Духовная деятельность и ее специфика.
1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ. 2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности. 3) Основные цели духовной деятельности: а) формирование общественного сознания; б) формирование ценностей и идеалов человека и общества; в) удовлетворение идеальных потребностей общества; г) производство духовных благ. 4) Формы духовной деятельности: а) прогностическая; б) познавательная; в) ценностно-ориентировочная. 5) Роль духовной деятельности в современном мире.
Роль познавательной деятельности. 1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний. 2) Объекты познавательной деятельности: а) окружающий мир, природа; б) общество; в) человек. 3) Формы познания: а) чувственное познание б) рациональное познание 4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития Межличностные отношения и взаимодействия. 1) Понятие о межличностных отношениях. 2) Отличительные черты межличностных отношений: а) эмоционально окрашенный характер; б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации; в) осуществление внутри узкого круга людей. 3) Основные сферы межличностных отношений: а) отношения в семье; б) отношения среди коллег; в) отношения в дружеской компании. 4) Специфика межличностного конфликта. 5) Условия эффективности межличностного взаимодействия: а) принятие иного мнения как должного; б) готовность к диалогу и взаимопониманию; в) осуществление совместной деятельности; г) общность целей и интересов.
6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
Общение и его роль в развитии личности. 1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера. 2) Основные функции общения: а) коммуникативная (обмен информацией); б) перцептивная (принятие друг друга); в) интерактивная (взаимодействие друг с другом). 3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности. 4) Условия конструктивного общения: а) готовность к сотрудничеству, компромиссу; б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей; в) уважительное отношение к партнеру. 5) Общение в игре, труде, учении. 6) Специфика общения в сетевом сообществе: а) интенсивность коммуникаций; б) виртуальное общение; в) обилие и разнообразие информационных потоков. 7) Общение в формировании личности современного типа.
Игра и ее роль в формировании человеческой личности. 1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека. 2) Основные свойства игры: а) творческий характер; б) наличие воображаемой обстановки; в) освоение новых социальных ролей; г) наличие определенных правил. 3) Классификация игр: а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы); б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове); в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме); г) спортивные и т.д.. 4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте. 5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности.
Личность в современном обществе. 1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности. 2) Свойства личности: а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох); б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).
3) Специфические качества личности современного типа: а) готовность к инновациям; б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру; в) креативность; г) открытость, толерантное восприятие нового; д) инициативность и самодеятельность; е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе. 4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе: а) система средств массовой коммуникации; б) возросшие информационные потоки; в) изменившийся характер образования и труда; г) интенсификация общения в сетевом сообществе. 5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.
Трудовая деятельность. 1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы. 2) Признаки трудовой деятельности: а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей); б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы); в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов). 3) Основные виды труда: а) физический и умственный; б) простой и сложный. 4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе: а) сложный характер труда; б) наукоемкость, интеллектуальность труда; в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда. 5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива: а) развитие коммуникативных умений; б) развитие мышления и креативности; в) формирование умения действовать нестандартно; г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели; д) становление сплоченного и эффективного коллектива. 6) Труд – основа благосостояния общества.
Темы планов по разделу «Духовная культура» Духовная культура и ее роль в жизни общества. 1) Понятие о духовной культуре./ Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности. 2) Основные тенденции в развитии культуры: а) преемственность культурных традиций; б) новаторство и обновление культуры. 3) Основные функции культуры: а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»); б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений); в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);
г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей); д) целеполающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека); е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык). 4) Основные структурные элементы культуры: а) понятия и взаимосвязи между ними; б) ценности и идеалы; в) нравственные принципы; г) правила и нормы. 5) Формы культуры: а) традиционная культура; б) элитарная культура; в) массовая культура; г) экранная культура. 6) Элементы (универсальные феномены) культуры: а) наука; б) религия; в) мораль; г) образование. 7) Многообразие и диалог культур в современном мире. 8) Специфика духовной жизни в современной России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|