Молодежь и ее роль в современном обществе.
1) Молодежь – особая социальная группа. 2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления: а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет; б) молодежь - от 18 до 24 лет; в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет. 3) Особенности молодежного возраста: а) стремление к освоению новых социальных ролей; б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения; в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс); г) позитивное и органичное восприятие инноваций; д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности. 4) Специфика молодежной субкультуры: а) молодежная мода; б) молодежная музыка и кино; в) молодежный сленг; 5) Основные проблемы современной российской молодежи: а) сокращение численности молодежи в структуре населения; б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий; в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения. 6) Государственная молодежная политика в РФ. 7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.
Социальный статус и социальная роль. 1) Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе. 2) Признаки социального статуса: а) место жительства; б) уровень образования и профессия; в) стиль поведения и одежды и т.д. 3) Основные виды социальных статусов: а) предписанный (заданный, врожденный); б) достигаемый (приобретенный). 4) Связь социального статуса и социальной ролью. 5) Структура ролевого набора личности: а) роли в семье; б) роли в малом социуме; в) роли в профессиональной деятельности; г) роли в гражданской деятельности и т.д. 6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.
Социальный статус и социальная мобильность. 1) Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе. 2) Признаки социального статуса: а) место жительства; б) уровень образования и профессия; в) стиль поведения и одежды и т.д. 3) Основные виды социальных статусов: а) предписанный (заданный, врожденный); б) достигаемый (приобретенный). 4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса. 5) Проявления социальной мобильности: а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса); б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса). 6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.
Социальная мобильность и ее виды. 1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности. 2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества: а) общества с низким уровнем мобильности; б) общества с высоким уровнем мобильности. 3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты): а) семья; б) система образования; в) профессиональная деятельность; г) государственная служба и пр. 4) Проявления социальной мобильности: а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса)); б) по составу (индивидуальная и групповая). 5) Карьера как один из видов социальной мобильности. 6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе. 6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.
Социальный контроль и его виды. 1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп. 2) Признаки социального контроля: а) упорядоченность, категоричность и формализованность;
б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение; в) коллективное осуществление контроля. 3) Функции социального контроля: а) регулятивная (регулирование жизни людей); б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов); в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях). 4) Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) социальные санкции. 5) Виды (круги) социального контроля: а) формальный контроль посредством правовых норм; б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов; в) социальный контроль в профессиональной деятельности; г) социальный контроль в семье и частной жизни; 6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.
Социальные нормы и социальные санкции. 1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. 2) Функции социальных норм: а) координация деятельности людей; б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению; в) выступают в качестве характерных признаков групп. 3) Виды социальных норм: а) моральные нормы; б) правовые нормы; в) обычаи и традиции; г) ритуалы, церемонии; д) нормы этикета. 4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность: а) по предъявлению (формальные и неформальные); б) по отношению к личности (позитивные, негативные). 5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. 1) Понятие об отклоняющемся поведении./ Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. 2) Причины девиантного поведения: а) влияние семьи и семейного воспитания; б) наличие особенных способностей и талантов; в) кризисные явления в обществе; г) проблемы социализации молодежи. 3) Виды девиантного поведения: а) позитивное; б) негативное. 4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации.
Семья и ее роль в обществе. 1) Семья – первичная ячейка общества./ Семья – институт воспроизводства и развития общества. 2) Свойства семьи как малой группы: а) наличие кровнородственных или брачных связей;
б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения. 3) Основные функции семьи: а) репродуктивная; б) досуговая; в) социально-статусная; г) хозяйственная; д) эмоционально-психологическая; е) воспитательная. 4) Формы семьи: а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная); б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)). 5) Тенденции развития семьи в современном обществе: а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье; б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях; в) увеличение числа ранних браков и их распад; г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи; д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение; е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью. 6) Особенности развития семьи в современной России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|