Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современных педагогических технологий




 

 

В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы

использования проектной методики в контексте современных педагогических

технологий, которые включают следующие положения:

1. ориентационные изменения в школьной системе образования;

2. дидактическая структура проектного обучения как новой педагогической

технологии в системе образования;

3. сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и

проектного обучения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития

школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-

нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что

знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой

деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их

использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к

реальной деятельности вне стен учебного заведения [48: 8].

Анализ материалов международных научных конференций убеждает в том,

что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и

умения, то определенные качества личности. Постиндустриальное общество

заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно

действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся

условиям жизни.

Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на

решение следующих задач.

1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в

зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет

опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных

областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный подход в обучении;

- стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные

вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

- усилить степень автономии учащихся;

- пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и

письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.

3. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя

полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям

[48: 8-9].

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не

представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения

при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в

большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий» [37:

13].

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат [37: 14], заключается не

столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий

обучения.

Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение)

определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и

переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и

совершенствующая такие приемы и способы. [55: 248]

Технология обучения -это комплексная интегративная система, включающая

упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое

целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на

усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование

личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает

Д.В. Чернилевский [55: 248-249], технология обучения предполагает

управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных

процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus –

брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта

категория не является новой в педагогической теории. В последние

десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,

предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств

Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той

общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения

,созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или

проектирование.

Проектирование, как отмечает Н.П. Сибирская [47: 344], представляет

собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.

Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на

планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном

исследовании.

Дж. К. Джонс [17: 43], определяя понятие «проектирование», отмечал:

«Вот некоторые определения и формулировки процесса проектирования,

появляющиеся в последнее время:

1. Моделирование предполагаемых действий до их осуществления,

повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в

конечном результате.

2. Осуществление очень сложного акта интуиции.

3. Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при

определенном комплексе условий.

4. Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего».

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е.С.

Полат [37: 67] рассматривает проектную методику как совокупность

поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути,

представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной

деятельности, развития креативности и одновременно формирование

определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного

продукта.

Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология,

ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и

приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру

современной проектной методики.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения,

относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по

определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую

категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью

практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При

проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной

дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом [37: 66].

Многие дидакты и педагоги [4; 5; 9; 14; 36; 41; 42; 56; 57] обратились

к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются

важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний,

умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся,

затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация

учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках

заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только

из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой

цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные

последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-

следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной

деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг

с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он

становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде

всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные

способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за

конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая

индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе

результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца,

они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать

статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические

данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж,

стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие

поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это

теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении

конкретного ее решения, если практическая – то задачей школьника является

достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование

разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с

другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер

науки, техники, творческих областей.

Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-

ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном

процессе. Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам

Е.С. Полат [37: 10] традиционную парадигму образования «учитель – учебник

– ученик» на новую «ученик – учебник – учитель»(См.: Приложение 2).

Именно так построена система образования в лидирующих странах мира,

что отражает гуманистическое направление в философии, психологии и

педагогике.

Обратимся к сравнительной характеристике традиционной парадигмы

образования и новой, применяемой при проектном обучении (См.: Приложение

3).

При этом наиболее существенным являются рассуждение Р.П. Мильруд.

Анализируя современные тенденции в образовании, Р.П. Мильруд [31: 17]

подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной практике преобладает

тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более

активное использование проектных приемов». Главное различие, как утверждает

Р.П. Мильруд[31: 17], заключается в том, что «с помощью тренировочных

приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью

проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и

усваивать его…».

Р.П. Мильруд действительно оказался прав в своих рассуждениях о

сравнении традиционной и новой парадигмы образования. В настоящее время

традиционные школьные программы перегружены учебной информацией, что

непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так

как в этой ситуации не может быть идти речь о формировании навыка

применения. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так

как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в

процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же

решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний,

познавательную деятельность.

Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся усложняется

по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование

помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания

перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

 

 

Выводы к главе I.

 

1. Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на

личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего

учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-

коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать

проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик,

которая способствует достижению высоких результатов обученности и

образованности личности..

Ведущие положения проектной методики основаны:

- на учете особенностей личности учащихся;

- на связи идеи проекта с реальной жизнью;

- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,

которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное

сотрудничество учителя и учащихся;

- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении

личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной

мыслительной деятельности;

- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к

более качественному овладению ИЯ.

2. Проектная методика является:

- альтернативным подходом в современной системе образования;

-новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность

поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации

познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и

одновременно формирования определенных личностных качеств.

-продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от

традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные

приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие

решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное

исследование (см. Приложение 4)

Современное проектное обучение нашло широкое применение в

образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая

эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии,

Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи

(гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и

приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических

знаний и их практического применения для решения конкретных проблем

окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной

тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему:

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти

знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные

системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и

прагматическими умениями.

