Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние транспорта на окружающую среду




 

Наряду с энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством и строительством на окружающую среду существенное воздей­ствие оказывает транспорт. Транспорт всегда играл важную роль в жизни человечества, но особенно его роль возросла в XX в. Рассто­яние между любыми двумя точками земного шара можно преодо­леть за несколько часов.

Различают следующие основные виды транспорта: автомобиль­ный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, магист­ральный трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы).

В настоящее время земной шар покрыт густой сетью путей сооб­щения. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 11,5 млн км, воздушных линий — 5,3 млн км, железных дорог — 1,3 млн км, трубопроводов — около 1 млн км, внутренних водных путей — 600 тыс. км. Транспорт стал одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. На транспор­те занято 9 % всех работающих в народном хозяйстве, транспор­том потребляется примерно 13% топливно-энергетических ресур­сов, расходуемых в народном хозяйстве. Большую долю транспорт­ной работы выполняет промышленный транспорт, в составе ко­торого примерно 30 — 35% перевозок совершают железные доро­ги и около 60% — автомобили, а оставшиеся 5 — 10% — конвей­ерные виды (трубопроводы, транспортеры, канатные дороги), а также речные и морские суда.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую сре­ду происходит различными путями.

Современным крупным аэропортам тре­буется, как правило, 25 — 50 км2 площади. Аэропорт в Далласе (штат Техас в США) занимает 70 км2. Добавим к этому, что примерно 120 км2 в зоне современного аэропорта становятся непригодными для заселения в основном по условиям безопасности полетов и чрезмерного шума.

 

Кардинально решает проблему экономии площадей строитель­ство железных и автомобильных дорог на эстакадах и особенно под землей. Но такие сооружения существенно повышают сто­имость транспортных сооружений: на эстакадах — в 1,5 — 2 раза, под землей — $ 3 — 4 раза. Во многих городах мира на эстакады подняты автомобильные и железные дороги, а также линии мет­рополитена. На эстакаду поднята скоростная железная дорога между Токио и Осака. С целью экономии площадей сооружаются также многоэтажные и подземные* гаражи и стоянки автомобилей. В Же­неве, например, подземный гараж размещен даже под частью площади озера. Строятся подземные железнодорожные вокзалы. Примером грандиозного подземного вокзала может служить но­вый вокзал в Токио. Уже давно практикуется использование тер­риторий, отвоеванных у моря. Наибольший опыт в этом отноше­нии накопили Нидерланды, примерно 1/3 территории которой когда-то была дном моря. Сегодня в Нидерландах изучаются и ре­ализуются возможности строительства новых островов в Север­ном море для размещения аэродромов, причалов для погрузки и разгрузки супертанкеров, а также мусоросжигательных станций и заводов по переработке отходов производства и быта.

В Японии значительная часть эстакады монорельсовой дороги, связывающей центр Токио с аэропортом, проходит не над бере­гом, а непосредственно над морем вдоль берега. Там же созданы искусственные острова. Токио и Осака частично стоят на земле, отвоеванной у моря. Голландский метод осушения территории с помощью дамб был использован в США при сооружении аэро­дрома в Чикаго на берегу озера Мичиган, а также в Великобрита­нии на ряде островов.

Все виды транспорта в той или иной степени вызывают загряз­нение водного бассейна. Наиболее распространенными загрязни­телями, которые вводятся транспортом в гидросферу, являются нефть и нефтепродукты. Эти загрязнения усиливаются из-за ава-

рий танкеров, перевозящих нефть. К 70-м годам XX в. многие круп­ные реки и озера оказались в той или иной степени загрязненны­ми. Загрязнена нефтью вода многих морей, особенно в бассейне Средиземного моря, в частности в районах Неаполя, Венеции, Генуи, Марселя. Нефтяная пленка задерживает на 35 — 40% ульт­рафиолетовое излучение и тем самым снижает фотосинтез и образо­вание биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом меж­ду гидросферой и атмосферой, а находящаяся в воде 1 т нефти по­глощает почти весь кислород, растворенный в 400 тыс. т воды. Нефть не только плавает, но и тонет, отравляя глубинные массы воды. Уже сегодня ущерб по объему морепродуктов, которыми пользуется че­ловек, оценивается в 20 млн т в год, или около 25%.

Транспорт вместе с промышленностью являются в настоящее время главными источниками загрязнения воздушного бассейна. Особую ответственность несет автомобильный транспорт. По аме­риканским данным, в 1960 г. на его долю приходилось более 55 % общей массы загрязнителей, при этом особенно много выбрасы­вается окиси углерода (81 %). Иными словами, транспорт выделя­ет значительную часть загрязнителей, приходящихся на энергети­ку, промышленность и прочие сферы экономики.

Современный автомобиль для сгорания 1 кг бензина расходует около 200 л кислорода. Это больше объема кислорода, вдыхаемого человеком на протяжении суток. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год автомобиль сжигает 1,5 — 2 т топлива и 20 — 30 т кислорода. Реактивный пассажирский самолет при перелете из Парижа в Нью-Йорк тратит 35 т кислорода.

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды [38]. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объема вредных вы­бросов в атмосферу. В мегаполисах эта величина еще больше: Санкт-Петербург — 71 %, Москва — 88%. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков и плохих дорожных условиях при­водит к постоянному возрастанию загрязнения атмосферного воз­духа, почв и водных объектов. Уровни загрязнения воздуха оксида­ми азота и углерода, углеводородами и другими вредными веще­ствами на большинстве автомагистралей в 5 —10 раз превышают предельно допустимые концентрации.

Большинство сортов применяемого ныне бензина содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41 — 0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. При­менение этой присадки позволяет сократить потребление топли­ва, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.

В России в 1997 г. эксплуатировалось 22,5 млн единиц автомо­бильной техники, в том числе более 17,6 млн легковых автомоби­лей. В стране насчитывается около 4 тыс. крупных и более 200 тыс. мелких предприятий, занятых непосредственно перевозками.

Низкий технический уровень отечественных автомобилей и эксплуатацию, не соответствующую требованиям национальных стандартов, подтвердили результаты операции «Чистый воздух», проведенной в 1997 г. Практически во всех субъектах Российской Федерации отмечено, что доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и дым-ности, в среднем составляет 20 — 25 % и в отдельных регионах стра­ны достигает 40 %.

Основными причинами сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:

· отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за со­блюдением нормативов государственных стандартов по токсично­сти и дымности отработавших газов транспортных средств;

· выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позво­ляющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;

· слабый контроль за качеством реализуемого моторного топ­лива;

· недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспор­та на менее токсичные виды топлива;

· въезд на территорию городов большегрузного транспорта;

· отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей сре­ды на транспорте.

 

В 2000 г. мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд единиц, из которых 83 — 85 % приходится на легковые автомоби­ли, а 15—-17% — на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10% — в Японии и 20% — в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 г. в среднем приходилось: в США — 534 автомобиля, Фран­ции — 454, в Великобритании — 322, в России — 167 автомашин.

Если поставить все существующие сегодня в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору. Специалисты Массачу-" сетского технологического института (США) считают, что и по­сле 2000 г., несмотря на развитие сети общественного транспор­та, личные автомашины будут составлять примерно 75% всего транспортного парка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...