Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Административно-правовой статус




§ 4. Административно-правовой статус

религиозных объединений

Административно-правовой статус религиозных объединений определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. " О свободе совести и о религиозных объединениях", принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Законодательство Российской Федерации запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Запрещаются также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в двух формах - форме религиозных групп и форме религиозных организаций.

Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.

Религиозные организации создаются путем их учреждения. Не может быть учредителем религиозной организации: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с Федеральным законом " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии с Федеральным законом " О противодействии экстремистской деятельности"; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается Минюстом России или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого Минюстом России или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455.

 

Минюст России принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом Минюста России в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

- заявление о регистрации;

- список учредителей религиозной организации;

- устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

- нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

- соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

- документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

- заявление о регистрации;

- список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

- устав религиозной организации;

- протокол учредительного собрания;

- документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

- сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

- документ об уплате государственной пошлины.

Минюст России или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от Минюста России или его территориального органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в следующих случаях:

- цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

- создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;

- в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

- учредитель (учредители) неправомочен.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации, прекратившей свою деятельность.

Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Религиозные организации (религиозные группы) могут быть ликвидированы в следующих случаях:

- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом;

- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

- по решению суда в случае непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

- принуждение к разрушению семьи;

- посягательство на личность, права и свободы граждан;

- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

- склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

- воспрепятствование получению обязательного образования;

- принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

- воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

- побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

- неоднократное непредставление религиозной организацией, получившей в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в установленный срок отчета в Минюст России или его территориальный орган, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

Вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вправе органы прокуратуры Российской Федерации, Минюст России и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и виды предприятий и учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации.

2. Законодательные основы административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений.

3. Особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений.

4. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений.

5. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений.

6. Законодательные основы административно-правового статуса общественных объединений.

7. Особенности административно-правового положения религиозных объединений.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

1. Валяев Ю. К. Метод разрешения в административном праве России: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.

2. Зенькович Е. В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2007.

3. Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008.

4. Овчарова Е. В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица // Гражданин и право. 2001. N 1, 2.

5. Спектор Е. И. Правовое регулирование режима лицензирования в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005.

6. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ " О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746);

7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ " Об акционерных обществах" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1).

8. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 345).

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3441).

10. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) (СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716).

11. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6249).

12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145).

13. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ " Об общественных объединениях" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930).

14. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях" (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465).

15. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ " О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 5147).

 

Раздел III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...