Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 5. Особенности административно-правового статуса




§ 5. Особенности административно-правового статуса

иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. < 1>, " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. < 2>, правительственные акты.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

< 2> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Нормами административного права также устанавливается статус различных категорий иностранцев и лиц без гражданства в нашей стране: руководителей иностранных государств, дипломатов, беженцев и других категорий пребывающих на территории нашей страны иностранных граждан.

По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранных граждан может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

Общая административная правосубъектность иностранных граждан по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за некоторыми изъятиями и ограничениями. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для граждан Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан.

Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан определяется целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом).

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранных граждан, например у дипломата, у получивших политическое убежище лиц и других.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания, назначаемая только судом (судьей)). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

В соответствии с Федеральным законом " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" допускается временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание иностранных граждан.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или указанного срока, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 04. 04. 2003 N 193 " Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации".

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 01. 11. 2002 N 789 " Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" ).

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с названным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 11. 10. 2002 N 754 " Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" ).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

 

Контрольные вопросы

 

1. Конституционные основы административно-правового статуса гражданина.

2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти. Их реализация.

3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан.

4. Обращения граждан.

5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

1. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

2. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008.

3. Субочев В. В. Законные интересы / Под ред. А. В. Малько. М.: Норма, 2008.

4. Хаманева Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: Изд-во ИГиПРАН, 1999.

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ " Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011).

6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ " О гражданстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031).

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032).

8. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285).

9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060).

10. Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485).

11. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ВСНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227).

12. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029).

13. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 " Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301).

14. Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222 " Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" (СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372).

15. Положение об управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утв. Указом Президента РФ от 22 мая 2004 года N 662 (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2025).

16. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утв. Указом Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 (СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 838).

17. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 " Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939).

 

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...