кциональных системах больших полушарий головного мозга, соответствующих наиболее значительным для че­ловека явлениям окружающего мира. Эти системы об­ладают поэтому способностью к оптимальной возбу­димости. Следовательно, любой слабый, но действующий в этом направлении раздражитель возбуждает именно эти системы, что и проявляется в виде активного вни­мания.

Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в раз­витии произвольного внимания имеют школа и заня­тия, связанные с пребыванием в ней.

Внимание взрослого человека развивается и совер­шенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значе­ние имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстанов­ление его у больных играет спорт.

Среди важнейших свойств внимания, как говори­лось выше, выделяется концентрация, или сосредото­ченность его на ограниченном круге объектов.

Количество этих объектов определяет объект внима­ния. Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характе­ра деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.

Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: из-за слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается и при некоторых соматических забо­леваниях.

Отметим важную особенность внимания —- его ус­тойчивость, т.е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Чем более однообразны операции, предметы, входя­щие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбу­дителей имеется в окружающей среде, в мыслях и пере­живаниях человека, в его организме (болевые ощуще­ния и т.д.), тем легче сохраняется устойчивость внима­ния.

В связи с этим в целях психогигиены на предприяти­ях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять всякие отвлекающие факторы.

Расстройства внимания

Расстройства внимания или нарушения внимания — патологические изменения направленности, избиратель­ности психической деятельности.

Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определенные типы невнимательности.

Сужение объема внимания — человек одновремен­но может воспринимать только небольшое число объек­тов.

Неустойчивость внимания — нарушена концентра­ция внимания и наблюдается его отвлекаемость на по­бочные раздражители.

Ослабление внимания проявляется в невниматель­ности. Первым типом невнимательности является рас­сеянность, определяемая малой интенсивностью внима­ния. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных боль­ных.

Второй тип невнимательности определяется высо­кой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.

Расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких боль­ных возникшее действие неоднократно повторяется в ре­зультате затруднения в переключении внимания на но­вое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключе­ния внимания патологически усиливается. Это отмечает­ся у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими, и т.д., в резуль­тате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

Третий тип невнимательности определяется не толь­ко весьма слабой интенсивностью концентрирования вни­мания, но еще более слабой его переключаемостью. Тако­го рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Поскольку качество внимания зависит от многих ус­ловий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания в зависимости от утомления и общего состояния организ­ма, эмоциональных переживаний и т.д.

Повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания.

В связи с этим, важно выявить суточную, недельную или месячную кривую внимания. Следует установить, какие ошибки допускаются больными в работе и когда

более всего. Нужно обратить внимание при опросе на допускаемые пропуски в письме, ошибки в счете.

Большое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому человеку дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование про­водится 5 — 8 мин. Целесообразно проводящему ис­следование отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть. По истечении времени подводят итог — количество пра­вильно выполненных действий и сделанных ошибок. Важ­но обратить внимание на увеличение ошибок, что свиде­тельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов. Это характерно для некото­рых больных, страдающих неврозами или органическим заболеванием головного мозга.

Кроме того, для оценки внимания используется счет. На­пример, дается ряд чисел от 1 до 25 и в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость внимания, предлагая исследуемо­му вычитать от 100 по 7 или 13, с фиксацией времени выпол­нения задания, ошибок и т.д. Психологи также используют различные наборы таблиц для исследования внимания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...