 

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении

иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

 

2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования

проектной методики в обучении иностранным языкам

 

 

В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-

педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики

иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в

средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения:

- роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной

системе;

- специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней

общеобразовательной школы, основные цели и задачи;

- использование проектной методики с учётом специфики обучения ИЯ

на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий

для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, для

подготовки интеллигентного человека; для воспитания в каждом школьнике

потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для

формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным

дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач.

ИЯ является деятельностным учебным предметом, который обладает

образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающий

прочную основу для формирования интеллигентного человека.

В целях обеспечения непрерывности языкового образования

общеобразовательная школа предоставляет учащимся, закончившим базовый курс

обучения в 9 классе, возможность продолжить изучение ИЯ на старшем этапе

(10 – 11 классы).

Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на старшем этапе.

Согласно материалам сборника, содержащего комплект программно-

нормативных документов для 10 - 11 классов [ 39: 13-14 ], таковыми

являются:

1) более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности

(чтения, говорения, аудирования, письма);

2) использование аутентичных, проблемных публицистических и

художественных текстов в качестве источников информации,

затрагивающих актуальные темы современности;

3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут

затрагиваться нестандартные ситуации общения;

4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое

обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена

мнениями;

5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста и

самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного

или услышанного.

Таким образом, основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является

совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции

, являющееся главным условием

осуществления межкультурной коммуникации в целом.

На завершающем этапе обучения целесообразно использовать такую

педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести

своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть

способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и

совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной,

социокультурной и межкультурной компетенции.

При этом наиболее логичным является рассмотрение психолго-

педагогических основ использования проектной методики с учетом специфики ИЯ

как учебного предмета на старшей ступени обучения средней

общеобразовательной школы.

Каким же образом проектная методика может быть использована в

преподавании ИЯ на старшей ступени обучения?

Объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность как

важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом. По утверждению

И.Л. Бим [5: 11], межкультурное взаимодействие возможно только в том

случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной

коммуникативной компетенции (ИКК): языковая, речевая, социокультурная,

компенсаторная и учебная.

Проектная методика, как современная педагогическая технология

обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной

коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной

языковой личности.

Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе

проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе

творческого применения языкового материала.

1. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или

ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на

уровне, определенном программой, необходима активная устная практика

для каждого ученика группы.

2. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового

окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или

коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные

задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-

либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения

этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании

своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык

выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих

мыслей.

3. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного

взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой

тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур,

чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования

языка в новой для них культуре[41: 5].

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом,

заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на

активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего

оформления искусного владения определенными языковыми средствами.

Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной

технологии являются:

1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к

обучению ИЯ.

2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.

3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог,

монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной

деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).

4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и

практикой.

5. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-

координирующий характер деятельности учителя.

6. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции

(языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая

является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом.

Данная технология предусматривает временную и структурную

завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения

последовательных действий (См.: Приложение 4).

Анализируя вышесказанное, определим основные принципы использования

проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в

рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ.

1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-

познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта,

предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой

деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками

проекта, практическую ориентацию каждого занятия.

Личностно-значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в

проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей

предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.

Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках

проектной методики обучения ИЯ:

1. В процессе проектного обучения учащиеся включаются в познание

окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие

самосознание, мышление.

2. В процессе проектной деятельности учащиеся принимают активное участие

в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут

пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии

альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают

последствия выбора, действуют самостоятельно: сравнивают полученное с

требуемым; корректируют деятельность с учетом промежуточных

результатов; объективно оценивают результат проектной работы и

результат проектирования.

3. Учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения,

чувства, поделиться опытом. Tom Hutchinson [60: 11] при этом

утверждал: “Project work is very personal. There is nothing

simulated about the project. The students are writing about their own

lives: their house, their family, their own town, their dreams and

fantasies, their own research into topic that intеrest them. Язык,

по утверждению Т.Хатчинсона [60: 13], должен быть средством общения

и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для

пользования языком с целью его совершенствования. Довольно таки

«чужая» информация, например о “Janet and John’s family”, “Mr.

Smith’s house” не способствует развитию коммуникативной компетенции в

должной степени.

4. Поощряется совместная работа учащихся (в группах, командах). Работа

в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно

повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями

и помогать друг другу.

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой

деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между

иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует

развитию коммуникативной компетенции.

 

Рассмотрим схему нижепредставленную схему 1[1]:

Схема 1.

Проектная работа и интеграция

 

Как показано в схеме 1, проектная работа является источником

использования широкого спектра коммуникативных навыков и умений, что дает

право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей,

а также представляет возможность открыто высказываться о вещах, которые

действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Сплетение

языка с действительными нуждами учащегося, когда непосредственная цель

действия (его предмет) совпадает с мотивом, потребностью самого ученика

поделиться своей мыслью с учителем, является основой коммуникативного

подхода при проектном обучении ИЯ.

