§ 6. Административно-правовой договор
В процессе функционирования исполнительных органов государственной власти возникают договорные связи между отдельными субъектами управления, между ними и общественными объединениями. Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили как своего четкого определения, так и должного юридического оформления. Можно обнаружить лишь отдельные элементы, свидетельствующие о наличии некоторых признаков административных договоров. Очевидно, что исполнительные органы, будучи органами государственной власти, не исключены из договорного процесса по разграничению и передаче полномочий в рамках, например, предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно на договорных началах определяются, в частности, исключительные предметы ведения и полномочия федеральных, в том числе и исполнительных, органов, а также предметы совместного ведения. В первом случае имеется в виду, например, управление федеральной собственностью, а во втором - разграничение государственной собственности. По взаимной договоренности федеральные и республиканские органы определяют статус федеральных природных ресурсов; для решения ряда вопросов на федеральном уровне требуется предварительное согласие (договорный элемент) республиканских органов. Особенностью такого рода отношений является то, что их административно-правовые аспекты сформулированы в рамках государственно-правовых отношений; реализуются же они в связях между конкретными органами исполнительной власти. Федеральный конституционный закон " О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что на его заседаниях принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации, что Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции, а также законодательству. Специально подчеркивается, что Правительство осуществляет переданные ему полномочия на основании соответствующих соглашений, которые можно считать правовой формой реализации исполнительной власти.
Примечательно, что во всех приведенных случаях говорится не о собственно административных договорах, а об их косвенном или опосредованном характере. Тем не менее четко вырисовывается отличительный признак рассматриваемых соглашений: в них речь идет о полномочиях по реализации исполнительной власти. В столь же опосредованной форме элементы административно-правовых договоров обнаруживаются при анализе ряда законодательных актов (например, о налогах, об управлении федеральным имуществом). Определенные элементы такого рода имеют место и в трудовом законодательстве (например, предварительное соглашение об условиях поступления на государственную службу). В настоящее время такого рода соглашения заложены в основание контрактной системы замещения должностей в Вооруженных Силах, при формировании администрации государственных объединений и организаций. При этом контракт не только содержит обычные для трудовых отношений элементы, но и определяет объем исполнительных функций и соответствующих им полномочий, что весьма важно с административно-правовых позиций. В силу этого конкретная система заполнения вакантных должностей (государственная служба) требует после достигнутого предварительного соглашения сторон последующего одностороннего юридически властного решения полномочного исполнительного органа (должностного лица).
Оценивая проблему административно-правовых договоров (соглашений) в целом, можно утверждать, что они чаще всего и наиболее отчетливо выступают в роли юридических фактов особого рода, вызывающих возникновение административно-правовых отношений. Однако они предшествуют собственно юридически властной форме реализации исполнительной власти. В случае заключения контрактов они требуют последующего юридически властного волеизъявления полномочного исполнительного органа (должностного лица); достижение соглашения между различными субъектами государственно-управленческой деятельности также затем требует соответствующего юридически властного оформления. В силу этого само соглашение непосредственно не порождает конкретные административные правоотношения, но способствует формированию сложного состава юридического факта: соглашение плюс последующее (как результат) правомерное действие властного субъекта управления в виде издания индивидуального правового акта (например, приказа о назначении на ту или иную должность). Можно говорить о нескольких вариантах подхода к пониманию сути рассматриваемой проблемы. 1. Административные договоры (соглашения) смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы проявляются частично и наряду с юридическими инструментами, используемыми иными отраслями российского права. 2. Административные договоры (соглашения) исполнительных органов с негосударственными субъектами по поводу реализации их субъективных прав (например, контракты по поводу службы), представляющие собой предшествующие принятию одностороннего юридически властного решения отношения типично горизонтального варианта. Исполнительный орган в такого рода соглашениях тем не менее в определенном объеме проявляет себя в качестве государственно-властного субъекта, т. е. он вправе в одностороннем порядке изменить условия договора или даже расторгнуть его, т. е. действовать в " вертикальном" варианте, что, однако, не изменяет саму природу договора, а, скорее, имеет отношение к его реализации. 3. Административные договоры между различными субъектами исполнительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации. Это собственно административно-правовые соглашения. Но они не порождают конкретных правоотношений, не подменяют собой правовые акты исполнительных органов, не являются собственно средством управления.
Контрольные вопросы
1. Понятие административно-правовых форм осуществления исполнительной власти (государственного управления). Их значение. 2. Виды административно-правовых форм государственного управления. Соотношение организационных и правовых форм государственного управления. 3. Понятие и юридическое значение правовых актов управления. 4. Виды правовых актов управления. 5. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. 6. Действие правовых актов управления. Их законная сила. 7. Отмена, приостановление правовых актов управления. 8. Административно-правовые договоры: сущность и виды.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1. Абдурахманов А. А. Правовые акты управления в механизме административно-правового регулирования общественных отношений. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. 2. Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Учебное пособие. Екатеринбург, 1999. 3. Бачило И. Л. Роль административно-правовых актов в обеспечении государственного управления / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: ООО " Новая правовая культура", 2004. 4. Старилов Ю. Н. Административное право. В 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Воронеж, 2001. 5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801). 6. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663). 7. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895). 8. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 " О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313). 9. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 " О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305). 10. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 " О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233).
Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|