К главе IX. Формы развития знания
⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40 Упражнение 1 (с. 239, 240) 1. В тексте проблема не ставится. 2. Ставится неразвитая проблема. 3. Ставится развитая проблема. Упражнение 2 (с. 245) 1. Выдвигается догадка. 2. Выдвигается гипотеза. Упражнение 4 (с. 250) 2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. 2. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961. 3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978. 4. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980. 5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984. 6. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.М., 1994. 7. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960. 8. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. 9. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Понятие”. М., 1986. 10. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989. 11. Войшвилло Е.К. Методические материалы к семинарским занятиям по теме “Классическая логика” (“Исчисления высказываний и предикатов”). М., 1985. 12. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. КнигаI, II. М., 1994. 13. Войшвилло Е.К., Ивлев Ю.В. Логические аспекты философской аргументации // Вопр. философии. Вып. 6—7. Ереван, 1988. 14. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. 15. Горский Д.П. Логика. М., 1963. 16. Горский Д.П. Определение. М., 1974. 17. Джини К. Логика в статистике.М., 1973. 18. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. 19. Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976. 20. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987. 21. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. Ростов-на-Дону,1991.
22. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980. 23. Маковельский А.О. История логики. М., 1967. 24. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991. 25. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. 26. Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1987. № 2. 27. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923. 28. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. 29. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ.М., 1978. 30. Сборник упражнений по логике / Под ред. А.С.Клевчени и В.И.Бартона. Минск, 1981. 31. Свинцов В.И. Логика. М., 1987. 32. Сергеич П. Искусство речи на суде.М., 1988. 33. Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теория множеств. М., 1965. 34. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964. 35. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989. 36. Старченко А.А. Человек, имеющий убеждения // Молодой коммунист. 1975. № 9. 37. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967. 38. Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М., 1982. 39. Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967. 40. Формальная логика. Л., 1977. 41. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.М., 1983.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................…………… 2 Глава I. Предмет логики.............................................................…………… 7 § 1. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления..............................................………………. 7 § 2. Формальная логика как наука......................................…………. 8 § 3. Из истории логики........................................................…………. 11 Глава II. Логика и язык права...................................................…………….. 14 § 1. Специфика языка права................................................………. … 14 § 2. Язык как знаковая система...........................................………….. 16
§ 3. Имена..............................................................................………….. 18 § 4. Язык логики высказываний...........................................…………. 25 Глава III. Логика и методология. Основные методологические принципы логики.....................................................………………………………. 27 § 1. Место логики в методологии научного познания.......…………. 27 § 2. Основные методологические принципы диалектической логики..............................................................………………………… 29 § 3. Основные методологические принципы формальной логики............................................................................………………. 31 Глава IV. Суждение, вопрос, норма..........................................……………. 38 А. Суждение................................................................................……………. 38 § 1. Простые суждения.........................................................………… 38 § 2. Сложные суждения........................................................………… 42 § 3. Отношения между суждениями....................................………… 51 § 4. Отрицание суждений.....................................................………… 54 В. Логическая характеристика вопросов...................................…………… 57 С. Норма......................................................................................…….……… 65 Глава V. Умозаключение............................................................…………… 68 А. Дедуктивные умозаключения................................................……………. 68 § 1. Выводы логики высказываний......................................…………. 68 § 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях между высказываниями, так и на внутренней структуре простых высказываний..........………………………………………………………….. 85 В. Индуктивные умозаключения..............................................……………… 97 § 1. Обратная дедукция........................................................…………… 98 § 2. Обобщающая индукция................................................…………… 99 § 3. Методы установления причинных связей между явлениями........………………………………………………………….. 109 § 4. Умозаключения по аналогии.........................................…………… 112 § 5. Индукция и дедукция как методы познания..............…………….. 117
Глава VI. Понятие.........................................................................…………….. 119 § 1. Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия................................................................………………. 119 § 2. Признаки предметов и их виды......................................………… 120 § 3. Содержание и объем понятия.........................................………… 121
§ 4. Виды понятий..................................................................…………. 125 § 5. Отношения между понятиями........................................…………. 128 § 6. Обобщение и ограничение понятий................................………… 132 Глава VII. Определение и классификация................................……………... 137 § 1. Определение и приемы, сходные с определением.......………….. 137 § 2. Явные определения.........................................................………….. 142 § 3. Неявные определения.....................................................………….. 144 § 4. Правила определения. Ошибки в определениях..........………….. 145 § 5. Деление и его виды........................................................…………… 150 § 6. Правила деления. Ошибки, возможные при делении..………….. 153 § 7. Классификация................................................................………….. 155 Глава VIII. Логические и методологические аспекты аргументации и критики..........................................................………… 166 § 1. Аргументация и доказательство......................................………… 166 § 2. Критика и опровержение................................................…………. 171 § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики............…………... 172 § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения..............................................................……………….. 180 Глава IX. Формы развития знания.............................................……………… 211 § 1. Проблема.........................................................................…………… 211 § 2. Гипотеза и следственная версия......................................... ……….. 213 §3. Теория..............................................................................……………. 222 § 4. Управленческое решение................................................………….. 227 Глава X. Алгебра логики и ее применение в сфере правопорядка..........................................................................………….. 242 § 1. Понятие алгебры логики.................................................…………. 242 § 2. Применение алгебры логики...........................................…………. 247 Заключение....................................................................................…………….. 256 Ответы и решения.........................................................................…………….. 257 Литература......................................................................................…………… 263
Учебно-методическое издание Ю.В.Ивлев ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ
Зав. редакцией К.И.Дементьева Редакторы К.И.Дементьева, Е.В.Дюковлева Корректоры С.В.Данченко, Т.С.Ковалева Компьютерная верстка Л.А. Черкасова
Сдано в набор 29.09.95 г. Подписано в печать 26.02 96 г Формат 60х90 '/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл.п.л. 15,17. Уч.-изд.л. 19,00. Тираж 2000 экз. Заказ № 1. ЛР № 040605 от 4 марта 1993 г. ___________________________________________________
Отпечатано в типографии “Юридический колледж МГУ”. [1] Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. С. 68.