2.Принцип ситуативной обусловленности.

Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей

реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа

учащихся на личностно-значимые темы: “Our House of Tomorrow”, “We are

against Violence”, “My Dream family” и т.д.

3.Принцип проблемности.

Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение

коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности.

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных

языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая

определенную практическую и теоретическую познавательную значимость.

Например:

1. Система школьного образования в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное,

что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее

(школу) представляете?).

2. Культура России и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше

понять национальный характер?)

3. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование

нашего мировоззрения?)

4. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей

среды?)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы

предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения

темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается составить проект

“The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что

есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии

Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в

памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного

языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации

пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач

актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную

деятельность учащихся.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно

сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со

знаниями, усвоенными ранее, то по проектной методике учащиеся освобождаются

в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта

собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление

проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить,

рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые

ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве

методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной

работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности,

воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести

исследовательскую работу.

Таким образом, в основе творческого решения проблемы, как ведущей

составляющей проектного обучения, лежит не только знание ИЯ, но и

владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для

решения этой проблемы. Процесс интеграции при проектном обучении ИЯ

помогает учащимся осознать роль языковых знаний, которые становятся

основным средством при успешном овладении иноязычной речевой деятельностью,

помогают овладевать культурными образцами мышления, формировать свои

мыслительные стратегии и смело вступать в межкультурную коммуникацию.

4.Принцип соизучения языка и культуры.Данный принцип предполагает

создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности

учащихся.

Рассмотрим схему 2, 3[2]

:

 

Схема 3

 

Язык- это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной

культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной

культуры, а также с особенностями функционирования языка в культуре.

Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и

истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей

собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога

культур. Таким образом, ИЯ в проектной работе является также и связующим

звеном между англо-говорящим миром и собственным миром ученика.

 

5. Принцип автономности.

Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем

самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или

решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним

из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному

языку на старшем этапе является предоставление обучаемым реальной автономии

и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-

познавательной мыслительной деятельности.

Развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению

изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в

современных программах по изучению иностранных языков. При этом уровень

автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков

рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком

[26: 9].

Ориентированная на личность обучаемого проектная методика

предполагает, таким образом, следующее: учащиеся самостоятельно определяют

цели и задачи иноязычной речевой деятельности, отбирают необходимый

материал, пользуясь разнообразными источниками информации, планируют

содержание иноязычной речевой деятельности и осуществляют ее, добиваясь

искомого результата.

 

Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных

интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и

достаточных для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе

проектной методики обучения иностранным языкам. Е.С. Полат [41: 5]

выделяет следующие, которые способствуют успешному овладению проектной

деятельностью:

 

1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить

главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте),

анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение

работать с разнообразными справочными материалами);

2. творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в

различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов

решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного

решения);

3. коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего

собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать

свою мысль).

В контексте автономного учения проектное обучение предполагает

формирование также и умений осознавать собственные потребности, выбирать

адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего

труда.

Важным моментом является и то, что учащимся рекомендуется вести

дневник, и это позволяет им участвовать в обсуждении хода и результатов

учебного процесса. В дневнике школьники формулируют свои чувства и

отношение к этому процессу, делают выводы о факторах, стимулирующих или

тормозящих его. Дневник позволяет фиксировать каждый успешный шаг в

овладении языком, удачно выбранные приемы работы и учебные материалы;

непрерывно оценивать собственный прогресс, вести диалог с учителем.

Анализируя важнейшую составляющую проектного обучения – автономность

учащихся, необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной

деятельности в процессе иноязычного общения учащийся овладевает целым рядом

важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые

материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными

видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты;

взаимодействовать с учителем и товарищами; активно мыслить и познавать

действительность посредством ИЯ, добывать необходимые знания и умения и

успешно использовать их в практической деятельности.

Для выпускников школы автономность при проектировании является

средством для повышения внутренней мотивации и может стать целью,

реализация которой ведет к возможности самообразования в сфере изучения ИЯ.

Исходя из приведенной сущностной характеристики проектной методики с

учетом ИЯ как учебного предмета, необходимо отметить, что проектная

методика как нельзя лучше подходит к продуктивным методикам обучения ИЯ,

иноязычной культуре и межкультурной коммуникации, суть которой –

развивающее, личностно-ориентированное обучение.

 

2.2. Технология проектного обучения иностранному языку на старшей

ступени средней общеобразовательной школы.

 

 

При описании методики использования проектного обучения ИЯ на

старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо

рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия

учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-

педагогических факторов и специфики ИЯ как учебного предмета.

Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе

обучения ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при

обучении ИЯ являются:

1) наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане

проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее

решения): исследования истории возникновения различных праздников в

англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day,

Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в

разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у

молодежи; проблема обустройства д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...