[2] Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, 1987. С. 435.
[3] Цит. по: Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1946. С. 5—6.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29.
[5] Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. I. СПб.. 1857-1869. С. 67—68.
[6] Цит. но: Стяжкин П.И. Формирование математической логики. М., 1967. С. 217.
[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.
[8] Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления // Вопросы философии. 1969. № 8. С. 30.
[9] Нематериальное само по себе, конечно, не может воздействовать на действительность, а лишь используется человеком в качестве руководства при его материальной деятельности. Именно в этом смысле здесь употребляется выражение “нематериальные средства преобразования действительности”.
[10] Параграф написан В.В.Ивлевой.
[11] Шептулин АЛ. Диалектика как метол исследования социальных явлений М., 1977. С. 4.
[12] Шептулин А.П. Диалектика как метод исследования социальных явлений. М., 1977. С. 4.
[13] Скворцов К.Ф. Методологические вопросы прогнозирования хищений социалистического имущества // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 25. С. 6—7.
[14] Палавра — судебные препирательства и споры.
[15] Об отношениях между высказываниями говорится в следующем параграфе этой главы.
[16] 3aйцeв Е.Б. Речь но делу Фокина // Судебные речи советских адвокатов. М., 1960. С. 84
[17] Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1978. Т. 2. С. 362.
[18] Заметим, что Д.С.Милль, называя индукцию наведением, не относил умозаключения “от знания о каждом предмете класса к знанию о всех предметах этого же класса” к наведению. Он писал: “Если, заключая, что все животные обладают нервной системой, мы разумеем то же, как если бы сказали “все известные животные, и не более этого”, то предложение не есть общее, и процесс, приводящий к нему, не есть наведение. Но если мы разумеем, что наблюдения над различными видами животных открыли нам закон животной природы и что мы вправе утверждать присутствие нервной системы даже в животных, еще не открытых, то такой процесс, действительно, наведение”. (Милль Д.С. Система логики. СПб.. 1865. Т. 1. С. 336-337)
[19] Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Предисловие к сочинениям Платона / / Платон. Соч. В 3 т. М., 1969. Т. 1. С. 37.
[20] См.: Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М., 1966. Гл. 1. § 3.
[21] Под фактическим содержанием далее имеется в виду полное фактическое содержание.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
[23] Белкин Р.С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С. 83.
[24] Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. С. 139.
[25] Гоббс Т. Избр. произв. М., 1926. С. 58.
[26] Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989. С. 226.
[27] Таксоны, которыми пользуются ботаники и зоологи, в общем сходны.
[28] Рукопись Андрея Николаевича о новгородском землевладении была обнаружена после его смерти. Предполагается ее публикация в историческом журнале.
[29] Аргументация является правильной, если она осуществляется в соответствии с излагаемыми ниже правилами.
[30] Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании. М., 1987. С. 141.
[31] Рекомендуется обратить внимание на то, что в некоторых аргументациях, кроме тезиса и аргументов, имеются утверждения, называемые допущениями.
[32] Критика является правильной, если она осуществляется в соответствии с излагаемыми ниже правилами.
[33] См. § 1 главы IX этой книги.
[34] Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 97.
[35] Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории человечества. М., 1956. С. 34.
[36] Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №. 3. С. 65.
[37] Там же. С. 66.
[38] Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. СПб., 1992. С. 15.
[39] Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. С. 41.
[40] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 530.
[41] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 51.
[42] Бурлацкий Ф. После Сталина // Новый мир. 1988. № 10. С. 192.
[43] Каляев А.Ф. Речь по делу Курдина // Судебные речи советских адвокатов. М., I960. С. 33.
[44] Литературная газета. 26 ноября. 1988.
[45] Цит. по: Новиков Ю. Две судьбы, или еще раз о монополизме в науке, его героях, почитателях и жертвах, его методах и тяжелых деструктивных последствиях // Наука и жизнь. 1988. № 6. С. 66. [45] Наука и жизнь. 1988. № 6. С. 67.
[47] Там же. [48] Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988. С. 186.
[49] Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 52—53.
[50] Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988. С. 22 [51] Там же. С. 23 [52] Мейтленд Иди. Возникновение человека: Недостающее звено. М., 1977. С. 84-85. [53] Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. С. 215.
[54] Менделеев Д.И. Основы химии. М., 1947. Т. 1. С. 150—151.
[55] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 242.
[56] Смирнов Е.С. Систематика живого // Структура формы и материи. М., 1967. С. 401
[57] Например, идеальных, абстрактных.
[58] Жуковский Н.Е. Теоретическая механика. М.—Л., 1952. С. 12.
[59] Аникин А.В. Юность науки. М., 1979. С. 174.
[60] Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964. С. 31.
[61] Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978. С. 23.
[62] См.: Михаилов А.А. Принятие решения на предприятии. М., 1974. С. 7.
[63] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 6. С. 328.
[64] См.: Михайлов А.А. Принятие решения на предприятии. М., 1974. С. 9.
[65] Сагатовский В.Л. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философ. науки. 1976. № 3. С. 76.
[66] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116.
[67] См.: Беркли Э. Символическая логика и разумные машины. М., 1961. С. 51.
[68] Винер Н. Кибернетика. М.. 1968. С. 57.
[69] Кофман А., Фор Р. Займемся исследованием операций. М., 1966. С. 187.
[70] Страницы указаны по печатному изданию
Читайте также: A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|